Совместная воспитательная работа образовательного учреждения и родителей через Клуб интеллектуальных игр (на параллели 5-х классов с использованием материалов лицейского музея)

 
 

Басова Марина Ивановна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории,

тьютор специализированного медицинского класса

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Совместная воспитательная работа образовательного учреждения и родителей через Клуб интеллектуальных игр (на параллели 5-х классов с использованием материалов лицейского музея)

Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны.

В. А. Сухомлинский

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимает «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».[1]

Обратим внимание на то, что на первое место ставится воспитание. В этом процессе положительный результат можно получить, объединив усилия родителей и образовательного учреждения, что и было сделано в нашем лицее.

Зная в конце предыдущего учебного года о распределении классного руководства, автор данной статьи стал задумываться над тем, как лучше узнать ребят 5 класса и чем общим их объединить. Поскольку уже был опыт проведения интеллектуальных игр, то пришло решение разработать годовой цикл по разным темам.

Программа Клуба интеллектуальных игр

1. Хочу все знать

Знакомство с правилами игры. Формирование команд. Проведение игры с вопросами на общую эрудицию. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками. Включение творческих конкурсов.

2. Из истории лицея

Изучение материалов музея лицея. Включение в мероприятия ко Дню Лицея. Работа с родителями по участию в творческих конкурсах. Проведение конкурса на лучшее название Клуба. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками.

3. Мой город – Новосибирск

Изучение материалов по истории возникновения и развития города. Организация заочной экскурсии для 5 классов «Неизвестное об известном». Привлечение родителей к созданию газеты Клуба. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками. Работа с библиотекарем лицея по составлению вопросов и проведению раунда игры.

4. Государственные символы России

Изучение материалов по государственной символике. Организация бесед для учащихся начальной школы «Герб. Флаг. Гимн». Привлечение родителей и детей к созданию газеты Клуба. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах по символике лицея. Организация поздравления с новогодними праздниками. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками.

5. Музыкальная шкатулка

Изучение материалов по истории музыки. Работа с учителем музыки по составлению вопросов и проведению раунда игры.

Привлечение родителей и детей к созданию газеты Клуба. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах.

6. Олимпийские игры

Изучение материалов по истории возникновения и развития олимпийского движения. Организация заочной экскурсии для 5 классов «Спортсмены лицея № 9». Привлечение родителей к созданию  газеты Клуба. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками. Работа с учителем физической культуры по составлению вопросов и проведению раунда игры.

7. Из истории средств передвижения

Изучение материалов по истории возникновения и развития транспорта. Организация и проведение выставки рисунков «История развития транспорта». Работа с учителем физики по составлению вопросов и проведению раунда игры.

Привлечение родителей к созданию газеты Клуба. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками.

8. Мы – за здоровый образ жизни!

Изучение материалов по истории развития медицины и пропаганды ЗОЖ. Организация экскурсии в Дендропарк Новосибирска. Привлечение родителей к созданию викторины для ребят начальной школы. Работа с родителями и детьми по участию в творческих конкурсах. Работа с капитанами по вопросам организации подготовки в командах и работе с источниками.

9. Финальная игра «Всякая всячина»

Подведение итогов игры. Анализ и планирование работы.

Позже возникла идея создания команд с включением родителей. По сути, весь класс разделился на команды, и в конце сентября прошла первая игра. Результат получился ожидаемый: интерес детей и родителей к теме игры, сотрудничество детей и родителей, приобретение навыков работы в разновозрастной группе, неформальное общение. Сейчас играет восемь сборных команд – к нам присоединились все классы параллели.

Для пятиклассников данная технология может стать средством преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, общении, учении.

Игра позволяет:

– ребёнку чувствовать ответственность за свою работу как часть коллективного труда, оценивать свои возможности и способности;

– родителям сохранить связь с детьми в условиях их вступления в подростковый возраст;

– учителям привлечь внимание к своему предмету;

– классному руководителю объединить коллектив совместным полезным делом;

– всем участникам развивать коммуникативные навыки, приобщаться к истории лицея, проявлять интеллектуальные и творческие способности.

Для каждой игры, которая проводится один раз в месяц, разрабатывается не только комплекс вопросов, но и презентация, тематическая музыкальная подборка, творческие задания: мы поем хором песни, инсценируем сказки, читаем стихи, играем на музыкальных инструментах, танцуем. Создается доброжелательная атмосфера сотрудничества и сотворчества, несмотря на то, что игра предполагает конкуренцию и определение победителя.

Важен подготовительный этап: в период между играми дети, родители, учителя вместе работают с материалами лицейского музея, библиотеки; договариваются о консультациях; дополнительно встречаются во внеурочное время. Такое общение создает основу сотрудничества и доверия. Все участники образовательного процесса взаимодействуют, распределяя в команде части заданий, проявляя способности в творчестве и познании. В этом и проявляется воспитание. Дети смотрят, как тщательно готовятся к игре взрослые, с каким азартом они играют, сколько знаний есть у них, но при этом родители шутят, сочиняют смешные истории, выходят на сцену в конкурсных заданиях. Неформальная обстановка во время игры позволяет родителям, детям и педагогам увидеть друг друга с неожиданной стороны. В анкете, которая проводилась по итогам игрового полугодия, ребенок одной из команд пишет о том, что «не знал, как заразительно может смеяться папа».

«Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении», – писал Андре Моруа. Понять и принять друг друга помогает игра. Предлагаем вашему вниманию разработку одной из них.

Из истории лицея

Вопрос 1. Когда-то наш город был небольшим поселком, относящимся к Томской губернии. Но даже в это время в нем особое внимание уделялось образованию. Начало отсчета школьному образованию положила первая школа для детей мостостроителей, построенная на средства, собранные родителями, содержащаяся на средства инженера Георгия Моисеевича Будагова. В Новониколаевске, так назывался наш город в то время, в начале 20 века были открыты сразу 12 школ, в том числе и наша будущая девятка. Архитектором строительства этих школ являлся Крячков Андрей Дмитриевич, первым директором тогда реального училища стал Батраков Михаил Федорович, а вот год создания школы мы узнаем через минуту. Время!

Ответ: 1912 год.

Вопрос 2. Школа выпустила огромное количество талантливых, трудолюбивых, порядочных людей. Есть среди выпускников настоящие герои. Выпускник 1939 года, ветеран войны, писатель  Николай Алексеевич Мейсак. Сибирским Маресьевым называли Николая Алексеевича за его военный подвиг. После госпиталя вернулся в Новосибирск и до победы 1945 года вел программу на радио «Огонь по врагу!». Ежедневно совершал гражданский подвиг, показывая, что приносить пользу людям можно и своим словом. Словом, которое воспитывает. Николай Алексеевич не мог воевать, он инвалид. Как переводится слово «инвалид»?

Ответ: не умеющий стоять, бессильный. Сказать так о герое Мейсаке мы не сможем. Николай Алексеевич не только крепко стоял на ногах в другом, нравственном смысле, но и помогал подняться на ноги молодым журналистам.

Вопрос 3. Первым директором лицея № 9 стал Филимонов Г.Ф. Кроме педагогического, он имеет военное образование. Многочисленными наградами районного, городского, регионального и федерального уровня отмечен его многолетний труд, среди которых Медаль Ордена за заслуги перед Отечеством. А теперь вопрос: учителем какого предмета был Георгий Феликсович?

Ответ: физики и математики.

Вопрос 4. Историю лицея делали люди. О многих из них материалов очень мало. А это ведь человеческие судьбы. Интересные и поучительные. Перед вами два портрета: Варвары Афанасьевны Булгаковой, которая вела немецкий язык в школе № 9 с 1934 года, и Элеоноры Ивановны Титковой, ставшей главным режиссером театра Музыкальной комедии. Чем связаны эти две удивительные женщины?

Ответ: театром, театральным кружком. Он был организован В. А. Булгаковой, с него началось увлечение сценой Э.И. Титковой.

Вопрос 5. Каждое статусное учебное заведение формирует свои традиции. С 1991 года они формируются и в лицее № 9. Это пролицейские чтения, интеллектуальный марафон, КВН, «Папа, мама, я – спортивная семья», новогодний капустник. Какая традиция представлена на слайде?

Ответ: посвящение в лицеисты.

Вопрос 6. 19 октября памятная дата – День лицеев. Начало этому положено с образования Царскосельского лицея в 1811 году. В расписании уроков были такие предметы: Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия, российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика, российская и всеобщая история, физическая география, математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика, изящные искусства и гимнастические упражнения, чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Набор учеников производился каждые три года, и только в этом учебном заведении официально нельзя было физически наказывать. Это было уникальное учебное заведение, готовившее будущих… Кого готовил Царскосельский лицей?

Ответ: чиновников.

Вопрос 7. Можно долго петь хвалебные песни нашим педагогам, выпускникам, учащимся, славить их достижения. Кстати, знаете, как называются хвалебные песни? Гимны. Гимн основателям первых профильных направлений лицея Чемодановой Евгении Николаевне, Пантюхиной Тамаре Федоровне, Лариковой Светлане Петровне, гимн олимпийскому чемпиону Андрею Перлову, гимн медалистке Елене Яткиной, гимн первой «стобальнице» Юлии Ивановой, гимн герою Вячеславу Попову, награжденному орденом Мужества, и многим-многим учителям и выпускникам лицея, которые прославляют наше учебное заведение. Известен стань России всей, девятый славный наш лицей!

А теперь вопрос: Какими словами начинается 4 куплет лицейского гимна?

Ответ:

Друзья! Пусть здравствует лицей,

Пусть крепнет дух его и слава.

И нет обители милей,

Хвалу он заслужил по праву!


[1] Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ,  ст. 2

Количество просмотров: 3581  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы