Основы экологического воспитания в детском саду

 
 

Тарабанова Марина Игоревна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ Детский сад № 74 «Непоседы» г. Новосибирска

 

Основы экологического воспитания в детском саду

Учитывая, как сильно меняется окружающий нас мир и как стремительно нарастает угроза возникновения глобального экологического кризиса, трудно представить, что молодое поколение – то самое поколение, которое предположительно столкнется с этим кризисом – совсем к нему не подготовлено. Задача проинформировать подрастающую часть населения, обеспечить ее достоверной и полезной информацией о надвигающейся угрозе ложится на систему образования, в частности на дошкольные учреждения. Именно они могут дать детям все необходимые знания из области безопасности и здравоохранения, тем самым создавая экологическую культуру нового социума.

Нельзя отрицать необходимость и актуальность экологического просвещения населения. В первую очередь потому, что оно является главным условием преодоления неблагоприятных последствий влияния человеческой деятельности на природу и вхождения индивида в систему отношений «человек-общество-окружающий мир». Для дошкольников экологическое просвещение играет даже большую роль, чем для взрослых, так как без него невозможно формирование личности ребенка и прививание бережливого отношения к природе и ее обитателям. Дошкольные учреждения, являющиеся одним из институтов социализации, обеспечивают знание основ биосферы, а также привлекают детей к природоохранной деятельности, учат заботиться о флоре и фауне нашей планеты.

Кроме того, экологическое просвещение является одной из главнейших задач современной системы образования. Подтверждением этому стала утвержденная в 2010 году Концепция современного общего экологического образования для устойчивого развития, в которой представлена модель текущего экологического просвещения детей и подростков. Согласно данной модели, процесс экологического просвещения представлен тремя составляющими, находящимися в тесной взаимосвязи друг с другом:

– экологическое обучение, то есть информирование о текущей экологической ситуации, накопление знаний;

– экологическое воспитание, то есть прививание положительных эмоционально-ценностных отношений к окружающей среде. Подобные отношения формируются у детей во время осознания эстетической ценности внешнего мира, его вечной и безусловной красоты. Поэтому «чувство прекрасного» – вовсе не пустой звук, а воспитание эстетических чувств, которое является важнейшим условием любви к природе;

– экологическое развитие, то есть закладывание в ребенке необходимых для реализации отношений «человек-общество-окружающий мир» навыков, развитие экологического мышления.

Конечно, для экологического просвещения дошкольников недостаточно одной лишь теории. Истинное понимание ценности и важности окружающего мира возникает лишь при проведении с ребенком практической деятельности, включающей его реальное взаимодействие с животными и растениями. Это проведение увлекательных опытов, процесс наблюдения за окружающим миром, беседы на экологические темы, экскурсии и прогулки, участие в увлекательных экологических квестах, играх и праздниках, изготовление поделок. Труд в уголке природы, в «огороде на окне», совместная трудовая деятельность на клумбах и участке даёт возможность закрепить свои знания на практике, получить удовольствие от осознания своей сопричастности к общему, полезному делу.

Привлечение ребенка к проектной деятельности даёт возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентированные, ролево-игровые проекты. Подобные формы занятости способствуют не только позитивному эмоциональному состоянию детей (радость от проделанной работы, поощрение воспитателя), но и помогают ребенку осознать собственные возможности, обрести уверенность в себе, реализоваться в продуктивной коллективной деятельности.

В наши дни исследователи, теоретики и практики экологического воспитания дошкольников не останавливаются на достигнутом. Каждый год в использование вводятся новые программы, совершенствуются уже существующие методы, разрабатываются уникальные форматы работы с детьми, учитывающие их физиологические, интеллектуальные и социальные особенности.

Центральное место среди основных методик экологического воспитания детей занимает игра. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают многочисленные исследования, которые демонстрируют, что с помощью игры у дошкольников можно сформировать положительное отношение к природе, развить чувство эмпатии и сопереживания к представителям флоры и фауны. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности.

Например, в своей работе по экологическому просвещению мы используем парциальную программу «Добро пожаловать в экологию!», созданную Воронкевич О. А. В рамках реализации указанной программы мы используем различные методы экологического образования воспитанников:

– наглядные (наблюдения, экскурсии, изучение картинок и иллюстраций, просмотр художественных и научно-документальных фильмов о природе);

– словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование элементов фольклора и народного творчества);

– практические (экологические игры, сбор материала для гербария, опыты и эксперименты, труд в природе).

Центральное место в нашем образовательном процессе занимает игровое обучение и наглядное моделирование, проигрывание проблемных ситуаций в рамках совместной деятельности с дошкольниками: «Случай на улице», «Что я видел по дороге в детский сад», «Что делать?» – это стимулирет познавательную активность детей и приучает их к независимому поиску решений проблемы, тем самым превращая образовательную деятельность в интересную игру.

Специфика игровых занятий заключается том, что в их рамках происходит совместное творчество воспитателя и воспитанника. Такие занятия стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям сотрудничества. Совместная деятельность с детьми занимает ведущее место в формировании у детей экологической культуры. Результатом интеграции разных видов совместной деятельности являются реализуемые экологические проекты: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Зима», «Осень» и многие другие.

В группе постоянно пополняется и обновляется пространственная среда, которая оказывает огромное влияние на познавательную детскую активность. Игры, пособия, лэпбуки, модели, книги, продукты детского творчества доступны детям и находятся в их свободном пользовании. Совместно с родителями за летний период времени нами был собран и изготовлен гербарий, который нашел активное применение в образовательной деятельность по экологическому воспитанию. Знакомство с растительным миром у ребенка начинается не с просмотра фотографий или картинок, а через настоящий лист дерева, который он сам нашел в совместной деятельности со взрослым в парке, саду или в огороде, засушил, собрал информацию, получил массу эмоций, а затем под руководством воспитателя использовал в обучающих играх «Назови дерево», «С какого дерева лист», «Сад-лес-город», «Какая польза?».

Родители также участвуют в процессе экологического просвещения, так как семья является первичным институтом социализации ребенка. Совместно с семьями воспитанников организуются праздники экологической направленности «Осень золотая», «Праздник урожая», «Капустники», выставки поделок из природного материала. Для родителей мы с постоянной периодичностью предоставляем наглядную информацию о состоянии окружающей среды, пагубном влиянии человеческой деятельности на природу, а также способах смягчения техногенного воздействия.

«Добро пожаловать в экологию!» – одна из реализуемых нами программ по экологическому образованию вместе с родителями, направленная на формирование у воспитанников экологической культуры. Она разделена на несколько частей: «Задайте малышу вопрос», «Вместе наблюдаем на прогулке», «Почему так происходит?», «Исследуем вместе с ребенком», «Играя, познаем природу» и другие.

 

В процессе реализации данной программы происходит активное задействование познавательных психических процессов (восприятие, ощущение, речь, мышление, воображение, память и т.д.), а также реализуются воспитательные задачи, направленные в первую очередь на воспитание у детей познавательного интереса к природе, желания заботиться о растениях и животных, на воспитание доброго и чуткого отношения к ним. В конечном итоге, у всего этого имеется единая цель – формирование осознанного отношения детей к природе и закладывание им основ экологического сознания.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в обучении основам экологической культуры дошкольники овладевают игровыми действиями, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, а также получают новые знания, учатся правильно вести себя в природе и формируют в себе осознанно правильное отношение ко всему живому. Дальнейшие экспериментальные поиски помогут нам отыскать новые стороны и возможности использования игры на занятиях по экологическому воспитанию и приобщению детей дошкольного возраста к основам экологической культуры.

Литература

1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. – 128с.

3. Лихачев, Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии / Б. Т. Лихачев; под ред. В. И. Данилова, Данильяна, С. Н. Глазачева, Р. Лоба. – М., 1997.

4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

5. Токарев А. А., Иванова В. В., Сидорова А. В. Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Молодой ученый. – 2012. – №8. — С. 376-377. — URL https://moluch.ru/archive/43/5197/ (дата обращения: 02.03.2020).

6. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

Количество просмотров: 10672  

Добавить комментарий

Target Image
1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы