Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой

 
 

Евсеенко Анна Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

 

Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой

Специфика моей работы в группе детей с общим недоразвитием речи включает в себя организацию и проведение коррекционной деятельности с детьми по заданию логопеда. Большое внимание мы уделяем совместному планированию воспитательно-образовательного процесса: обговариваем индивидуальные задания детям, определяем общие задачи на группу во время работы над отдельной темой, возможные проекты как продукт детской деятельности по теме, их презентацию.

Работа проводится не только в специализированных видах деятельности, но и при организации совместной деятельности воспитателя и детей, самостоятельной деятельности детей, на занятиях узких специалистов: физкультурных, музыкальных, логопедических.

Анализ обследования на начало года показал:

– словарный запас отстает от возрастной нормы;

– наблюдались затруднения в использовании предметного словаря, словаря действий, признаков, в подборе синонимов, антонимов, родственных слов;

– дети могли строить лишь простые предложения, включая фразы лишь с несколькими определениями, но в этих предложениях у детей отмечались нарушения согласования и управления, пропуски или замены сложных предлогов, изменение порядка слов;

– указанные нарушения отражались на связной речи детей, рассказы были недостаточно полны, развернуты, последовательны, содержали фонетические и грамматические ошибки.

Для коррекции уровня речевого развития детей нами был разработан проект «Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике Воробьевой В. К.».

Целью данного проекта является развитие монологических форм речи, стимулирование речевого творчества детей.

В основе проекта лежит разработка адаптированных текстов цепной структуры и предметно-графических схем.

На первом этапе работы над проектом была изучена методика Воробьёвой В. К. по развитию связной речи у детей. Были определены этапы объяснения детям структуры составления рассказов и предметно графических схем.

На следующем этапе была проведена предварительная работа по обогащению знаний детей по темам с помощью бесед, дидактических игр и упражнений. Далее происходило знакомство детей с предметно-графическим планом цепной структуры и обучение составлению рассказов цепной структуры по частично заданному плану. Для понимания учащимися такой структуры предлагается способ наглядной записи смысловой связи предложений в виде графической схемы.

Применение таблицы позволяет реально показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений рассказа: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем – снова обозначение, но уже нового предмета сообщения. В следующем предложении на первом месте используется предметное обозначение из предыдущего предложения, что даёт возможность продемонстрировать смысловое соединение предложений.

Нами были определены требования к структуре рассказов и схемам-моделям. Детям совместно с родителями было предложено составить рассказы цепной структуры по заданным темам, с чем они успешно справились.

По составленным рассказам совместно с педагогами были придуманы схемы-модели и подобраны картинки для условных обозначений слов.

На итоговом этапе проекта детьми были представлены их рассказы и все желающие дети попробовали пересказать их рассказ по графическим схемам. В результате проделанной работы была создана рукотворная книга рассказов цепной структуры.

Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано.

Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ).

В результате работы над проектом повысился уровень монологической речи детей, был вызван интерес к творческой речевой деятельности, повышен уровень коммуникативной компетенции детей.

Количество просмотров: 14350  

Добавить комментарий

Target Image
1. Основы экологического воспитания в детском саду
2. Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовании
3. Радужное лето: коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателей в летний период
4. Экологическое воспитание дошкольников
5. Значение волонтерской деятельности в детском саду
6. Развитие экологической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении
7. Разработка дидактического пособия «Дидактическая кормушка “Зимующие птицы”» как средство экологического воспитания дошкольников
8. Формирование экологической культуры у дошкольников
9. Создание условий для формирования у воспитанников группы комбинированной направленности экологической грамотности
10. Развитие речи дошкольников на материале текстов цепной структуры по методике В. К. Воробьевой
11. Воспитание культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса
12. Развитие творческих способностей младших дошкольников в изобразительной деятельности
13. Образовательная среда детского сада как третий учитель
14. Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции
15. Речевое развитие младших дошкольников с использованием малых форм фольклора
16. Формирование активного словаря у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности
17. Развитие речи детей раннего возраста в ходе игровой деятельности
18. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в совместной деятельности взрослого и ребенка
19. «Безопасный мир детства»: модель организации культурных практик в группах ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей в социуме, быту, природе
20. Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы