Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

 
 

Харченко Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО Центр «Юность» СП ДДТ «Романтика» г. Новосибирска

 

Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Получив педагогическое образование, вновь испеченный педагог вступает на свой профессиональный путь. Обладая определенным фундаментом знаний и умений, ему необходима помощь или своеобразный толчок, чтобы начать применять их на практике при работе с детьми. Данная статья адресована именно таким молодым педагогам. Имея почти 30-летний опыт преподавания вокально-хоровых дисциплин, возьму на себя смелость дать несколько практических советов.

Работа над любым музыкальным произведением, в том числе и над песней, сводится к определенному алгоритму.

1. Целостное прослушивание, анализ.

2. Разучивание текста и ритмического рисунка.

3. Разучивание мелодии, вокализация.

4. Работа над произведением по частям.

5. Поиск выразительных средств.

6. Впевание выученного материала.

7. Концертная деятельность.

Если соблюдать все эти этапы, то довольно быстро выходишь к уровню концертной деятельности, что весьма важно, поскольку слишком длительная работа в вокальной студии утомляет и приводит к потере интереса к пению. Поэтому необходимо часто объединять несколько этапов на одном занятии, чтобы обучающийся ушел с чувством интереса, с ощущением чего-то сделанного и желанием дальше погружаться в этот музыкальный материал.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

1 этап. Целостное прослушивание и анализ (разбор) песни

Желательно нацелить обучающихся вопросами: о чем поется в песне? Какая песня по характеру? (быстрая или медленная, плавная или отрывистая и т.д.) После такого нацеливания прослушивание будет более осмысленным, внимательным. Затем, после первичного прослушивания, целесообразно поговорить о содержании, о смысле, о выразительных средствах, движении мелодии, подаче звука. Если песня простая, то сразу можно переходить к этапу разучивания. Если более сложная, то следует дать задание на дом: прослушать еще несколько раз у разных исполнителей, создать свое впечатление, сделать выводы, подумать, какие чувства она передает. Также при неоднократном прослушивании мелодия «ложится на ухо» и облегчает дальнейший процесс разучивания. После первого прослушивания нужно предложить принести к следующему занятию распечатанный текст (для читающих) или выучить наизусть один куплет или припев (для дошкольников). Такое овладение текстом облегчает следующие этапы работы, когда учащемуся уже не нужно думать о тексте и он может сосредоточить свое внимание на мелодии.

2 этап. Разучивание текста и ритмического рисунка

Данный этап объединяется с ритмической, артикуляционной и дикционной работой. За одно занятие можно выучить только один куплет (припев), но сразу поставить ритм и правильную дикцию. Используя приемы прохлопывания ритма, проговаривания текста нараспев и в ритме песни. На данном этапе мы вычищаем дикцию, делая её единой, четкой. Здесь же облегчаем дальнейший этап вокализации, произнося текст вокально, нараспев, присоединяя согласные от предыдущего слога к последующему. Например: СТА-ЛО ЯА-СНО СОООО-ЛНЫ-ШКОПРИ-ПЕ-КААААА-ТЬПРИ-ПЕ-КАА-ТЬ

На этом же этапе обращаем внимание на редуцирование гласных звуков (округляем гласные, смешиваем гласные). Например: в слове ЖИ(ИЫ)ЗНЬ смешиваем ИЫ, округляя «и», в слове МАМОЧКА – смешиваем АО, также округляя звуки. Особенно это важно в хоровом пении, где единая дикция и единое произношение необходимы. Таким образом, к следующему этапу мы подходим уже с готовой четкой дикцией и ритмизованным текстом.

3 этап. Разучивание мелодии, вокализация

На данном этапе важно получить чистое, слаженное (если говорить о хоре, ансамбле) пение. Здесь вначале происходит разучивание мелодии на гласный звук, пропевая интервалы, скачки, длинные ноты. Почему важно петь сначала без слов? Потому что, «выключая» текст, обучающийся может полностью сосредоточиться на мелодии, на формировании качественного звука, вокальной позиции. Многократно повторяем интервалы, пока они не начнут получаться легко, полётно, чисто и без напряжения. Потом подставляем текст и впеваем то же самое с текстом.

4. Работа над произведением по частям

Работая над музыкальными фрагментами, собираем их в красивые музыкальные фразы. Затем фразы собираем в куплеты, точно определяя моменты, где нужно брать дыхание. На этом этапе важно обратить внимание на фразировку, делая пение не только чистым и грамотным, но и осмысленным. Продолжаем работать в такой последовательности над всей песней, собирая ее целиком.

5. Поиск выразительных средств

Под выразительными средствами мы подразумеваем динамику, агогику, фразировку звука, тембр, различные приемы звуковедения, акценты и другое. Важно, чтобы исполнение даже простой песни не было формальным, статичным, монотонным. Если музыкальный материал выучен идеально, но исполняется «без искорки», он не оставит следа в памяти слушателя и не принесёт удовольствия самому исполнителю. В достижении этой цели нам помогают именно выразительные средства. Интересно, правильно и «вкусно» прочтенная фраза, необходимые динамические оттенки, уместные акценты в музыке и в слове помогают максимально раскрыть художественный образ и вызвать отклик у слушателя. Отдельно хочется сказать про агогику. Благодаря небольшим замедлениям и ускорениям, то есть небольшим отклонениям от темпа и ритма, можно добиться гораздо более живого и самобытного исполнения песни, её переливистого и текучего звучания.

6. Впевание музыкального материала

Впевание – это многократное повторение выученного музыкального материала – так сказать, доведение до автоматизма. Этот этап важен при переходе от разучивания к концертному исполнению. Его целью является закрепление и приобретение навыка легкости, свободы в пении. Если произведение сырое, а исполнитель задумывается над дыханием, вспоминает слова в процессе или несвободен в вокальной технике данной песни, то он будет петь напряженно, зажато и не сможет передать художественный образ. А если дело касается хорового пения, то тут важно достичь единства исполнения и требований дирижера всеми участниками процесса. Все исполнители должны четко и едино исполнять музыку, точно реагируя на дирижерский жест (одновременно дышать, одновременно вступать и т.д.). Только хорошо впетое, эмоционально окрашенное произведение может вызвать настоящие, живые аплодисменты зрителей – главную награду для любого выступающего на сцене.

7. Концертное исполнение

Концерт – это всегда долгожданное и торжественное событие, итог всей деятельности. Поэтому и относиться к нему следует соответственно. Необходимо воспитывать сценическую культуру. Важно всё – от появления исполнителя на сцене, до его ухода. Важен внешний вид, единый (в хоре) костюм, обувь, прическа. Костюм исполнителя – солиста должен соответствовать теме и художественному образу исполняемой песни. Эстетичный вид певца – важная составляющая успеха. Необходимо продумать, как исполнитель выходит на сцену. Если вступление длинное, то его следует обыграть (обрезать фонограмму при необходимости). Выход на сцену тоже должен быть эстетичным, достойным, в стилистике песни, в образе. Особенно следует отметить выход хора. Хор выходит, не растягиваясь. Достаточно энергично, глядя в зал, а не в спины впереди идущих. Нужно назначить ответственных ведущих за выход и за уход, иначе сцена хаотичного ухода может испортить всё впечатление от номера. Если предусмотрены движения во время исполнения, то они должны быть едиными, хорошо отработанными, свободными. Солисту необходимо научиться использовать всё пространство сцены и общению со зрителями.

Концертную деятельность рекомендую начинать уже на начальном этапе обучения, как можно раньше с 4-5 лет. В этом возрасте ребенок ещё эмоционально и психологически раскрепощен и естественно ведет себя на сцене. Начинать можно с маленьких открытых занятий, концертов для родителей, постепенно расширяя аудиторию. В своей практике провожу концерты к календарным праздникам, мини-концерты-конкурсы между детьми, отчетные мероприятия для родителей. Например, прямо на занятии одни дети могут петь, а другие быть в роли слушателей или жюри. Потом проходит обсуждение, анализ выступления друг друга. Практикуем музыкальные спектакли и концерты, где сами дети и артисты, и ведущие (объявляют концертные номера, читают стихи и подводки). Таким образом, они привыкают к сцене, к публике, раскрепощаются. Во-первых, это приучает детей к сценической деятельности. А во-вторых, обучающийся желает поделиться своими успехами. Выступая, он понимает смысл и конечную цель занятий. Помимо прочего, концертная деятельность укрепляет интерес к музыке.

Подводя итог, хочется пожелать всем начинающим педагогам успехов в нашем прекрасном, нелегком, творческом и любимом деле. Созидайте, ищите новые подходы и делайте наш мир красивее!

Количество просмотров: 9106  

Добавить комментарий

Target Image
1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы