Педагогическая профессия со студенческой скамьи: возможности и трудности молодого педагога

 
 

Лосева Елена Валерьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Педагогическая профессия со студенческой скамьи: возможности и трудности молодого педагога

Я хореограф и педагог Центра дополнительного образования «Алые Паруса» города Новосибирска. И вот уже шестой год я через танец раскрываю детскую душу и таланты, помогаю ребятам, найти себя в жизни и на сцене.

Пять лет назад я окончила НГПУ по специальности «руководитель любительского хореографического коллектива». Казалось бы, есть знания и любовь к профессии. Что же еще нужно для успеха? Педагогическая практика, два слова, которые смогли в то время посеять зерно сомнения, а мое ли это?! НО! К сожалению или к счастью, мой выпуск – это первый выпуск бакалавров факультета. И это значит, что образовательный процесс, был укорочен ровно на один учебный год, вся информативная база и практическая часть непосредственно с детьми, были урезаны. У студентов моего времени не было законной возможности для трудоустройства в образовательные организации. И на занятия к детям я вышла словно чистый лист.

Когда ты приходишь к детям без должной практики – это очень тяжело. Не понимаешь с чего начать, не знаешь, как подступиться к ним, так как практика в университете очень короткая и не раскрывает твой потенциал как педагога.

Для меня проблемой стал поиск взаимопонимания с учащимися. В первый день я в буквальном смысле слова не нашла с ними общего языка. Мне казалось, я все объясняю правильно, как было написано в книгах. Но дети меня не понимали, и я почувствовала психологический дискомфорт. Хотелось, как в том анекдоте про детский сад: плакать и домой.

Я выходила из кризиса непонимания самостоятельно. Мне помогли навыки анализа ситуации, я честно поговорила со своими учащимися о случившемся. Постепенно у нас сложилось общение. Но я точно понимаю, что далеко не каждый молодой педагог способен преодолеть эти препятствия. Именно по этой причине более 40% выпускников педагогических образовательных учреждений после получения диплома не идут работать по профилю.

В 2020 году студентам официально разрешили совмещать трудовую деятельность с учебой в образовательной организации на основании Приказа Минпросвещения России от 18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 30.09.2020 № 60119).

И это очень своевременно. Когда ты становишься студентом, ты начинаешь задумываться, а почему бы не совмещать работу и учебу? Утром занятия, вечером ты можешь эти знания применить в образовательном процессе своего творческого объединения, пока знания еще максимально свежие, и сразу понять, как взаимодействовать с детьми, чего ты еще не понимаешь, но хотел бы понять, и у тебя всегда есть поддержка со стороны преподавателей, которые могут направить и подсказать.

Ведь в этом и есть смысл учебного процесса – применять свои знания на деле. Чтобы студент сразу понимал в какую атмосферу он попадет, после окончания учебы. К тому же, в профессиональном педагогическом коллективе работает принцип наставничества – бесценный опыт для молодого специалиста.

В современных условиях нужны профессиональные, компетентные, эффективные педагоги. Они должны быть способными к принятию решений в любых ситуациях, быть осмысленными, но для этого им необходимо как можно раньше быть включенными в образовательный процесс.

Педагогическое сообщество должно максимально отзывчиво относиться к молодым специалистам. Я сама пережила этот опыт и могу схематично объяснить, как сделать процесс адаптации молодых специалистов в образовательном учреждения максимально эффективным, комфортным и профессиональным:

1. Прикрепление к молодому специалисту опытного наставника из коллектива (методиста или педагога-стажиста по профилю деятельности, что позволит развивать одновременно и профессиональные и предметные компетенции молодого педагога).

2. Оценка наставником профессиональных компетенций: то есть, анализ уровня знаний и выявление «пробелов» в теоретических и практических навыках. На основе полученных данных, наставник разрабатывает план профессионального развития молодого педагога, включающий повышение квалификации, участие в профессионально-ориентированных мероприятиях: семинарах, конференциях, конкурсах различного уровня. Это формирует у молодого педагога не только профессиональный опыт, но и «работает» на его портфолио.

3. Интеграция молодого педагога в профессиональную среду, то есть, процесс его включения в профессиональное сообщество на основе совместной деятельности. В результате происходит согласование и коррекция норм молодого педагога, формируются его ценностные установки.

4. Формирование эффективной коммуникации. Для молодого педагога крайне важно формирование собственного индивидуального стиля коммуникации, который сочетал бы основы делового общения и личностные, индивидуальные характеристики. Только в этом случае общение будет естественным и эффективным.

Молодым педагогам очень важна поддержка. Каждый опытный специалист когда-то был на их месте. Вспомните, наверняка у каждого из вас был такой наставник, который помог адаптироваться к условиям работы с детьми. Знаний не бывает много. Подкрепленные практикой, они умножаются в десятки раз. В конечном итоге это приводит к повышению интереса у учащихся к образовательным организациям. Дети могут и будут учиться только у тех педагогов, с которыми чувствуют себя уверенно и спокойно.

 

Ссылка на видеообращение https://drive.google.com/drive/folders/1JjxCl1n07g5QMQ-nGjQBScfI1mvofF2O

Количество просмотров: 4123  

Добавить комментарий

Target Image
1. #ГалактикаДома: опыт работы досугового центра в дистанционном формате
2. Мир дистанционного обучения в творческом объединении «Лоскутная фантазия»
3. Методика работы с учащимися Школы художественного творчества «Цветень» на дистанционном обучении
4. Дистанционное обучение глазами педагога дополнительного образования
5. Маркетинговые исследования деятельности Центра дополнительного образования «Лад». Целесообразность применения
6. Дистанционное обучение в учреждении дополнительного образования детей: сложности или новые возможности?
7. Создание дистанционного модуля дополнительной общеобразовательной программы «Растем и развиваемся»
8. Фортепиано дистанционно – современная реальность
9. Технологическая карта – эффективный инструмент организации дистанционного обучения
10. Моя сцена в моем смартфоне… или другой взгляд на «дистанционку»
11. Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности в условиях дистанционного обучения
12. Прием «Корзина идей» на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств
13. Педагогическое партнерство в дополнительном образовании в рамках реализации художественной направленности в МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
14. Интеграция общего и дополнительного образования в области профессиональной ориентации старших школьников
15. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования МБУДО «ЦДО «Лад»
16. Мотивирующий потенциал художественно-творческой среды в условиях дистанционного обучения
17. Формирование умений и навыков выживания как условие развития личностных качеств учащегося посредством дополнительной образовательной программы «Общая военная подготовка и основы выживания»
18. Дистанционная форма обучения ментальной арифметики как способ развития интеллектуальных возможностей ребёнка
19. Нейрофитнес и спортивные упражнения
20. Алгоритм работы над песней (в помощь начинающему педагогу)

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы