Экскурсия «Они живы памятью нашей»

 
 

Паньков Всеволод Иванович,

руководитель музея

МАОУ «Образовательный центр – гимназия № 6 «Горностай»

 

Экскурсия «Они живы памятью нашей»

Приближается 75-я годовщина Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Вся страна готовится достойно отметить этот всенародный праздник. К сожалению, многие молодые люди плохо знают историю своей Родины, частенько цитируют какие-то высказывания западных политологов, стремящихся свести на нет победу нашей армии над фашистскими захватчиками. Ещё хуже – называют СССР и Германию виновниками развязывания II Мировой войны. При этом Гитлера уводят в тень, а Сталина называют главным агрессором, оккупировавшим государства Восточной Европы.

Цель экскурсии: напомнить учащимся, что главную роль в разгроме фашистской Германии сыграла Красная армия и весь Советский народ.

Задачи экскурсии:

– Рассказать о преемственности поколений, стоящих на защите Отечества, на примере выпускников Новосибирского ВВКУ.

– Показать экспонаты, связанные с Великой Отечественной войной, дать краткую информацию об их истории, использовании и значении в бою.

– Привлечь внимание к героике происходивших событий на фронте и в тылу.

Целевая аудитория: экскурсия рассчитана на учащихся шестых – восьмых классов.

Место проведения экскурсии – школьный музей. Первая проведена 19.02.2020 г. с 7-м классом. Начало в 08.30, окончание в 08.55.

Продолжительность по тексту – 20 минут, однако показываемые слайды требуют дополнительной информации. Окончательное время около 30 минут.

Оборудование: для показа слайдов использовались: компьютер, проектор, экран.

Приложение. Презентация «Великая Отечественная война в экспонатах музея»

Добрый день! С вами руководитель школьного музея Всеволод Иванович Паньков и мои помощники – экскурсоводы Дарья Кревских и Алёна Попова.

Наша встреча посвящена 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Хочу напомнить, что окончательную точку во II Мировой войне также поставила Красная армия, разгромив Квантунскую армию милитаристской Японии в сентябре 1945 года.

 

Прежде чем начать нашу экскурсию, хочу предложить вашему вниманию книгу «Комиссары на линии огня. 1941 – 1945. На земле». Возможно потому, что сам окончил политическое училище и дальнейшие 25 лет службы в армии был политработником. Перелистывая страницы, читая о людях военной поры, глядя на фотографии, я всё больше убеждаюсь в силе личного примера, в силе простых, но трогающих за душу слов о девушке, матери, родном доме, о Родине.

Герои этой книги, как и многие тысячи других, в критический момент сражения первыми поднимались с пламенным призывом «Коммунисты, вперёд!» и своим примером увлекали солдат на разгром врага.

Замечательное стихотворение написал Михаил Матусовский. Я приведу отрывок из него:

«Обжигая командой рот –

Видно, участь у вас такая… –

Всюду первыми шли вперёд, –

За собою нас увлекая.

Вы бросали людей в штыки,

Наносили врагу удары,

Замполиты, политруки,

А по-старому – комиссары».

Константин Симонов так писал в своих воспоминаниях: «…в моей памяти живут те армейские политработники, которых я мысленно по-прежнему называю комиссарами. ...они были комиссарами по духу и то высокое понятие… подходило к их образу жизни, к их поведению на войне».

Я хочу провести параллель с выпускниками нашего военного училища, т.к. оно расположено на территории Академгородка в микрорайоне «Щ». Ему более 50-ти лет. До 1991 года училище было политическим. Выпускало офицеров-политработников. Семеро из них проявили мужество и героизм в горячих точках (Афганистан, Чечня), став Героями Советского Союза и Российской Федерации. В том числе пятеро – посмертно. После развала СССР училище поменяло статус, став командным. Последующие выпускники были уже командирами (в основном, разведчиками и спецназовцами). На их долю выпали Чечня, Дагестан, Грузия. Двадцать выпускников стали Героями РФ. Из них 13 – посмертно. Всего 27 Героев вышли из стен училища. И большинство из них делали всё возможное, чтобы сохранить жизнь своим подчинённым.

Ещё раз обращаюсь к стихотворению Михаила Матусовского:

В догоревшей дотла избе,

Продержавшись пять суток кряду,

Тот, последний, патрон себе

Оставляли вы как награду».

Первые Герои Советского Союза училища – офицеры-политработники Николай Шорников (в 1980 г.) и Александр Демаков (в 1982 г.), прикрывая отход своих солдат, последней гранатой подорвали себя и окруживших их моджахедов. Это четверостишье особенно ярко показывает нравственную связь комиссаров всех поколений.

Но вернёмся в те грозовые годы тяжелейшей для нашего народа войны. А вы заметили, что офицеры редко надевали каску? Из-за бравады? Мол, мы бывалые, перед пулями не гнёмся. Возможно, было и так. Но, на мой взгляд, причина была в том, что офицеры носили фуражку! Солдат на свою пилотку мог легко надеть каску. А куда офицеру девать свою фуражку? [показ действий] Кстати, также поступали и многие краснофлотцы, ставшие в годы войны морской пехотой. В обороне находились в касках, а при наступлении меняли их на бескозырки. Недаром фашисты прозвали морскую пехоту «чёрная смерть»: во-первых, за чёрный цвет формы и обязательную тельняшку, а главное – за яростный натиск, не оставлявший врагу шанса выжить.

Каска – это простонародное название. В СССР стальной шлем (правильное название) был разработан и стал массово поступать в РККА с 1936 года. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам. Летом 1938 года использовался в ходе боевых действий у озера Хасан. В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, где и получил прозвище «халхинголка». Наличие каски позволило сократить смертность от попадания пуль и осколков снарядов в голову почти в десять раз (!) по сравнению с русской армией в годы первой Мировой войны. В 1939 году шлем был улучшен. Появился СШ-39, а к началу войны начали выпускать серию СШ-40. В 1941-45 годах все три серии шлемов использовались в Вооружённых силах.

Ещё одной из главных вещей, защищавших солдата, была малая пехотная лопата. [предмет] В оборонительных сражениях, под огнём противника такой лопатой солдаты перекопали тонны земли: рыли окопы, траншеи, укрытия для техники, строили долговременные земляные огневые точки… При необходимости в рукопашном бою использовали лопату как рубящее и метательное оружие. Изобретатель – датский офицер Мадс Линнеманн. Лопата была запатентована в 1870 году. Конструкция лопаты в различных государствах совершенствовалась: менялись материал, размеры и немного конструкция, но принцип остался прежний.

Штык… В нашем музее это единственный боевой экспонат того времени. [предмет] Кто не знает крылатой фразы Александра Суворова: «Пуля – дура, а штык – молодец». Почему такое пренебрежение к стрелковому оружию? В то время ружьё было гладкоствольным. Заряжалось круглой пулей со ствола. Скорострельность была низкой, дальность до 100 метров, да и точность стрельбы также была невысока. Последнее происходило от того, что ствол ружья чистился от пороховых налётов песком. Он довольно быстро изнашивался. Пуля в нем при выстреле «болталась» и летела, куда хотела. В тактике ведения боя применялся залповый огонь. Первая шеренга давала залп и уходила сквозь строй назад. И так все последующие шеренги. Кто успевал перезарядить ружьё, кто нет, но все готовились к рукопашной схватке.

Русский четырёхгранный игольчатый штык – колющее оружие, [предмет] примыкаемое к стволам винтовок Бердана («Берданка») и 3-х линейных винтовок образцов 1891 и 1930 гг. («Трёхлинейка»), карабинов образца 1944 года и самозарядных карабинов Симонова образца 1945 года (СКС).

Штык был принят на вооружение Русской армии в 1870 году. Его модификация касалась только способа прикрепления к стволу нового образца винтовки. Остриё имело заточку в форме отвёртки. Ранения, наносимые четырехгранным игольчатым штыком, были тяжелее, чем нанесённые штык-ножом, имели большую глубину и малое входное отверстие, поэтому ранение сопровождалось сильным внутренним кровотечением, из-за чего штык осуждался как негуманный.

Четырёхгранный штык оставался на вооружении Красной Армии вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Известный советский писатель Сергей Смирнов в своей повести о защитниках Брестской крепости так описал один из первых боёв: «...И вдруг совершенно неожиданный, ошеломляющий удар обрушился на противника… двери, ведущие во двор, рывком распахнулись, и с оглушительным, яростным «ура» в самую середину наступающего немецкого отряда потоком хлынули вооруженные советские бойцы, с ходу ударившие в штыки. В несколько минут враг был смят и опрокинут. Штыковой удар словно ножом рассёк надвое немецкий отряд. [14] Автоматчики... в панике бросились назад. Большая часть отряда, отрезанная от своих, кинулась бежать по улице к восточному краю острова, и за ней по пятам с торжествующим «ура» катилась толпа атакующих бойцов, на ходу работающих штыками». Ну как тут опять не вспомнить слова Александра Васильевича Суворова о штыке-молодце!

Много дней и ночей прошло с летнего воскресного дня 1941-го года до весеннего майского дня 1945-го. Миллионам людей так и не пришлось дожить до победного дня. Гибли на полях сражений, гибли в концентрационных лагерях, гибли в блокаду, гибли беженцы на дорогах, гибли на оккупированных территориях. Родные и близкие со щемящей в сердце болью ждали весточки с фронта. Приносил почтальон бумажный треугольник – радовались: жив! Получали «похоронку» – горю не было конца.

Случаи бывали разные. Семья получает похоронку, а солдат возвращается после войны домой! Почему такое счастье? Командир, товарищи в пылу боя посчитали, что солдат был убит. Проверить не смогли, отступали. Оказалось, что был контужен при взрыве и взят в плен или при хаотичном отступлении в первый год войны попал к партизанам, вошёл в подпольную организацию. Сообщить о себе возможности не было.

Часто поступало сообщение и том, что боец пропал без вести. Это оставляло надежду родным, что может быть жив. Шло время, проходили годы, надежда таяла… Замечательное стихотворение по этому поводу написал Константин Симонов. Вот отрывок из него:

«Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: – Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой».

«Жди меня, и я вернусь» – очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Человек не был уверен, будет ли он жив через неделю, день, час. Поэтому единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет в тылу.

Поисковые отряды, идя по следам боёв, отыскивали останки погибших. Если была возможность как-то опознать, то об этом сообщалось родным.

Наконец-то враг повержен! Победа! И над рейхстагом водружено Красное знамя, Знамя Победы над фашизмом! Оно стало государственным символом СССР, а затем и России. Знамя Победы – штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на крыше здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Вот копия этого флага, которую я предоставляю вашему вниманию.

Но это была ещё не полная победа. Враг всё ещё сопротивлялся, как мог. Был необходим документ, в котором стояли бы подписи побеждённых, т.е. акт о полной капитуляции. Это событие произошло в ночь на 9 мая 1945 года. Ровно в 24 часа по московскому времени началась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил Германии. Весть быстро долетела до нашей страны. Люди ликовали! Эта майская короткая ночь стала поистине всенародным праздником. 10-го мая вышел очередной номер газеты «Правда» с обращением И.В. Сталина к народу. Вот её копия. [предмет]. В обращении говорилось: «Товарищи!.. Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени… признала себя побеждённой… Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой».

Завершаем экскурсию слайдами возвращения бойцов на Родину, радостную встречу с родными и близкими и простыми гражданами, парадом Победы над фашистской Германией.

На этом экскурсия закончена. Если есть вопросы, то я с удовольствием на них отвечу. Благодарю за внимание.

С вами были экскурсоводы Дарья Кревских, Алёна Попова и руководитель музея Всеволод Паньков. До новых встреч!

Количество просмотров: 3086  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы