Возврат: как максимально снизить риски

 
 

Лепина Марина,

журналист благотворительного фонда «Арифметика добра» г. Москвы

 

Возврат: как максимально снизить риски

Исключить возврат приемного ребенка назад в государственную организацию нельзя – факт, отмечаемый специалистами сферы социального сиротства. Ежегодно порядка 5 тысяч ребят по всей стране испытывают его на себе. Как снизить риски и защитить от возвращения в систему?

Решить проблему раз и навсегда, к сожалению, не получается. Заранее сказать, что приемные родители справятся с самыми сложными проявлениями боли или бунта ребенка, что совпадут с ним в характерах, смогут принять чужую кровь безусловно и сделать его своим, невозможно. В некоторых ситуациях это сверхзадача. Проблема отказов существует во всем мире. Важно максимально снизить риски еще на подготовительных стадиях: пройти глубокую подготовку, изучить опыт других семей, здраво оценить свои ресурсы, взаимодействуя со специалистами, реалистично посмотреть на совместимость.

«До конца не получится предотвратить возможность возврата, как невозможно истребить, допустим, преступность. Вопрос, скорее, в том, что можно сделать для того, чтобы этого было меньше. Наши государственные органы не всегда понимают, как бороться с проблемой, – замечает Светлана Строганова, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра», многодетная приемная мама, – у них простое решение: не давать ребенка, и все дела.

Но так же не получится! Значит, определять детей надо в такие семьи, в которых есть уверенность. Но и это невыполнимо на 100%. Важна аналитическая работа: что становится причиной возвратов? В процессе задействовано много людей: родители, дети, психологи, тренеры, занимающиеся подготовкой кандидатов, сотрудники интернатных учреждений и органов опеки».

За рубежом, кстати, к этой беде относятся проще. «Там, где законодательно утвержден статус фостерной семьи, вообще до недавнего времени не считалось чем-то запредельным менять ребенку ближнее окружение, если что-то пошло не так. В итоге он за свое детство мог побывать в 10-15 семьях и иногда даже больше! И это, конечно, пагубно влияет на его развитие, вызывая сильнейшую депривацию, – рассказывает Диана Машкова, основатель клуба «Азбука приемной семьи», – в России мы изначально настроены на постоянное устройство ребенка. Сейчас Великобритания, например, тоже пытается уйти от калейдоскопа смен и совершать определение в семью на постоянной основе.

Но там система работает так, что при выявлении ребенка будут помещать в семью, а не в детский дом. Вот почему это может выливаться в несколько перемещений в будущем. Представим, что подросток остался без родителей, а фостерной семьи, подготовленной именно для такой категории, прямо сейчас нет. Тогда его пока передают другой, потом подыщут нужную. И так до бесконечности».

Как же снизить риск возврата: какая подготовка кандидатов в замещающие родители правильная?

«Недавно у нас была на консультации приемная мама. Нет очевидной причины возврата, просто не случилось любви. Она выдохнула уже, поскольку нашлась подхватывающая семья, хотя со стороны ребенка привязанность была сформирована. Понятно, что если бы раньше, при первых же симптомах проблемы состоялось обращение к психологу, в группу поддержки, в клуб – все бы уже вырулилось, и семья сохранилась, – рассказывает Светлана Строганова, – там нет никаких видимых причин отказа. Девочка хорошая, домашняя, учится прекрасно, занимается плаванием. Никаких психологических и других проблем нет, и «не люблю» мамы можно было бы преодолеть. Просто не оказалось помощи вовремя. Еще на первой стадии кризиса».

В Школах приемных родителей тема возвратов зачастую звучит вскользь. Обучение сводится к тому, что это ужасно, и никогда так не делайте. Нужно не ужесточать контроль и отбор – нужно помогать. И начинать эту работу необходимо с обучения сотрудников системы.

«В государственной программе подготовки кандидатов в замещающие родители, созданной Министерством образования РФ, отдельно не выделен разговор о возвратах. Но все зависит от опыта тренеров, – делится Диана Машкова, – уверена, что тема должна проходить красной линией через весь курс. Тут разбор и анализ конкретных примеров, консультирование семей. Проблему правильнее предупредить; настоять на обязательном сопровождении».

Еще одна беда в том, что у специалистов, готовящих замещающих родителей, нет взаимодействия с органами опеки. «За 2-3 месяца, пока слушатели проходят обучение, мы уже знаем кандидата, он себя проявляет, задает вопросы, мы понимаем, кто ему нужен, на кого он ориентирован, каковы его ресурсы. Но наши знания не востребованы органами опеки, там главное – сертификат о прохождении ШПР, – говорит Наталия Мишанина, руководитель психологической службы фонда, – не хватает общего понимания того, каким набором качеств должен обладать кандидат, чтобы потянуть того или иного ребенка».

Наталия Мишанина убеждена, что отбор должен длиться на протяжении всего курса обучения, в завершении которого каждый должен выходить не просто с сертификатом, а с профилем, с оценкой собственного ресурса. «Не надо думать «со мной такого точно не случится». Лучше, если специалисты скажут семье – вот этот ребенок вам не подойдет, вам лучше вот сюда. Или, допустим, посоветовать не приемное родительство, а наставничество.

«Существует множество полезных и нужных, но уже не обязательных, а добровольных учебных циклов. Например, специально готовят родителей к принятию детей с инвалидностью. Есть лекции по преодолению расстройства привязанности. Есть тренинги по работе с девиантным поведением. Приемное родительство – это то дело, в котором спешка совсем не нужна.

Стоит также использовать консультации индивидуальных психологов. В каждом регионе их можно найти, и даже если нужных специалистов поблизости нет – многие организации предоставляют скайп-консультации. Лучше узнавать о достойных профессионалах через свое сообщество приемных родителей.

Не дать ребенку вернуться в систему: что делать, если возврат неизбежен?

«Прописанной технологии медиации и сопровождения возвратов пока в России нет, – отмечает Диана Машкова, – многие создают их сами, опираясь на практику. Обычно семье сначала подбирают психологов. Задача номер один понять: можно ли что-то сделать, чтобы сохранить ее. В 40% это, как правило, удается. Важно вовремя подставить «костыль» – поддержку, усиление, помощь профессионалов и сообщества, – уверяет эксперт, – если не получается сохранить семью, и ситуация уже стала неприемлемой и для ребенка, и для приемных родителей, семья вместе со специалистом начинает готовиться к переходу ребенка в новую, более подходящую и ресурсную».

Пример плавного перевода ребенка из семьи в семью – история девочки Саши. Ее из другой приемной семьи приняли Екатерина и Алексей. Свои трое детей уже взрослые, и супруги были уверены, что обладают достаточными ресурсами, чтобы помочь девочке-подростку, прожившей с прежней мамой 8 лет, выйти подготовленной во взрослую жизнь. Важный момент, который стал осознаваемым значительно позже: опекуном Александры была одинокая женщина. После развода супруг забрал двоих детей без права видеться с ними. Имея такой травматический фон, женщина и приняла ребенка из детского дома.

Но истинной привязанности, к сожалению, не случилось. Сначала малышка была покладистой и, видимо, устраивала. А когда стала подростком и позволила себе «подавать голос», высказывая собственное мнение, то стала неугодной. Такое в России случается, у нас вообще плохо воспринимается, когда ребенок пытается выразить свои чувства, мнения. «Как я сказал, так и будет, не дорос еще», – реагируют многие взрослые. Возвращают в основном именно подростков, даже если приняли в семью совсем маленькими.

«С Сашей мы познакомились, когда ее опекун впервые обратилась в фонд с желанием отказаться от ребенка, – рассказывает Диана Машкова. – Через три месяца работы психологов стало ясно, что спасти семью не удастся. Тогда приступили к поиску другой семьи среди членов нашего клуба. Девочка и будущая приемная семья познакомились и потом все лето общались, привыкали друг к другу. Катя и Алексей долго думали, и это правильно. Хорошо, что они принимали решение не спонтанно, а взвешенно. В итоге Саша уже год живет с ними».

Она плавно влилась в иное окружение. Специалисты фонда выстраивали переход постепенно. Да, девочке жалко свою приемную маму, но она уже не хочет возвращаться назад. «Я знаю, что меня здесь любят, я поняла, что это такое. Мне здесь интересно, – говорит Саша, – Но, может быть, лет через пять я к ней приеду, скажу спасибо за то, что она сделала для меня».

В сопровождении процесса передачи ребенка из одной семьи в другую надо учитывать несколько факторов. Во-первых, подбор родителей должен осуществляться с учетом характера, здоровья и других особенностей ребенка. Во-вторых, далеко не всегда это случается быстро. Столь сложный этап может занять до года, и торопить события не всегда правильно. Если бывшая приемная семья и сам ребенок (как мы знаем, инициатором возврата может выступить любая из сторон) готовы прожить плавный переход, то это идеальный путь.

Кстати, это иллюзия, что ребенок будет в неведении до последнего: он все понимает, и не важно, насколько мал. Лучше не прятать положение вещей от ребенка, когда уже можно сказать, что ему решили найти другую, более подходящую для него, семью? Тут критерий один: его психика должна быть устойчива в тот момент.

«Если он психологически расшатан, находится в сильном стрессе, значит, с открытием ситуации лучше повременить. Надо найти возможность подождать, чтобы ребенок стабилизировался. Тут помощь специалистов крайне важна. Сообщать такое известие надо деликатно. Нельзя допускать утечек информации, позволяющих ребенку узнавать о том, что его приемные родители отказались от него. Лучше если он узнает об этом именно от них, – отмечает Диана Машкова, – его психику надо укрепить, это и значит «готовить».

Если ребенок считает, что эта семья единственная соломинка, и он не готов к новым расставаниям, он ведь уже и так много их пережил – это будет трагедия. А если видит новые перспективы, опору, верит в себя, в свои силы и будущее – ему будет легче. Задача психолога, в том числе, все это показать».

Важный момент: перевод ребенка из семьи в семью – это травма для всех участников события. Главный стресс, конечно, испытывает ребенок. Но приемные родители, от него отказавшиеся, тоже имеют проблемы: чувство вины, стыда, переживания. Новая семья тревожится перед поставленными задачами. «В подобных случаях опытному психологу-медиатору крайне важно вести всех участников процесса, всем нужна помощь, и он должен тщательно провести эту работу», – говорит Наталия Мишанина. – И действительно, это, можно сказать, тонкая дипломатическая работа.

Количество просмотров: 1692  

Добавить комментарий

Target Image
1. Эмоциональный интеллект ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Эмоциональное выгорание как инструмент развития личности ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Вторичное сиротство: причины и их преодоление ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
4. Стать отцом ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Поколение, воспитанное мультиками ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
6. Опасные взрослые игры ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
7. Воспитание особенных детей ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
8. Не хочу жить дома ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
9. Дайте детям шанс, и они сумеют удивить ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
10. Твой страшный секрет ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
11. Воспитание спортом ВЫПУСК №106, апрель 2023
12. Чего боится подросток ВЫПУСК №106, апрель 2023
13. Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Что нужно знать про горе ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
15. Дидактическая игра – ключ к развитию дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
16. Не хочу учиться… ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
17. Жить, не выгорая изнутри ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
18. Время взрослеть ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
19. Почему дети лгут? ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
20. Любовь не PRO отметки ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы