Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми в школе

 
 

Потапова Роза Юрьевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 59 г. Новосибирска

 

Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми в школе

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

Старинная народная мудрость

Если бы не было матери и отца, не было бы ребёнка. И этим жив человеческий род.

У нас есть представление о том, как может выглядеть идеальная семья, однако жизнь весьма разнообразна, нет ни одного похожего человека, нет ни одной похожей судьбы, нет ни одной похожей семьи.

Есть семьи, состоящие из папы, мамы и ребёнка. Причём, папа весьма авторитарен.

Есть семьи, где папа и мама могут перекладывать свои родительские функции на одного из детей.

Семья может состоять из мамы и её детей.

У Золушки умерла мама. Отец, хотя и любит её, слаб, и власть в семье перешла к мачехе.

Семья может состоять из отца и его детей.

Алёнушка и Иванушка – сироты. Они вдвоём – семья.

Иногда внучку или внука выращивают бабушка и дедушка, заменяя родителей.

Конфликты между родителями и детьми – часто встречаемое социальное явление, которое сопутствует взрослению ребёнка и формированию его личности. Конфликты родителей и подростков могут возникнуть и при самых тёплых отношениях – они не обходят стороной даже благополучные семьи.

Любой конфликт – это столкновение интересов. Самыми частыми причинами конфликтов между родителями и детьми являются следующие моменты.

1. Ребёнок хочет получить больше свободы, стать самостоятельным, а родители в этом ограничивают.

2. Родители заняты, а ребёнок хочет получить больше внимания.

3. Родитель точно знает, как должен поступать ребёнок, с кем дружить, чем заниматься, а вот ребёнок не согласен.

При неконструктивном способе разрешения конфликта всегда выигрывает только один. Конструктивный способ – это когда выигрывают обе стороны: и родитель, и ребёнок.

В подростковом возрасте авторитет родителей неизбежно снижается. Новыми опознавательными фигурами становятся другие взрослые, которых рассматривают в качестве образцов, и ровесники, чье мнение начинает усиленно цениться.

Ряд упражнений из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми:

Упражнение «Семейные высказывания»

Цель: В данном упражнении подростки смогут сопоставить важные мнения и ценности членов своей семьи при помощи употребляемых в этой семье крылатых выражений, поговорок и выражений.

Инструкция: Напишите все любимые выражения, связанные с вашей семьей, поговорки, советы, наставления и предостережения, как, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «На лжи далеко не уедешь», «Время – деньги», «Что подумают другие!» и т.д.

Теперь запишите, что вам еще удалось вспомнить, и установите, кто главным образом употребляет ту или иную поговорку.

Просмотрите свой лист и выберите такое высказывание, которое на вас наиболее сильно действует, то есть которое вас особенно радует или раздражает…

Выпишите это высказывание отдельно большими буквами… Подумайте, какая польза заключается в том, чтобы придерживаться этого утверждения.

Пример ответа: «Высказывание, которое меня сильно раздражает: «Не хочу тебя видеть. Я не вижу в этой фразе пользы. Мне становится больно и грустно, страшно, когда я слышу это!»

Пример ответа: Высказывание, которое меня сильно раздражает: «Я скоро вернусь». Мама мне говорит эту фразу, когда уходит к подругам, но возвращается она через 6 часов».

Подведение итогов:

– Какие высказывания, используемые в семье, могут помочь? Какие весьма сомнительны?

– Какие семейные высказывания я сам употребляю.

– Легко ли мне было выделить достоинства и недостатки семейных изречений.

– Как можно сопоставить высказывания матери и отца? Идут ли они в одном направлении? Противоречат ли они друг другу.

– Как я отношусь к этим высказываниям?

Упражнение «Четыре квадрата»

Цель: проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, данное упражнение способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.

Возьми лист бумаги и раздели его на четыре квадрата. В углу каждого из них поставь цифры 1, 2, 3, 4 – как на рисунке справа.

1) В квадрате № 1 напиши пять своих положительных черт. Можешь назвать их одним словом, например, «дружелюбный», или описать подробнее – «всегда довожу начатое дело до конца».

2) Перейди к квадрату № 3. Заполни его, указав такие личные качества, которые тебе в себе не нравятся. Не стесняйся и будь искренним, выполняя это задание, – никто ведь не увидит таблицу с квадратами, если только ты сам не покажешь.

3) Следующий этап: посмотри еще раз на характеристики в квадрате №3 и переформулируй их таким образом, чтобы вместо негативных они выглядели позитивными. Переделанные с отрицательных на положительные свойства запиши в квадрате № 2.

Скажем, у тебя написано, что ты «жадный». Подумай, что в этом хорошего? Возможно, то, что ты бережно относишься к деньгам, не переплачиваешь и не тратишь попусту, ценишь вещи. Чтобы тебе легче выполнить задание, представь, что список с твоими недостатками видит человек, который тебя любит и не согласен с тем, что у тебя есть негативные особенности. Вспомни – когда мы влюблены, недостатки возлюбленных кажутся нам достоинствами. Посмотри на себя глазами влюбленного в тебя человека или мамы, которая тебя обожает.

4) Возвратись к квадрату № 1 с пятью положительными качествами и переделай их на отрицательные, записав в квадрате №4. Снова может помочь воображаемый человек, который тебя настолько не “переваривает”, что в штыки воспринимает любые твои слова и действия, и все его в тебе категорически не устраивает. Даже то, что ты «белый и пушистый», дико раздражает. К примеру, ты считаешь себя «добрым». Что же плохого в доброте? Иногда под ее видом удобно совершать манипуляции и вынуждать людей делать то, что нужно «добренькому»: «Я тебе помог – теперь верни-ка мне должок».

Заполнил четыре квадрата? Молодец. Закрой ладонью квадраты 3 и 4, и посмотри на квадраты 1 и 2. Приятно? Еще бы – столько положительных характеристик! Многие мечтают о таком сыне/дочери, друге/подруге, внуке/внучке, брате/сестре и т.д.

Теперь, наоборот, прикрой квадраты 1 и 2, и взгляни на квадраты 3 и 4. Неприятно? Не хочется общаться с такой личностью.

Затем убери ладонь и посмотри на лист бумаги с квадратами в целом. Все эти качества – твои. Одни и те же характеристики описаны с разных сторон – глазами друга и врага. Нарисуй круг на пересечении квадратов и напиши в центре «Я». Недостатки – продолжение наших достоинств, равно как и достоинства найдутся в недостатках. В одних ситуациях определенное качество окажется уместным и полезным, а в других – нет.

Ты сам выбираешь, как относиться к себе. Если видишь только квадраты 3 и 4 – негатив, то будешь себя презирать, ругать, ненавидеть.

Если ты стараешься увидеть квадраты 1 и 2 – позитив, ты будешь уважать, ценить и принимать себя.

От того, как ты к себе относишься, зависит, как тебя воспринимают окружающие, и какими ты видишь их.

Упражнение «4 квадрата» полезно проделывать, если у тебя с кем-то конфликт. Попробуй пересмотреть то, что тебе не нравится в «противнике», переформулировать его качества с отрицательных на положительные. Это поможет наладить контакт, разрешить сложную ситуацию. Также постарайся увидеть себя глазами «противника» – иногда это позволяет понять, где и из-за чего произошло недопонимание. Тогда легче восстановить доверие и доброжелательные отношения.

Упражнение «Советы почтой»

Родители объединяются в группы по 5-6 человек.

Каждому выдают конверт, на котором написано основное предложение: «Моя проблема связана с умением строить отношения с ребёнком и состоит в…»

Внутри конверта – несколько чистых карточек.

Получив конверт, каждый участник дописывает на нём свою проблему и передаёт его соседу справа, который знакомится с проблемой (записанной на конверте) и на чистой карточке пишет её возможное решение. Карточку вкладывают в конверт, и передают дальше. Когда каждый конверт обойдёт полный круг, их «отправители» читают предложенные им пути решения заявленных проблем.

Заключительное обсуждение: Обмен мнениями как в группах, так и перед всей аудиторией.

Какими бы разнообразными ни были стратегии поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для её конструктивного разрешения являются:

– Умение понять своего противника, посмотреть на ситуацию его глазами.

– Желание объективно разобраться в причинах конфликта.

– Готовность сдерживать свои негативные чувства.

– Готовность обоих найти выход из трудной ситуации.

– Необходимо делать акцент не на вопрос «Кто виноват?», а на вопрос «Что делать?».

– Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора.

Список используемой литературы:

1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. СПб., 2006.

2. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Школьное образование. – 2007. – № 9. – с. 23-27.

3. Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн., 1988.

5. Маленкова Н.Л. Трудные вопросы вожатому от детей и подростков из дисфункциональных семей // Воспитание в школе. – 2015. – № 4. – с. 69-76.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М., 2004.

Количество просмотров: 7235  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников (из опыта Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь»)
2. Значение путешествий гимназистов для изучения географии
3. Роль классного руководителя в прошлом и сегодня
4. Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций между родителями и детьми в школе
5. Роль классного руководителя в современном образовании: новые функции и направления деятельности
6. Роль классного руководителя в социализации личности подростка в современном пространстве
7. Роль классного руководителя в системе воспитания обучающихся с нарушением слуха
8. Особенности социализации в детских общественных объединениях и организациях на примере туристского клуба МБОУ «Лицей Технополис»
9. Взаимодействие классного руководителя, семьи и школы
10. Формирование социокультурной и коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа через работу над спектаклем
11. Формирование культуры межнационального общения у иностранных граждан как важнейшая составляющая их интеграции в российское общество
12. Методы популяризации литературы русского зарубежья в старших классах
13. Роль и значение квест-технологий в воспитании и образовании
14. Из опыта работы Новосибирского медицинского колледжа: Всемирный день противостояния туберкулезу
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы