Мы всегда будем ими гордиться!

 
 

Горскина Валентина Николаевна,

руководитель музея «Боевой Славы авиации»
МБОУ СОШ № 190 г. Новосибирска

 
 
 

Тимощенко Андрей,

ученик 6 класса

МБОУ СОШ № 190 г. Новосибирска

 

Мы всегда будем ими гордиться!

Наш музей «Боевой Славы авиации» открыт в 1979 году, в этот день присутствовало более 20 ветеранов войны, Героев Советского Союза, и даже тех, кто воевал в Испании, а также родственников погибших воинов. За 40 лет через музей прошло много детей. Все они разные, но у всех было одно желание: узнать как можно больше о тех, кто отстоял свою Родину и принес освобождение народам всей Европы. В первые годы пионеры и комсомольцы искали ветеранов, посещали их на дому, приглашали в школу на мероприятия, слушали рассказы, записывали в книги воспоминания, составляли отчеты и рассказывали в школьных газетах и по школьному радио, а материал оставался в архивах.

Шли годы, ветераны старели, их оставалось все меньше в живых. И вот теперь наши активисты, разбирая архивы, находят небольшие сообщения и начинают составлять более полные рассказы об этих героях войны и страшных событиях военного и послевоенного периода. Цель у активистов музея одна: углубить свои знания об исторических событиях времен Великой Отечественной войны через подлинные документы архива в школьном музее, а также через государственные военные сайты «Подвиг народа», «Память народа», «Мемориал» и не позволить переписать историю.

Ребята учатся самостоятельно работать с источниками. Сегодня я хочу рассказать о работе, которую проделал один из моих помощников-активистов музея и составил отчет. Получился очень интересный рассказ об одном из ветеранов войны, который жил в Новосибирске, бывал в нашем музее и тесно сотрудничал с активистами музея 80-90-х годов.

 

Меня зовут Андрей, я учусь в 6-м классе МБОУ СОШ № 190. В нашей школе есть музей «Боевой Славы авиации», в котором я не раз бывал. О музее я узнал от старшего брата Александра, который тоже окончил нашу школу и был одним из активных помощников музея. Саша в 2013 году поступил в Рязанское Высшее Воздушно-десантное Командное училище имени В. Маргелова (Военный институт) и сейчас несет службу в должности лейтенанта, обучает молодых бойцов в армии исполнять воинский долг по сохранению мира и спокойствия в стране. Я читал книги и смотрел фильмы о военных действиях 1941-45 годов. Однажды, находясь в музее, я увидел погнутую металлическую деталь, с облупившейся зеленой краской, под ней было написано: «часть фюзеляжа самолета ИЛ-4», дар ветерана 6-го гвардейского Брянско-Берлинского Краснознаменного бомбардировочного полка гвардии майора Ивана Тимофеевича Амолина.

Я решил побольше узнать о самолете ИЛ-4 и для этого попросил маму, Ирину Александровну, мне помочь. Мама работает в нашей школе учителем начальных классов. Мы зашли в интернет и узнали, что конструктором таких самолетов был С. В. Ильюшин, поэтому его и назвали «ИЛ», такие самолеты можно было использовать и с наземными и морскими военными силами. Бомбардировщик Ил-4 был разработан еще до войны в ноябре 1939 г. С начала войны они применялись в важнейших операциях на советско-германском фронте. Самолет ИЛ-4 по скорости, потолку и дальности полетов превосходил другие самолеты в то время. В мае 1939 г. известный летчик-испытатель В. К. Коккинаки первым «облетывал» экспериментальный самолет. В декабре 1940 г. эту «легендарную боевую машину» стали называть Ил-4.

А еще я узнал, что Ил-4 вначале использовались как фронтовые бомбардировщики. Боевые вылеты осуществлялись только днем без сопровождения истребителей, и были большие потери самолетов. И тогда летчики предложили использовать их в ночное время.

Уже в августе 1942 г. они бомбили военные и промышленные объекты в немецких тылах. А так как на этих самолетах было установлено аэро-фото-оборудование, то их стали применять для разведки в глубоком тылу противника для заброски в тыл врага групп разведчиков и диверсантов, для транспортировки военных грузов, блокировали вражеские аэродромы, уничтожали системы ПВО и даже использовались как буксиры планеров грузовых и десантных.

В 1943-1944 гг. самолеты Ил-4 использовались для транспортировки раненых партизан в тыл страны, а также для доставки людей и грузов к партизанам. Чаще всего полеты в тыл врага выполнялись ночью. А в морском флоте бомбардировщики Ил-4 уничтожали вражеские военно-морские суда торпедами, бомбами бомбили наземные базы и порты, часто охраняли от немецких подлодок конвои военных кораблей.

В 1945 г. самолеты Ил-4 бомбили военные объекты в фашистской Германии. После окончания войны громили Квантунскую армию Японии, бомбили японские военные базы и морские порты в Корее, Маньчжурии, Японском море и потом еще долго стояли на вооружении. И только в 1949 г. самолеты ИЛ-4 начали списывать, но продолжали использовать в народном хозяйстве для аэро-фотосъемок. Вот, оказывается, какой замечательный этот самолет.

Следующий этап моей работы – узнать, кто подарил данный экспонат.

В музее я нашел фотографию молодого красивого летчика с друзьями, письма от него и автографы однополчан. Я стал все это изучать и все больше и больше удивлялся, какие смелые и мужественные люди принесли нам Победу и мир.

Экипаж самолета ИЛ-4, И.Т. Амолин слева 

Этого летчика звали Иван Тимофеевич Амолин, он родился 17 января 1915 г. в Новосибирске в семье рабочего-железнодорожника. В семье было 5 братьев и 3 сестры. В 1930 году окончил 6 классов, поступил в ФЗО на специальность слесаря-паровозника. После окончания работал на заводе. В 1936 году был призван в армию, где окончил школу младших авиационных специалистов в Забайкалье, получил специальность воздушного стрелка-радиста. Война застала его в четвертом авиационном полку. Воевал с августа 1941 г. под Орлом до мая 1943 года, а потом был списан по состоянию здоровья и переведён на штабную работу. После контузии работал начальником штаба эскадрильи. В 1946 году окончил высшую политическую школу в Липецке, демобилизовался в декабре 1955 года по болезни в звании майора. Позднее 20 лет работал в Новосибирске на заводе электровакуумной промышленности. Всего совершил 98 вылетов. День Победы встретил в Западной Белоруссии в городе Пружаны.

 

Иван Тимофеевич был в нашей школе в гостях, а началось все с письма.

«Здравствуйте дорогие юные друзья – «Красные Следопыты».

5 октября 1981 г. в разделе «Искатели» Новосибирское радио транслировало передачу из музея вашей школы «Авиации и Космонавтики». Большую и полезную работу проводите вы. Спасибо Вам, дорогие ребята. Вы обращались с просьбой к бывшим авиаторам откликнуться и оказать помощь и содействие вашему музею. Вот я и пишу вам. «Я – «ветеран войны АДД (авиации дальнего действия.) Летал всю войну на самолете ИЛ-4 воздушным стрелком радистом, ныне пенсионер-майор в отставке. Начиная с 1966 года, вел и веду поиск летных экипажей, погибших во время войны. Работал с учениками средней школы села Иевлева Богородицкого района Тульской области, с учениками сельской школы села Чебереки Роменского района Сумской области.

Многие мои юные друзья «Красные следопыты» окончили школы и ВУЗы и величают их теперь по имени и отчеству, но для меня они остаются моими милыми девочками и мальчиками, которые проделали большую поисковую работу, за что я им благодарен. Дорогие юные друзья! Чем могу быть вам полезен – сообщите? Приезжайте, я многое могу рассказать о героях войны. До свиданья! Желаю успеха. С уважением И. Т. Амолин. 10/X-81г».

В 1982 г. Иван Тимофеевич был в гостях в музее и подарил свои военные фотографии, фотографии, сделанные во время встреч с однополчанами в Москве и Волгограде, и священную землю с мест боев.

  

Встреча однополчан, г. Волгоград, 1982 г.

В своих рассказах Иван Тимофеевич поделился воспоминаниями о том, как 6 июля 1969 года состоялось торжественное открытие Кургана Бессмертия в городе Богородницке. Из воспоминаний: «В течение года все трудящиеся города и района участвовали в сооружении Кургана, и вот 6 июля 1969 года состоялось торжественное открытие Кургана Бессмертия. На Площади города Богородницка собрались трудящиеся города и района. Тысячи людей с транспарантами и знаменами направлялись к Кургану. В их рядах Маршал Советского Союза Ф.И. Голиков, командовавший в 1941 году 10-ой армией и освобождавший этот район, командир дивизии, непосредственно освобождавший Богородницк – Генерал-лейтенант М. И. Глинский, Герой Советского Союза, лётчик-космонавт. Е. В. Хрунов, представители из других городов, участники боев на тульской земле.

Впереди – колонна ветеранов войны. Они несут книгу Вечной Славы. Вот и Курган. Он возвышается над округой. Людское море заполнило прилегающую к нему площадь. Начинается митинг. Выступающие говорили: «Наши земляки бесстрашно дрались на полях сражений. Их подвиг велик и бесстрашен. Курган, который мы открыли, будет вечным памятником всем им и всем тем, кто отдал свои жизни делу Победы Советского народа в Великой Отечественной войне». Минутой молчания почтили память погибших. Наступает тишина. Минута скорби. Приспущены знамена.

Маршал Советского Союза Ф. И. Голиков сказал: «Курган бессмертен, и он будет священным местом для всех, кто живет в данном районе и кто приезжает сюда. Солдаты и офицеры, погибшие на полях сражений, боролись за наше светлое будущее. И мы не вправе забывать о них. Об их светлой памяти в будущем всегда будет напоминать этот Курган Бессмертия».

Затем летчик-космонавт Е. В. Хрунов обратился к собравшимся: «Мы, младшие братья, дети, тех, кто погиб на полях сражений, никогда не забудем их подвигов, повседневно будем брать пример с них. Уверенно заявляем, что никогда не допустим повторения мировой катастрофы, чтобы снова пролилась кровь миллионов людей».

После выступления участников митинга в нишу гранитной стены Кургана была замурована книга вечной славы. На ее страницах записано 6260 фамилий. В Курган Бессмертия замурованы также урны с Землей, привезенные из городов-Героев, Брестской крепости, а также с Кургана Бессмертия в городе Ефремова Тульской области. Прогремел оружейный салют. Над поляной раздались звуки реквиема «Вечно живые». Курган Бессмертия открыт. Этот величественный памятник бессмертным подвигам защитников родной земли навсегда увековечил имена тех, кто не вернулся с фронта. 21.VIII 69г. И. Т. Амолин».

Вот, оказывается, как в 1969 году думали об увековечении памяти.

С сайта «Подвиг народа», «Память народа» я узнал о заслугах героя.

Амолин Иван Тимофеевич, 1915 г.р. В Красной армии с 1936 года, служил в 6 гвардейской дальне-бомбардировочной и дальне-разведывательной авиации, 18 ВА ВВС в звании гвардии лейтенанта. 24.02.1942 года был представлен к награждению Орденом «Красной Звезды».

 

В Наградном листе говорится, что он «образцово выполнял боевые задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, совершил 65 успешных боевых вылетов. Тактически развит, требователен к себе и подчиненным, а также дисциплинирован, политически развит, предан Родине».

А еще награжден Орденом Отечественной войны I степени 13.07.1945 г.

 

Я нашел Наградной лист на адьютанта экскадрильи 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брянского Краснознаменного полка гвардии лейтенанта Амолина Ивана Тимофеевича, «наградить Орденом Отечественной войны I степени. 13.7.1945 г.», а в нем изложение боевого подвига и заслуг: «В действующей Красной армии с 27.7.1941 года и с первых дней Отечественной войны беспрерывно находится в действующей армии. До марта 1943 г. летал на боевые задания в качестве воздушного стрелка радиста в экскадрильи дважды орденоносца капитана Жидкова, орденоносца майора Грабовского. 3 марта 1943 года ввиду плохого здоровья был отстранен от летной работы, а в мае 1943 года назначен на должность адьютанта экскадрильи. За период Отечественной войны совершил в качестве радиста 11 дневных и 74 ночных успешных боевых вылета. Работая адьютантом экскадрильи, с работой справляется хорошо. За время работы обеспечил 1570 успешных боевых самолетовылетов без единого случая задержки и срыва полетов по его вине. Учет и отчетность личного состава и оперативно-боевой работы выполнял на хорошо. В работе инициативен и аккуратен, повседневно повышает свои знания. К личному составу отзывчив, к их запросам относится чутко и всегда своевременно разрешает их».

Так характеризовали Ивана Тимофеевича его боевые товарищи.

У нас в музее хранится письмо и книга Ю. А. Гагарин «Дорога в космос», г. Москва 1981 г., с автографами ветеранов, вдов, дочерей, сыновей и мужей, погибших 6 и 16 АПД, подписанные во время встречи в Москве, 29.05. 1981 г. Это подарок Амолина И.Т.

    

 

29.05.1981 г. ветераны собрались в очередной раз в Москве на Красной площади, делились воспоминаниями и сожалели о том, что нет возможности записать всех, кто был. Иван Тимофеевич вспомнил о письме и книге, подаренной ему друзьями. Так и возникли эти адреса и фамилии, отправленные нашему поколению из прошлого.

Я хочу показать вам еще одно письмо. Когда я его прочитал, то понял, что оно написано в далеком прошлом веке 29 ноября 1981 года именно для нас.

   

Это обращение Ивана Тимофеевича Амолина. Вот выдержки из письма:

«Юноши и девушки! Пусть мое напутствие не покажется вам банальным, оно выстрадано сердцем, завоевано кровью. Мы, люди старшего поколения, не требуем от вас многого. Главное, что вы обязаны сделать – уберечь завоевания наши – Советскую власть и социализм. Иной раз вам кажется, что жизнь началась с того момента, как вы родились? Нет, милые дети и внуки! За жизнь мирную и счастливую кто-то боролся, отдал свою жизнь, здоровье. И эти кто-то, чье имя ветераны-войны и труда, находятся рядом с вами и нуждаются в заботе.

Помните, они перенесли голод и разруху, нужду и смерть близких, не торопитесь оскорблять их резким словом или поступком. Записывайте их воспоминания, берегите старые фронтовые снимки – они пригодятся вам и вашим детям. Мы верим, что молодое поколение нашей Великой Родины будет свято хранить боевые и трудовые традиции советского народа, будет жить, учиться и работать достойно».

Достоин будь любви солдата, он был живой, имел мечты,

Запомни: он погиб когда-то, чтоб был сегодня ты.

(Слова высечены на памятнике 16-й Бакинской средней школы, в честь учеников школы погибших на войне)».

После получения информации я провел экскурсию в музее для своих одноклассников. Ребята увидели фотографии, прочитали письма ветеранов, подержали в руках артефакты времен ВОВ и поняли, какие мужественные люди победили фашистов и подарили нам Мир и свободу.

МЫ всегда будем ими гордиться!

Количество просмотров: 4453  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы