Сетевая модель – эффективный ресурс компетентностной платформы обучающихся с ОВЗ

 
 

Ефимова Нина Юрьевна,

директор МКОУ С(К)Ш № 1 г. Новосибирска

 
 
 

Филонова Наталья Викторовна,

заместитель директора по воспитательной работе

МКОУ С(К)Ш № 1 г. Новосибирска

 

Сетевая модель – эффективный ресурс компетентностной платформы обучающихся с ОВЗ

Сетевое взаимодействие, маркетинг становятся сегодня

важнейшими составляющими организации работы

образовательных организаций. Партнеры входят в школу

со своими идеями и новыми подходами в социализации школьников.

В.В. Путин

Основная идея состоит в образовании партнёрских взаимоотношений с различными государственными и негосударственными структурами, которые позволят через дополнительные мероприятия восполнить пробелы специальной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ.

Целевой аудиторией «Сетевой модели» являются обучающиеся МКОУ С(К)Ш № 1. Ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ) детей обусловлены нарушениями интеллектуальной деятельности. Для них характерны:

– неадекватность реакций;

– неумение и неспособность глубоко осознавать характер своих отношений с окружающими;

– несформированность коммуникативных навыков;

– недоразвитие эмоционально-волевой сферы (дети имеют большое количество нарушений в разных сферах);

– негативное или нестандартное поведение;

– маленький «багаж» умений и навыков;

– трудности адаптации и социализации.

Обучающиеся с ОВЗ в большинстве случаев лишены возможности дополнительного образования в творческих студиях, спортивных секциях и иных коллективах по интересам. Такое положение дел обусловлено рядом особенностей характера, психики, поведения детей с ОВЗ. Для работы с данной категорией обучающихся необходимы специалисты дефектологического профиля, которые, используя коррекционно-развивающие методики, могут не только правильно выстроить образовательный процесс, но и добиться от обучающегося результата в деятельности. Результат достижений школьника с ОВЗ по всем критериям отличается от достижений его здорового сверстника, но для самого ребёнка с ОВЗ это и огромное личное достижение, и огромная радость.

На данный момент в текущих экономических условиях в России у молодого человека с ОВЗ снижены перспективы трудоустройства, открытия собственного бизнеса, а значит и профессиональной мобильности. Для стремительного перемещения по социальной лестнице нужны определенные механизмы, облегчающие повышение социального статуса. Таким механизмом может стать социальный лифт, который является неким путем, по которому в обществе индивидам позволительно перемещаться вверх или вниз из одного социального слоя в другой. Образовательным учреждениям и родителям необходимо серьёзно подумать об этом ещё в школьный период и запрограммировать ребёнка с ОВЗ на определённую доступную ему деятельность, которая в дальнейшем станет для него базовой для включения социального лифта.

Специалистами, способными к работе с детьми с ОВЗ, до недавнего времени обладали только коррекционные школы. Но в задачи школы не входило продвижение обучающегося по творческой или спортивной карьере. ФГОС О УО решил этот вопрос в пользу ребёнка с ОВЗ. Теперь задача школы – организовать эту работу, изыскивая не свойственные ей резервы. Таким резервом часто становится сетевое взаимодействие.

С(К)Ш № 1 в короткие сроки подготовила и заключила договоры на сетевое сотрудничество с рядом государственных и негосударственных организаций.

Главным критерием при отборе партнёров было наличие специальных ресурсов:

-специалистов, имеющих дефектологическое образование или курсы для дефектологов;

-помещение, приспособленное для детей с ОВЗ;

-удобство доставки обучающихся (расстояние, возможность дорожных пробок, дорожная безопасность);

-наличие специального оборудования;

-наличие медицинской службы;

-время занятий с 12.00 до 15.00 (сразу после окончания уроков);

-перспективность направления для возможности высоких достижений и продолжительности занятий (без ограничений по возрасту);

-отсутствие платы за занятия.

Занятия в учреждениях дополнительного образования от школы № 1 также требует выполнения некоторых условий:

-психолого-педагогическое сопровождение (ПП-сопровождение);

-доставка к месту занятий (наличие транспорта);

-работа с родителями и обучающимися по поддержанию интереса к деятельности, что необходимо, учитывая особенности контингента.

Таким образом, выполнив все условия, в течение 2017 г. сетевое взаимодействие начало функционировать и включило в себя следующие направления.

С целью адаптации к новым условиям и новой деятельности на первых этапах доля участия коллектива школы и контроля ПП-сопровождения была значительной. По мере знакомства и привыкания обучающихся с особыми образовательными потребностями каждое звено стало функционировать в режиме самостоятельной деятельности.

В качестве промежуточного мониторинга достижений обучающихся разработан план мероприятий по всем направлениям. Показательные мероприятия проходят в форме соревнований, выступлений, игр, личных зачётов. Достижения обучающихся между собой не сравниваются, учитывается индивидуальная траектория развития.

Обучающиеся с ОВЗ с одной стороны не могут долго сохранять интерес к одной деятельности, с другой стороны – «застревают» на освоенном действии и не желают двигаться дальше. Поэтому на всех этапах деятельности важна помощь ПП-сопровождения, а также работа с родителями. От отношения семьи к достижениям ребёнка, от их значимости в глазах родителей, от их планов на будущее зависит, дойдёт школьник до «финишной прямой» или нет. Контроль со стороны тьюторов, их постоянное пребывание на связи с родителями обеспечивают систематичность занятий и в итоге достойные достижения.

Перспективность направлений обеспечивается участием в больших соревнованиях и конкурсах разного уровня. Изучение планов городских, региональных и всероссийских мероприятий позволяет ориентироваться и осуществлять планирование тренировочных и репетиционных занятий. Участие обучающихся в конкурсах и соревнованиях разного уровня подтверждено многочисленными медалями и грамотами.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» предусматривает оказание методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

Наша общая задача – сформировать ту компетентностную платформу, которая в будущем позволит выпускнику занять определённую социальную нишу.

Актуальность проекта обусловлена ограниченностью ресурсов школы для обеспечения максимального развития обучающихся по направлениям творчества, спорта, социализации. Взаимодействие с социальными партнерами, обладающими необходимыми ресурсами (материальными, кадровыми, методическими), позволит школьникам с ОВЗ в рамках образовательного времени осваивать виды спорта, творчества, приобретать социально-бытовые и общественно-полезные навыки, необходимые им для дальнейшей социализации и интеграции в общество, включения их персонального социального лифта.

Социализация данной категории обучающихся осуществляется педагогами и специалистами на основании выявления и составления индивидуальной траектории развития, учитывающей мнение обучающегося и его родителей, возможностей здоровья и способностей школьника.

Проект реализуется через организацию и проведение занятий, секций, студий, акций, консультаций для педагогов и родителей, размещение методических рекомендаций и информационных материалов на сайте ОУ.

Количество просмотров: 3100  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы