Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств

Воспитание человека думающего, умеющего не только осмыслять полученную информацию, но и ставить вопросы относительно нее, а значит открывать новые горизонты в исследовательской деятельности – важнейшая задача преподавателя. На мой взгляд, методы технологии развития критического мышления очень успешно могут быть использованы преподавателем для развития навыков работы с информацией, которыми дети зачастую владеют не в полной мере, а именно умение воспринять и воспроизвести прочитанное, выделить основные моменты, поставить к ним вопросы.

Нередко, приступая к изучению новой темы, а иногда уже в процессе ее освоения, я задаю детям вопрос. «Ребята, а зачем мы это изучаем?». Чаще всего после многозначительного молчания можно услышать ответ о том, что раз изучаем – значит так надо. Однако бывает, что дети пытаются начать рассуждать и тогда нужно стараться раздуть эту «искру» рефлексирования у всех учащихся. Они начинают думать, и в результате может появиться множество интересных идей, а также активизируется их познавательная деятельность. Очень эффективным в данном случае является применение приема «Корзина идей». Я изображаю на доске корзинку, куда мы «помещаем» (записываем) идеи относительно того или иного вопроса. Например, я спрашиваю, зачем нам нужно изучать средства музыкальной выразительности? Постепенно, рассуждая и записывая идеи, дети сами дают ответы на вопросы относительно цели изучения той или иной темы. Это очень важно, так как они начинают находить взаимосвязи в изучаемом материале, а также понимать общие цели обучения.

Этот прием можно также использовать на любом этапе рассмотрения той или иной темы. Так, например, изучая интервалы и рассуждая о консонансах и диссонансах, я спрашиваю детей, в каких случаях композитор намеренно использует в гармонии больше диссонансов? Ответы ребят мы опять помещаем в корзину и обсуждаем их. Например:

1. Чтобы показать напряжение музыки.

2. Изобразить злость, агрессию.

3. Описать соответствующую картину природы (гроза, буря и т.д.).

4. Передать образ отчаяния, скорби.

5. Нарисовать конфликт.

6. Сделать кульминацию и т.д.

Далее я прошу ребят по возможности вспомнить, в каких уже знакомых им музыкальных произведениях мы можем это увидеть и привести примеры. Они вспоминают, говоря о напряжении, кульминации, пьесу Грига «В пещере горного короля», злости – «Бармалея» Слонимского, «Бабу-Ягу» Мусоргского, картине природы – «Грозу» Вивальди, отчаяния – «Гнома» Мусоргского и т.д.

Особенно интересным представляется использование этого приема в обсуждении открытых вопросов. Например, почему композитор выбирает ту или иную тему для своего творчества. Например, этот вопрос мы рассматриваем при знакомстве с увертюрой Бетховена «Эгмонт». После рассказа о событиях трагедии Гёте я спрашиваю детей: почему Бетховена заинтересовала эта тема? Предлагаю порассуждать на эту тему, а ответы предлагаю складывать в нашу корзину идей. В результате мы записываем:

1. Он сам был против угнетения одного народа другим.

2. Его кто-то попросил об этом, может быть автор пьесы.

3. Он интересовался историей, и этот сюжет показался ему достойным.

4. Сочинение ему заказали.

5. Может быть, кто-то подсказал ему идею этого сочинения.

6. В его жизни были похожие обстоятельства (тема борьбы с тиранией, несправедливостью) и т.д.

Здесь для создания особой атмосферы соревнования можно нарисовать две корзинки для двух команд. Такой вид деятельности наполняет детей азартом, радостью творчества и, соответственно, лучшим пониманием изучаемого.

Я также вижу интересные модификации приема «Корзины идей». Так, например, когда я хочу проверить, насколько дети усвоили тот или иной материал, я рисую им уже наполненную «корзину идей», разбирая которую, они должны догадаться, о какой теме идет речь. Например, я объявляю, что загадала музыкальное произведение и рисую корзинку, а в ней загадки-идеи.

 

Слова я выписываю не сразу, а добавляя по одному. Иногда дети угадывают загадку после двух-трех слов, конечно, начинать нужно с самых «далеких» слов. В результате ребята приходят к отгадке – Бетховен Увертюра «Эгмонт».

Этот прием также можно использовать в командной игре, когда 2 или 3 группы придумывают свои вопросы по пройденному материалу, а их соперники должны ответить на них. Например, закончив тему, посвященную музыке Баха, я объявляю, что к следующему уроку каждый должен придумать и написать 3-4 вопроса по творчеству композитора. На рубашке карточки вопроса дети пишут свою фамилию, чтобы случайно не взять свой собственный вопрос. Также можно попросить детей из разных команд сделать рубашки карточек определенных цветов, например, одна команда синие, другая – красные. Затем все вопросы мы помещаем в настоящую корзинку, из которой ребята и тянут вопросы, отвечая на них и зарабатывая балл за каждый правильный ответ. На усмотрение преподавателя команда имеет или не имеет право оказывать помощь своему участнику, возможно при оказании помощи учитывается только полбалла. Таким образом, можно проверять, насколько дети хорошо запомнили и усвоили материал. Ребятам такие формы работы очень нравятся, и они стимулируют их на более тщательную подготовку к подобному состязанию. Мне эта форма работы импонирует еще и тем, что дети учатся здесь придумывать и формулировать вопросы, а это не всегда легко им дается. В ходе игры можно также обсуждать, правильно ли сформулирован вопрос и насколько он имеет отношение к пройденному материалу, и, конечно, тот, кто задал вопрос – должен знать правильный ответ на него и уметь оценить.

Прием «Корзина идей» – весьма интересная форма работы, которая на усмотрение преподавателя может быть использована на любом из этапов изучения темы. Также возможны различные модификации приема, некоторые я описала выше, но уверена, что можно придумать еще много интересных вариантов. Применение этого метода способствует развитию скорости реакции, внимательности, умению выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них, работать в команде, а в целом активизации познавательной активности учащихся.

Использованная литература

1. Гин А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: Вита-пресс, 2001. – 88 с.

2. Гин А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. – М., Вита-пресс, 2016. – 120 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

4. Критическое мышление // https://4brain.ru/critical/.

5. Сараева С. Учить детей задавать вопросы // http://io.nios.ru/articles2/99/9/uchit-detey-zadavat-voprosy.

6. Сараева С. http://io.nios.ru/articles2/84/9/formirovanie-tolerantnosti-posredstvom-....

Количество просмотров: 4664  

Добавить комментарий

Target Image
1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы