Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении

 
 

Николаенко Наталья Петровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДТ Советского района г. Новосибирска

 
 
 

Якубова Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДТ Советского района г. Новосибирска

 

Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении

Школа художественного творчества «Цветень» создана в 2004 году при ЦДТ Советского района. За это время руководитель школы Наталья Петровна Николаенко и её педагоги опробовали и внедрили различные методики, педагогические приёмы и технологии обучения предметам изобразительного искусства.

С марта 2020 года ввиду сложившейся эпидемиологической ситуации в мире всю работу пришлось полностью пересмотреть, потому что основная часть занятий стала проходить в режиме онлайн. Сразу возникло много вопросов:

Как организовать дистанционное общение с детьми?

Какие ресурсы мы для этого имеем и можем использовать?

Как объяснять новый материал, чтобы все дети смогли понять тему и не только понять, но и выполнить задание?

Уже первая неделя дистанционных занятий показала все плюсы и минусы такой формы обучения. Преподавание изобразительного и прикладного искусства предполагает тесное взаимодействие педагога и учащихся, их тактильный контакт. Практически невозможно удалённо правильно поставить руку для нанесения линии или мазка, сложно разглядеть нюансы формы и цвета, почувствовать фактуру материала через фото и видеосвязь. У многих детей дома нет необходимых предметов для постановок по рисунку и живописи.

Некоторые ребята, особенно из многодетных семей, за неимением качественной видеотехники и интернета вынуждены были прекратить занятия и уйти в академический отпуск. Отрицательным стало и то, что дети оказались настолько загружены школьной программой, что им просто не хватало времени на дополнительные занятия.

Среди положительных моментов стоит отметить совместное детско-родительское творчество (особенно у дошкольников), укрепляющее мотивацию, взаимопонимание и сплочённость семьи. В процессе дистанционного обучения у учащихся школы «Цветень» продолжали совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формировались личностные и предметные результаты, повысилась информационная компетентность.

В сложившихся условиях педагогам пришлось в короткие сроки самостоятельно овладеть некоторыми системами дистанционного обучения (СДО):

Zoom – платформа для проведения видеоконференций для группы участников;

WhatsApp, Skype – мессенджеры для связи с учащимися и родителями;

Movavi Screen Recorder – программа для создания видеороликов;

Photoshop – графический редактор, который оказался очень удобен при анализе детских работ. С его помощью педагоги наглядно показывали учащимся ошибки построения рисунка в натюрмортах, использовали цветокоррекцию, чтобы обозначить проблемы с цветовым и тоновым решением в работе.

Педагоги школы художественного развития «Цветень» находили и применяли разные формы дистанционного обучения для дошкольников, младших школьников, старшеклассников. Задания разрабатывались с учётом уровней программы и возрастных особенностей детей.

Наиболее доступным и привычным способом подачи теоретического материала оказались презентации с голосовым сопровождением, цветовой указкой и подробным описанием заданий. Это позволяло акцентировать внимание учащихся на более сложных моментах и деталях. Также в программе Movavi Screen Recorder создавались познавательные видеоролики по истории искусств и изобразительному искусству.

Темы по истории искусства для каждого класса были записаны как видеолекции с демонстрацией репродукций картин, и в конце каждой лекции задавались вопросы для закрепления материала. Ребёнок в удобное для него время мог спокойно прослушать лекцию и отправить педагогу свой ответ. В конце года по этим ответам ученики школы «Цветень» были аттестованы по предмету.

Пример внесения правок в работы учеников при помощи программы Photoshop

Вся информация для учащихся размещалась в облачном хранилище в папках по группам обучения. ВКонтакте в группе школы художественного развития «Цветень» https://vk.com/club184735005 педагоги создали альбомы по классам, в которые дети выкладывали фотографии этапов выполнения задания и готовых работ. Одновременно педагоги собирали в отдельных папках на своих компьютерах по каждому ребёнку фотографии всех этапов выполнения заданий по живописи, рисунку, композиции и ДПИ. Это давало возможность подробно анализировать работу детей, отслеживать объём выполненных заданий и продумывать дальнейшую работу, а также экономило время педагога.Самой популярной, наглядной и эффективной формой дистанционного обучения в школе художественного развития стали мастер-классы, которые содержали презентации, видеоматериалы, тестовые задания. Учащиеся самостоятельно выбирали удобное время для просмотра мастер-классов, в случае затруднений с выполнением работы могли делать паузы, перематывать видеозапись, повторять необходимые этапы работы, прерываться на отдых. Особенно актуально это для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Родители были в курсе всех предметных заданий и могли при необходимости помочь ребёнку с их выполнением.

 

Группа школы художественного развития «Цветень» ВКонтакте, QR-код группы, альбомы по группам

Для самых маленьких учеников первой ступени обучения были выпущены три видеопрезентации «Музей Шоколада», «История появления простого карандаша», «История Матрёшки». Короткие ролики (в пределах 6–7 минут), которые носили познавательно-развлекательный характер, создавались с целью привлечь родителей к совместному просмотру, последующему обсуждению и выполнению заданий.Для дошкольников педагоги школы проводили занятия в режиме онлайн по программам Bandicam и Movavi Screen. Доносить учебный материал гораздо проще, когда ребёнок видит, что показывает педагог, и слышит, о чём он говорит.

Для среднего звена были созданы папки в облачном хранилище по всем предметам, где размещались задания, видео с описанием их выполнения, примеры-образцы, подборки иллюстраций картин художников на заданную тему.

Самым сложным для ребят этого возраста оказалась постановка натюрморта. Особенно для 2 и 3 класса, где у ребят ещё мало опыта, недостаточно знаний и умений в сравнение с учащимися 4 и 5 классов. Чтобы не ставить дома одновременно два натюрморта (по рисунку и живописи), поскольку каждый из них занимает много места, было решено выполнять их поэтапно: вначале натюрморт по живописи, затем по рисунку. Чётко оговаривались сроки выполнения работ. Параллельно дети делали задания по композиции и декоративно-прикладному искусству.

Фотографии готовых работ размещались в альбомах ВКонтакте или высылались педагогам на WhatsApp.

Комментарий педагога в альбоме группы школы художественного развития «Цветень» по постановке натюрморта

Педагоги школы «Цветень» занимали открытую позицию в общении с учащимися: в любое удобное для детей время готовы были помочь, ответить на возникшие вопросы по видео и аудиосвязи, обсудить детали по WhatsApp и Skype.Старшеклассники также могли посмотреть все задания по изучаемым предметам в облачном хранилище. Раз в неделю педагоги проводили с ними консультации в программе Zoom, давали рекомендации, показывали фотографии поэтапного выполнения рисунков. Это позволяло качественно проработать все стадии выполнения задания, своевременно исправить ошибки, планировать работу на будущее.

  

 

  

  

   

 

 

Примеры работ ученика 4 класса ШХТ «Цветень» Чернышова Александра по композиции, живописи и рисунку с этапами выполнения

Фотографии всех стадий выполнения заданий и законченные работы учащиеся размещали в соцсети в открытой группе Школы художественного творчества «Цветень», где их могли посмотреть, прокомментировать и оценить все желающие, а педагог – внести необходимые поправки по выполнению заданий. Положительные отзывы ребят, педагогов, родителей, одноклассников играли большую роль, особенно это было важно для дошкольников, которым очень не хватало живого общения.

Комментарии педагогов к работе ученика школы «Цветень»

В группе школы «Цветень» ВКонтакте, чтобы поддержать ребят, проводились мини-конкурсы по пройденным темам с размещением детских работ по возрастным категориям. Все желающие могли проголосовать за понравившуюся работу. Учащийся, набравший наибольшее количество голосов, награждался памятным подарком. Фотография победителя размещалась в группе, что стимулировало и мотивировало ребят с ещё большим усердием и старанием выполнять все задания.

Мини-конкурс в группе ШХТ «Цветень» ВКонтакте

Победительница мини-конкурса с призом

Подводя итоги, можно сказать, что дистанционное обучение изобразительному и прикладному искусству работает и может быть эффективным, если ребёнок готов брать на себя ответственность, прикладывать усилия и внимательно выполнять все рекомендации. Важно правильно организовать себя и режим дня. Но хочется отметить, что без живого общения с педагогами и своими сверстниками нет полноценного качественного и творческого образовательного процесса.

Выяснилось, что при дистанционной форме обучения не все дети сразу могли усвоить предложенный материал, появлялось много вопросов, непониманий, затруднений, требовалась индивидуальная работа и консультирование учащихся в удобном для них формате.

Из опыта работы школы художественного развития «Цветень» в удалённом режиме выяснились следующие трудности в организации и проведении дистанционных занятий:

1. Эффективность дистанционного обучения обусловлена тем, насколько оперативно осуществляется связь обучающихся с преподавателем, что в свою очередь зависит от материально-технического обеспечения как педагога, так и ребёнка.

2. Педагогу без опыта дистанционной работы очень сложно организовать обучение в надлежащем темпе и объёме. Значительно облегчили бы педагогическую деятельность курсы, где преподаватель мог получить знания о мультимедийных формах работы и программах для их организации.

3. Во многих семьях, как правило, один компьютер, потребность в котором значительно возросла в период пандемии со стороны всех членов семьи. В связи с этим на дополнительные занятия детей время выделялось по остаточному принципу.

4. Педагог дополнительного образования ограничен в выборе времени для занятий, которое во многом определяется режимом школьных уроков и занятостью компьютера другими членами семьи. Поэтому не было конкретного расписания, рабочий день начинался в 10.00 и заканчивался в 23.00. Кроме того, большое количество времени уходило на индивидуальную работу с детьми: до 3 часов с каждым. Пример переписки в процессе индивидуальной работы приведён ниже.

5. В 1 и 2 классах, где закладываются азы по всем предметам изобразительной деятельности, дистанционное обучение не даёт нужных результатов. Некоторые дети были вынуждены уйти в академический отпуск. «Живое» взаимодействие учащегося с педагогом не заменят никакие формы дистанционного обучения.

6. Старшеклассники отмечали в качестве трудностей на дистанционном обучении, что большое количество времени уходило на школьные задания и не хватало сил и времени на занятия для души.

Фрагмент индивидуальной работы с учащимся ВКонтакте:

Л.В. 18:55 Помидор правый сдвинь, чтобы банку перекрыл, а чеснок вообще убери справа, и хлеб закрыл часть банки, банки правда стали поровнее, но сверху овалы завалил, положи карандаш на ось овала и увидишь.

Саша 18:56 Хорошо, спасибо. Когда поправлю тоже отправлять?

Л.В.18:56 Конечно.

Помидор правый сдвинь, чтобы банку перекрыл, а чеснок вообще убери справа, и хлеб залез на банку, банки правда стали поровнее, но сверху овалы завалил положи карандаш на ось овала и увидишь.

А хлеб я так положил, т.к. если я его положу, его часть будет сливаться с доской.

Л.В.19:24 Ты его просто придвинь к банке вплотную, а так смотрится неестественно как-то.

Саша 19:37 Хорошо.

Л.В. 20:24 Саша, фото натюрморта отправь мне, справа это что? Хлеб под углом поверни на краю стола, хотя бы немного, а то две параллели не очень смотрятся.

Л.В. 20:28   Справа от банки это лук или разрезанный помидор?

Саша 20:29 Да, это кусочек помидора.

Л.В. 20:29 Последнее фото самого натюрморта отправь в группу.

Саша 20:29 Хорошо.

Л.В. 20:30 И сюда тоже, про хлеб понял?

Саша 20:31 Да, понял.  А в целом только хлеб поправить и всё?

Л.В. 20:32 Да, если можно, я бы просто одним кусочком его положила без этого бугорочка.

Саша 20:33 Хорошо. Он просто не целый, или его заменить?

Л.В. 20:37 И ещё, кружку поверни так, чтобы справа была ручка видна, иначе у тебя три цилиндра получилось. И всё!!! И начинай уже работать в цвете. Жду поэтапное продолжение работы. Старайся сразу насыщенно писать. Начинай со светлых пятен, блики наметь сразу и не трогай их до конца работы. Всё. ВПЕРЕД!

Саша 20:37 Хорошо. Мне, кстати, делать с каким светом, который наверху или уличный?

Л.В. 20:46 Только слева желательно лампу, или пиши, когда яркое солнце, иначе запутаешься в тонах.

Несмотря на возникшие сложности в работе, считаем, что педагоги ШХТ «Цветень» смогли организовать качественный образовательный процесс и привить определенные навыки по всем предметам изобразительной деятельности. В Школе проходили информативные дистанционные уроки и яркие онлайн-события. Численный состав школы почти не изменился, состоялся очередной выпуск учеников.

Школа «Цветень» принимала участие в онлайн-выставках, проходивших в группе ЦДТ Советского района ВКонтакте, в Международном онлайн-конкурсе «СПАСИБО МАЛЕНЬКОМУ ГЕРОЮ» благотворительного фонда им. Оксаны Федоровой «Маленькие герои войны», Международном конкурсе «Сказки мира». Провели вебинар и очный этап Всероссийского фестиваля-конкурса «Мы рисуем мир!» в видеопрограмме Zoom, в рамках которого в течении двух дней ребята рисовали композицию, постоянно находясь на видеосвязи с участниками из разных городов России (Томск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Калачинск, Красноярск и др.). Это позволило не только увидеть, как работают другие ребята, но и найти единомышленников.

В группе ШХТ «Цветень» ВКонтакте состоялся флешмоб, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Многие дети откликнулись, нарисовали портреты своих прадедушек и выложили фотографии в альбом группы.

Рисовальный флешмоб, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Фрагмент работы участника флешмоба

Достижения учащихся ШХТ «Цветень» за период дистанционного обучения в 2020 годуРезультативность образовательного процесса подтверждена активным участием в выставках и конкурсах разного уровня. Таблица достижений приведена ниже.

Название конкурса/ выставки – уровень

Кол-во участников

Результат

1

Районный конкурс творческих работ «Сундучок сказок», посвящённый неделе детской и юношеской книги, г. Новосибирск, 2020

25

Дипломы победителя

2

Международный конкурс художественного творчества «Я – Иллюстратор-2020, г. Белорецк

10

2 диплома 3 степени, диплом 3 степени

3

Открытая Международная олимпиада талантов «Богатство России» 2020 год, г. Новосибирск

7

2 диплома 1 степени, диплом 3 степени

4

Межрегиональный конкурс детского рисунка «Я родом из Сибири-2020», г. Новосибирск

20

Диплом 2 степени, 2 диплома особо отмеченых жюри

5

Межрегиональная традиционная выставка детского художественного творчества «Весенняя радуга XXII», посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Ишима

20

Диплом 2 степени, 2 диплома 3 степени, 3 диплома участников выставки

6

Всероссийский творческий онлайн-конкурс «СПАСИБО МАЛЕНЬКОМУ ГЕРОЮ», посвященный 75- летию Великой Победы, г. Москва

10

Сертификаты участников

7

VII международный конкурс художественного творчества «7Я – 2020», г. Белорецк

15

Диплом 2 степени, диплом 3 степени

8

Международный онлайн конкурс «Родной край», г. Астана

10

Сертификаты участников

9.

Международный конкурсе «Сказки мира», г. Калининград. https://vk.com/konkursskazkimira

25

Диплом 2 степени,

дипломанты

10

Международный конкурс «Подводный мир глазами детей»

20

Диплом 1 степени, диплом 2 степени

11

Районные выставки в Администрации Советского района г. Новосибирска:

1. «Театр глазами детей»

2. «Связь поколений»

50

 

12

Выставки в детской библиотеке им. А. Л. Барто:

1. «Рисунки по стихам А. Барто».

2. «Сказки России».

3. «Зимушка-Зима».

25

 

13

Участие в коллективных онлайн-выставках ПДО ЦДТ Советского района:

1. «И помнит мир спасённый...», выставка рисунков, посвящённая 75-летию Победы в ВОВ.

2. «Мы рисуем ЦДТ», выставка творческих работ изостудий, посвящённая юбилею ЦДТ.

60

https://vk.com/album-45920105_271666320

 

https://vk.com/album-45920105_271690476

14.

Выставка в картинной галерее на «Арт-Красном» и в онлайн-выставка.

8

https://booking360.ru.com/artcenterkrasnyi/

 

Количество просмотров: 6323  

Добавить комментарий

Target Image
1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы