Колышкина Татьяна Игоревна,

заместитель директора

МАУДО ДЮЦ «На Комсомольской» г. Калининграда

 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема нашего номера «Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт» вызвала необычайно активный отклик среди педагогов дополнительного образования. Еще год назад мы бы сказали, что «дистант» – это не совсем про нас. Нас не учили, у нас нет апробированных платформ, и вообще, в дополнительном образовании главное – это живой контакт педагога и ребенка. А сегодня мы уже научились и танцевать онлайн, и концерт провести дистанционно, и с дошколятами спокойно наладили дистанционное обучение. В рубрике вы сможете познакомиться с самым разнообразным опытом педагогов по работе в сложившихся условиях.

Однако все авторы сходятся в одном: мы можем практически все: научить ребенка любому делу, сами освоить любую платформу, готовы переписываться с родителями ночью и давать им советы, как написать натюрморт или создать проект. Но живого общения, тактильного контакта, эмоционального обмена не заменит никакая, даже ультрасовременная интернет-технология.

Сейчас, когда педагоги пользуются как дистанционными, так и традиционными технологиями обучения, пришел период осмысления того безумного опыта, который мы получили весной, и, наверное, это станет началом новых педагогических инноваций и открытий.

А еще в эти дни в городе проходит традиционный конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Одно из испытаний конкурса – видеообращение «Моё педагогическое послание профессиональному сообществу» – попытка педагогов-конкурсантов выразить свое понимание основных тенденций и стратегий развития сферы дополнительного образования детей и предложить педагогическому сообществу интересные и творческие идеи. Поэтому мы посчитали возможным опубликовать тексты и видеозаписи посланий в нашей рубрике как пищу для размышления для всех педагогов.

Читайте с удовольствие! Размышляйте, творите и внедряйте свежие идеи!

#ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате

Ветошкина Светлана Викторовна

Право детей и подростков на развивающий отдых и досуг закреплено в нормативных документах: Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и других правительственных программах и постановлениях, таких как «Национальная доктрина образования в России на период до 2025 года», «Наша новая школа», «Типовые положения о детских оздоровительных лагерях» и многих других. Однако главное – не наличие этих прав, а возможность их реализации.

Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»

Белая Людмила Николаевна

2020 год внёс свои коррективы в привычный уклад жизни большинства сфер деятельности. Тотальные изменения коснулись и сферы дополнительного образования, причём на всех её уровнях. В новой реальности педагогам пришлось кардинально поменять методы работы: научиться самим и открыть детям пока ещё новый мир – мир дистанционного обучения.

Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении

Николаенко Наталья Петровна, Якубова Людмила Владимировна

Школа художественного творчества «Цветень» создана в 2004 году при ЦДТ Советского района. За это время руководитель школы Наталья Петровна Николаенко и её педагоги опробовали и внедрили различные методики, педагогические приёмы и технологии обучения предметам изобразительного искусства.

Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования

Очкина Ирина Геннадьевна

Дистанционное обучение было для всех полной неожиданностью. Педагогам пришлось в экстренном порядке осваивать новые формы обучения. После того как прошёл первый шок, мной было пересмотрено очень много материалов в интернете, чтобы определить оптимальный вариант для себя. В результате было выбрано несколько видов видеоуроков.

Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения

Хаценюк Тамара Андреевна, Удодина Вера Евгеньевна, Макарова Юлия Сергеевна

В условиях становления экономики России существенно меняется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений как в системе государственного управления и рыночных структурах, так и в образовательных учреждениях. Эффективность деятельности любого образовательного учреждения в условиях рыночной экономики во многом зависит от использования современных методов и принципов маркетинга.

Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?

Аганичева Инна Борисовна, Меледина Мария Владимировна, Брызгалова Дарья Владимировна

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Внедрение новых технологий с применением электронного обучения поддерживается государством: в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» статья № 16 полностью посвящена реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»

Параскун Елена Валерьевна

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования. Условия самоизоляции внесли существенные изменения в жизнь детей и взрослых. Все образовательные учреждения оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания образовательных программ без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.

Фортепиано дистанционно – современная реальность

Сапранкова Лилия Витальевна

Живое общение педагога и ученика всегда считалось особой ценностью обучения. Но… меняются времена, меняются условия… Что делает в настоящее время обучение ценным? Да то же самое – непосредственное общение. Только оно может быть в совершенно ином формате. Для нас нахождение в непосредственной близости с учениками – явление привычное. А вот для современных детей вполне привычным является общение дистанционное, общение в онлайн-режиме. Они сегодня такие, и это факт.

Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения

Торопова Алла Владимировна

В условиях современных реалий в сфере образования на первый план выступает новая форма обучения – дистанционная. Она имеет ряд преимуществ: даёт возможность изучать учебный материал в собственном ритме и составлять удобный график учебных занятий в соответствии со своим режимом; воспитывает самодисциплину и самостоятельность; позволяет помимо заданного материала углубиться в наиболее заинтересовавшие темы; развивает поисково-исследовательскую логику в процессе обучения.

Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»

Шихалева Юлия Петровна, Вальщикова Марина Владленовна

Для большинства педагогов дополнительного образования в рамках их профессиональной деятельности всегда достаточно четко выделялись два формата организации обучения. Это непосредственные занятия по программам и большой блок культурно-массовых мероприятий в рамках их программ. Это всевозможные концерты, конкурсы, фестивали, выставки, соревнования и т.д.

Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения

Мокроусов Николай Юрьевич, Корчагин Максим Александрович

В статье рассмотрена деятельность школьного театра как средства развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения на примере опыта театральной студии «Диалог» Новосибирской средней общеобразовательной школы № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств

Сараева Светлана Валерьевна

Воспитание человека думающего, умеющего не только осмыслять полученную информацию, но и ставить вопросы относительно нее, а значит открывать новые горизонты в исследовательской деятельности – важнейшая задача преподавателя. На мой взгляд, методы технологии развития критического мышления очень успешно могут быть использованы преподавателем для развития навыков работы с информацией, которыми дети зачастую владеют не в полной мере, а именно умение воспринять и воспроизвести прочитанное, выделить основные моменты, поставить к ним вопросы.

Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова

Другова Татьяна Валерьевна, Сафонова Оксана Петровна, Чернова Светлана Васильевна

В ДДТ им. А. И. Ефремова с 2016 года реализуется направление «Педагогическое партнерство в дополнительном образовании», основанное на творческом взаимодействии и принципе преемственности программ художественной направленности. Одним из проектов, реализующих данное направление, является проект «Ступени профориентации», в котором участвуют педагоги программы трех детских студий учреждения.

Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников

Корноглуб Раиса Валентиновна

Профориентация – это знакомство с миром профессий, цель которого выбрать одну из них. И чем больше информации о специальностях у вас есть, тем проще её проанализировать и найти подходящую. Несколько лет назад Дом детского творчества им. А. И. Ефремова получил заказ от МБОУ СОШ № 41 разработать программу проектной деятельности старшеклассников в области профессионального самоопределения.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»

Хаценюк Тамара Андреевна, Макарова Юлия Сергеевна

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ст.16) Соответственно программа с применением дистанционных технологий – это обучение обучающегося педагогом в очном режиме с использованием информационных средств.

Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения

Чижова Елена Витальевна

Одной из самых актуальных можно считать проблему формирования мотивации в области изобразительного искусства, так как художественная культура является основой духовной культуры, которая, к сожалению, сегодня нередко выхолащивается технологией, когда ребенок познает мир не в акте созидающего творчества, а в повторении алгоритма решения проектной задачи, что обедняет его внутренний мир и приводит к обесцениваю в его миропонимании продуктов творческого труда своего и других, мировых культурных ценностей. Именно на создание условий для формирования творческой мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована моя программа «Мир красок».

Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»

Курицын Сергей Владимирович

В последнее время в России происходят коренные изменения. С одной стороны, улучшается социально-политическое, экономическое положение страны; возрождается вера в силу Российской армии, русского оружия и русского солдата. С другой стороны, в сознании большинства людей широко распространяется равнодушие, эгоизм, агрессия, снижается воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как основных факторов формирования патриотизма.

Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка

Михайленко Маргарита Борисовна

Ментальная арифметика – уникальная методика устного счёта на счётах «абакус», которая возникла свыше 5 тысяч лет назад. В современном мире дети с легкостью справляются с гаджетами, компьютерными программами, но при этом не могут похвастаться хорошей успеваемостью в школе. Психологи отмечают, что у некоторых детей присутствует недостаток концентрации, внимания и мотивации к обучению. Из-за чего родителям сложно заинтересовать ребенка в изучении какого-либо предмета и распознать его склонность к наукам.

Нейрофитнес и спортивные упражнения

Барсукова Екатерина Сергеевна

Психологическое развитие детей – сложный процесс, который характеризуется особыми закономерностями и этапами. Основа развития ребенка – сформированная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности. У дошкольников психомоторное и когнитивное развитие неразделимы, причем двигательное развитие становится основой для когнитивного, эмоционального и социального развития.

Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Харченко Марина Сергеевна

Получив педагогическое образование, вновь испеченный педагог вступает на свой профессиональный путь. Обладая определенным фундаментом знаний и умений, ему необходима помощь или своеобразный толчок, чтобы начать применять их на практике при работе с детьми. Данная статья адресована именно таким молодым педагогам. Имея почти 30-летний опыт преподавания вокально-хоровых дисциплин, возьму на себя смелость дать несколько практических советов.

Образовательные и развивающие возможности сервиса LearningApps в условиях дистанционного обучения

Барбакарь Юлия Сергеевна

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий сегодня набирает обороты и становится неотъемлемой частью нашей реальности. Дистанционное обучение в системе дополнительного образования детей предполагает организацию процесса обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимися.

Концертмейстер в хореографическом коллективе: мои первые шаги в педагогике

Ващенко Олеся Григорьевна

Дорогие коллеги! Очень надеюсь на то, что вы любите хореографию так же, как люблю её я! А ведь еще 13 лет назад, когда я поступила в Бийский государственный музыкальный колледж, с хореографией я была знакома весьма поверхностно. И когда училась в Новосибирской Государственной консерватории имени М.И. Глинки, моим основным предметом был аккордеон. А потом моя жизнь круто изменилась – я попала в Центр внешкольной работы «Галактика». Нет, с аккордеоном я не рассталась.

Проведение занятий по рисованию в период самоизоляции (из опыта работы кружка «Фантазеры»)

Галева Алла Геннадьевна

Пандемия, COVID-19, самоизоляция… Все это впервые заставило по-новому посмотреть на образовательный процесс, пришлось перестроиться – перейти на дистанционную форму проведения занятий кружка по рисованию и живописи. Было очень страшно, а получится ли, будут ли дети с тем же азартом заниматься дома самостоятельно так же, как в непосредственном общении с педагогом в аудитории… Но обстоятельства сложились таким образом, что альтернативы дистанционному обучению не было…

Организация дистанционного обучения в мастерской «Нити творчества»

Коршикова Светлана Владимировна

В период пандемии и карантина, начиная с апреля 2020 года, в мастерской «Нити творчества» занятия проводились в форме видеоуроков. В социальной сети ВКонтакте была создана группа мастерской «Нити творчества» https://vk.com/public193678716, где размещались учебно-информационные материалы: презентации, видеоролики. Дети получали через WhatsApp ссылку на заранее записанный видеоурок. Также видеоматериалы размещались в официальной группе ЦДТ Советского района ВКонтакте https://vk.com/cdt.sovraion.

Организация дистанционного обучения в творческом объединении «Эврика»

Кочергова Ирина Владимировна

Дистанционное обучение – одна из новаций, внесенных в нашу жизнь в результате пандемии. Введение режима самоизоляции заставило большую часть педагогов пересмотреть формы и методы обучения. В данной статье хотелось бы рассказать, как были организованы занятия детского творческого объединения учреждения дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение.

Педагогические подходы в организации хореографической деятельности старших дошкольников

Латышева Юлия Александровна

Как вы думаете, что самое трудное в работе с детьми дошкольного возраста? Я отвечу по своему опыту: это взаимопонимание!

В последнее время все чаще сталкиваемся с тем, что у детей в условиях нынешних реалий формируется узкий кругозор. Все чаще родителям некогда заниматься творческим мышлением ребенка, и они занимаются поиском подходящих кружков, секций, студий.

«Сердце отдаю детям»: Моё педагогическое послание профессиональному сообществу

Педагогическое послание профессиональному сообществу

Захарова Елена Федоровна

Приветствую Вас, коллеги! Меня зовут Елена Федоровна Захарова. Я работаю в гимназии № 11 «Гармония», являясь руководителем школьного музея. Называется он «Музей становления и развития школы № 193, гимназии № 11». Принято считать, что музей – это учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес.

Педагогическая профессия со студенческой скамьи: возможности и трудности молодого педагога

Лосева Елена Валерьевна

Я хореограф и педагог Центра дополнительного образования «Алые Паруса» города Новосибирска. И вот уже шестой год я через танец раскрываю детскую душу и таланты, помогаю ребятам, найти себя в жизни и на сцене. Пять лет назад я окончила НГПУ по специальности «руководитель любительского хореографического коллектива». Казалось бы, есть знания и любовь к профессии. Что же еще нужно для успеха?

Педагогическое послание профессиональному сообществу

Павлова Виктория Александровна

Здравствуйте! Я – Виктория Александровна Павлова, педагог дополнительного образования дома детского творчества «Кировский» города Новосибирска, руководитель семейного театра «Теплый дом». Цель моей работы – создать условия, при которых каждый студиец раскроет свой талант. У меня нет задачи вырастить актеров и режиссёров, но есть миссия дать ребятам уверенность в их способностях, увлечь их идеей постоянного саморазвития.

Мое педагогическое послание профессиональному сообществу

Панин Роман Владимирович

Думаю, каждого неравнодушного гражданина волнует вопрос: с чего начинается благополучная будущность страны?

В силу специфики своей деятельности в качестве педагога по спортивным бальным танцам я пытался найти ответ на этот вопрос и в самых разных уголках России, и далеко за ее пределами, где приходилось работать в судейских коллегиях международных конкурсов и соревнований.

Педагогическое послание профессиональному сообществу

Харитонова Екатерина Владимировна

Испокон веков тема космоса будоражит умы человечества. Она манит своей невероятной красотой, таинственными глубинами, загадочностью, романтичностью. В начале XX века наш замечательный соотечественник, учитель физики и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский предсказал, что «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Педагогическое послание профессиональному сообществу

Хоменко Мария Владимировна

За последний год произошло много изменений в нашей жизни. Мы многому научились за это время и много смогли преодолеть, но все же осталось много вопросов, нерешенных проблем. Обстоятельства научили нас не поддаваться панике, у нас появилось время остановиться и подумать.

Формирование нового профессионала современной цифровой реальности

Щедренко Тамара Сергеевна

Если обратиться к истории, станет понятно, что журналистика всегда шла рука об руку с техническими изобретениями. Всё началось с печатного станка, затем изобретение радио и телевидения. За 22 года моей профессиональной журналисткой деятельности я воочию наблюдала, как стремительно происходит технологический прогресс. Мои первые заметки были набраны ещё литерами. Вскоре наша районная газета перешла с высокой печати на офсетную. А в журналистике появилась новая профессия – оператор компьютерной вëрстки.

Инклюзия – это возможность!

Жеребненко Анна Викторовна

Здравствуйте, коллеги! Я Анна Викторовна Жеребненко – участница конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Инициатором этого конкурса в середине 90-х годов стал Алексей Константинович Бруднов. Он же в те годы назвал дополнительное образование зоной ближайшего развития Российского образования. Считая, что его ресурсы: возможность выбора, ориентация на практику, разнообразие видов познавательно-творческой деятельности, гуманистическое отношение к ребенку должны стать ценностью всего образования России.