Проект «Краеведческое лото»

 
 

Лыткина Полина Викторовна,

руководитель музея МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска

 

Проект «Краеведческое лото»

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Я.А. Коменский

Ян Амос Каменский был одним из первых сторонников метода открытия, или исследования как основы обучения. Сейчас наше образование пришло к тому, что для развития универсальных учебных действий в школе мы применяем проектную и учебно-исследовательскую виды деятельности.

Ребята в начальной школе все время выполняют небольшие проекты по истории своей семьи, домашним животным, истории родного города. Всегда вывешивают эти работы рядом со своим кабинетом, многие останавливаются, изучают. Я рассматривала последнюю выставку возле кабинета третьего класса «Когда моя мама была маленькой». Очень интересно оформлено на ватмане, с фотографиями, с рисунками.

В четвертом классе дети могут участвовать в конкурсе «Мое первое открытие». Это уже другой уровень исследования, здесь необходимо не только находить информацию, но и обобщать ее, систематизировать, делать выводы.

С пятого класса школьники участвуют в НПК, конечно, больше работ готовят учителя-предметники, но есть еще секция «Музеология» и здесь огромное поле деятельности для руководителей музеев. В данной секции наша школа принимает участие только второй год, но даже этого достаточно, чтобы увидеть, насколько мало ребят выполняют проекты по краеведению. Буквально 3–4 человека на район, по сравнению с другими секциями, где выступает как минимум десять конкурсантов.

Хочется познакомить всех с проектом, выполненным в этом году ученицей пятого класса нашей школы Молошной Елизаветой. Она разработала игру «Краеведческое лото».

Чтобы было понятно, почему Лизу заинтересовала эта тема, приведу ее слова из выступления на НПК:

«Перед новогодними каникулами я с мамой посетила Новосибирский государственный краеведческий музей, мы осмотрели выставку «История Новосибирской области». Экспозиция «История Новосибирской области» занимает 7 залов первого этажа. Здесь я смогла увидеть этапы развития и становления нашего города и области: от освоения русскими Южной Сибири до «хрущевской оттепели» 1950-х-1960-х годов. В залах музея нашли отражение главные события, как общероссийского, так и местного значения, продемонстрированы особенности повседневной жизни населения и влияние военного времени. Особое внимание уделено выдающимся уроженцам и жителям нашего региона. В экспозиции можно увидеть личные вещи и фотографии инженера Николая Тихомирова, педагога Клавдии Полянской, Героя Советского Союза Георгия Байдукова, архитектора Андрея Крячкова, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, академика Михаила Лаврентьева и других.

После посещения выставки у меня возникло много вопросов. Мне стало интересно познакомится с историей нашего города. Также мне захотелось узнать о достопримечательностях города и чем еще знаменит наш город. Я начала изучать различные источники и у меня собралось немало интересной информации. У меня возникла идея поделиться всеми этими полученными знаниями со своими сверстниками. Чтобы это было интересно, я решила преподнести информацию в игровой форме. Так появилась игра «Краеведческое лото».

Главной целью этого проекта мы определили: знакомство с историей родного города Новосибирска, его достопримечательностями и памятниками, улицами, зданиями, знаменитыми людьми, флорой и фауной Новосибирска и области.

Задачи, которые поставили:

  1. Изучить документальные исследования по поставленной проблеме, отраженные в литературе и в сети интернет.
  2. Проанализировать и обобщить представленную информацию.
  3. Составить игровые поля краеведческого лото с фотографиями.
  4. Подготовить карточки с пояснениями для краеведческого лото.
  5. Провести игру «Краеведческое лото» с учащимися 5-х классов моей школы.

Во время подготовки проекта была проделана огромная работа по поиску информации, ее комбинированию, систематизации и обобщению.

В результате у Лизы получилась игра, которая состоит из игровых полей и карточек-заданий к этим полям.

Каждое игровое поле краеведческого лото представляет собой набор картинок по разным игровым категориям. С помощью каждой из этих категорий раскрывается история нашего родного города Новосибирска, его флора и фауна, наличие в нем достопримечательностей и различных интересных исторических фактов. При создании игровой категории «Герои Новосибирска» были использованы наиболее яркие исторические личности, но не только те, которые родились в Новосибирске, но и внесшие огромный вклад в создание, развитие нашего города.

Также в категориях присутствуют достопримечательности нашего города, хорошо узнаваемые исторические здания, улицы, на которых мы бываем.

Игровые поля были разделены на шесть категорий:

  • герои города,
  • животные и растения Красной книги,
  • памятники,
  • здания,
  • мосты,
  • улицы.

Затем нужно было систематизировать информацию, выделить шесть категорий, определить в этих категориях о каких именно знаменитостях, зданиях, улицах можно составить задания для одноклассников. Информацию необходима была такая, чтобы ребята что-то уже знали и могли угадать, а что-то было бы для них новым, ранее не изученным. Так про подвиги Г. Лапина и А.И. Покрышкина они узнали на краеведческих уроках школьного музея «Вместе». А про А. Карелина и Е. Мешалкина они должны были узнать новое. И так по каждой категории вопросов.

Когда игровые поля были полностью оформлены, их распечатали и заламинировали, чтобы игра сохранилась надолго.

Карточки-задания тоже распечатали, разрезали и перемешали.

Лиза проводила игру в пятых классах во время внеурочных занятий по краеведению, в том числе и у одноклассников.

Для проведения игры ребята разбились на восемь групп, получилось в команде по 3–4 человека. Лиза зачитала правила игры:

«Ведущий берет со стола по одной карточке, читает пояснения игрокам.

Игрок, на чьем игровом поле находится соответствующая картинка, забирает карточку себе и накрывает ею совпавший рисунок. Если желающих забрать карточку нет, то она возвращается на стол и зачитывается в конце игры. Если какая-то команда поднимает руку, но ошибается, и карточка ей не принадлежит, то задание тоже возвращается на стол.

Выигрывает тот, кто первым и без ошибок закрыл карточками все картинки на своем игровом поле».

Началась игра и Лиза зачитывала задания, а команды определяли, на чьем игровом поле она расположена.

В целом игра очень понравилась, прошла весело и увлекательно. Но без обид тоже не обошлось, потому что на некоторые карточки могли поднять руки несколько команд сразу. И если команда отвечала неправильно, то карточка зачитывалась в конце игры, а значит другая команда (чья карточка на самом деле) отодвигалась от победы. И хотя всем говорили: «Слушайте внимательно», все равно было много ошибок, даже казусов. Например, Лиза читала задание про улицу Станиславского, а мальчик поднял руку и ответил: «Железнодорожный мост», все над ним посмеялись, кроме команды, которая не смогла взять свою карточку. В другой раз девочка, показав свои знания, помогла чужой команде, узнала Краеведческий музей, хотя у нее на карточке его не было, тогда решили, что карточку надо отдать настоящей команде. Ну помогла и помогла.

Был и нюанс с порядком карточек: во время игры в первый раз карточки были плохо перемешаны и стали выпадать подряд одной и той же команде, пришлось приостановить игру и хорошенько их перемешать.

Ну и еще один недочет – это неравномерность заданий. Некоторые карточки оказались сложными, пришлось их возвращать к заданиям, а потом зачитывать еще раз. А у каких-то карточек были прямые подсказки. Например, задание к площади Калинина: «Эта площадь находится на правом берегу, названа в честь политического деятеля – Михаила Ивановича Калинина».

Но все эти провалы можно устранить, если играть с ребятами не один раз, а много. Каждый раз им будут доставаться новые карточки и тогда они изучат всю информацию, содержащуюся на карточках.

Свою игру Лиза решила подарить в наш школьный музей «Вместе», так что можно будет сыграть не один раз с этими классами и с другими, чтобы все классы могли расширить знания о родном городе. Ирга дает возможность разнообразить формы и методы обучения.

Я считаю, что данная игра поможет в интересной форме проводить работу по закреплению материала и проверке знаний школьников. Ее можно использовать как дополнительный и проверочный материал на различных мероприятиях краеведческого направления.

Количество просмотров: 6865  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы