Формирование познавательных интересов школьников района на примере организации мероприятий интеллектуальной и научно-практической направленности

 
 

Белкина Юлия Александровна,

методист первой квалификационной категории

МБУДО «ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Формирование познавательных интересов школьников района на примере организации мероприятий интеллектуальной и научно-практической направленности

Интерес – основной внутренний механизм успешного учения.

К. Д. Ушинский

Формирование познавательных интересов подрастающего поколения является основополагающей и актуальной проблемой современной педагогики, так как напрямую связано с успешностью ребенка в процессе приобретения новых знаний. Дополнительное образование, за счет ряда преимуществ (общедоступность, свобода выбора желаемого вида деятельности, широта возможностей для самореализации, самовыражения), позволяет вывести познавательную активность личности за пределы устоявшейся образовательной среды в сферу разнообразных социально-творческих практик.

Необходимость развития мотивации и интереса к познанию отражена в основных государственных нормативных документах в сфере образования, в педагогической печати. В национальном проекте «Образование» в одной из задач фигурирует «повышение мотивации детей к обучению и вовлечённости в образовательный процесс». Одной из целей Концепции развития дополнительного образования является «расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования». Планируемым результатом реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» является создание системы «многоэтапных и разноуровневых мероприятий для детей, нацеленная на повышение мотивации детей, раскрытие и развитие способностей каждого ребенка, а также их раннюю профориентацию», к чему стремится и наше учреждение.

Вопросам познавательного интереса посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов. В работах Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, Н.Г. Морозовой, И.Б. Первина, Г.И. Щукиной рассматриваются основные методологические вопросы теории интереса, его воздействия на воспитание личности. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретической предпосылки рассматривается интерес как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. Интересы личности могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных форм и методов развития интереса у школьников.

К.Д. Ушинский замечал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на совершенно новый предмет. В основе развития лежит неудовлетворенность одних знаний и постоянный поиск, который приводит к новым знаниям.

Формирование познавательного интереса учащихся является одной из задач воспитательной деятельности Дома детского творчества «Кировский». За последние годы накоплен богатый опыт организации районных массовых дел и мероприятий интеллектуальной и научно-практической направленности, охватывающих образовательное пространство Кировского района. Они дают детям возможность не только для реализации творческого потенциала и удовлетворения познавательных потребностей, но и позволяют максимально полноценно примерять на себя различные социальные роли, приобретать опыт общения, поведения, саморегуляции.

Немаловажным моментом является обеспечение социального заказа со стороны родителей и учителей школ района. В последние годы отмечается повышенный интерес родительского и учительского сообщества к участию в различных конкурсных мероприятиях, который наш Дом творчества стремится удовлетворить.

Мероприятиями интеллектуального и научно-практического характера, в данный момент реализующимися на постоянной, традиционной основе в нашем учреждении, являются: Районная научно-практическая конференция «В мире тайн» и Районные интеллектуальные игры школьников. Эти два ежегодных события составляют «интеллектуальный блок» разнообразной воспитательной деятельности учреждения и реализуются в рамках одного из проектов Программы развития Дома творчества «Дом, где нас ждут».

У Районных интеллектуальных игр школьников долгая и богатая история: они проводятся уже 20 лет. За это время сотни ребят попробовали свои силы в различных интеллектуальных состязаниях. Особое значение при подготовке игр имеет формирующий контекст: воспитательное значение выбора тематики и календарного времени проведения. Игры всегда приурочены к праздничным, памятным или юбилейным датам: Дню космонавтики, Дню победы, Году театра и другим.

Игра относится к числу основных видов деятельности человека. Интеллектуальный формат игры предполагает применение играющими своего интеллекта и эрудиции, демонстрацию результатов познавательной деятельности, но при этом ставит участников в регулятивные рамки – в процессе игры необходимо налаживать коллективное взаимодействие при обсуждении ответов на вопросы в режиме ограниченного времени. Несомненными плюсами игр данного вида являются:

– удовлетворение познавательных потребностей детей;

– выявление и поддержка талантливых, одаренных детей;

– интеллектуально-творческое развитие детей;

– социализация и формирование культуры поведения;

– приобретение опыта взаимодействия в различных предлагаемых условиях и ситуациях;

– налаживание взаимодействия между образовательными учреждениями района.

Планирование тематики и дат интеллектуальных игр осуществляется ежегодно перед началом учебного года. Этому предшествует анализ предстоящих важных дат и событий этого года, а также их познавательный, воспитательный потенциал.

Когда даты определены, формируется положение о проведении интеллектуальных игр, где обозначается вся актуальная информация: цель, задачи, сроки проведения, форма заявки, контакты организаторов, тематика игр и необходимые условия для подготовки (возраст, количество участников, наличие названия команды, необходимые для подготовки информационные материалы). В качестве информационных материалов для подготовки к игре могут быть предложены как конкретный список литературы, так и определенные узконаправленные темы в рамках уже озвученной основной с самостоятельным подбором литературы для изучения.

Периодичность игр чаще всего составляет один раз в четверть. К участию приглашаются команды школ в составе 6 человек в возрастных категориях: 9-10 лет (3-4 класс) и 11-13 лет (5-7 класс). Перед началом игры команды проходят регистрацию, оставляют все телефоны и личные вещи сопровождающему педагогу, чтобы исключить возможность списывания. Участникам выдается только одна ручка и несколько чистых листов бумаги на команду для записи ответов.

Игра состоит из нескольких туров, в каждом из которых общая тема раскрывается с помощью более узких (например, в игре «Знатоки театра» один из туров посвящен театральным профессиям, в игре «Знатоки космоса – космическим кораблям и спутникам»). Также задаются вопросы разных видов, нами даже была составлена классификация наиболее популярных из них:

– кому принадлежат слова? (необходимо назвать фамилию автора(ов) предложенных цитат);

– выбери правильный ответ (вопросы с 3,4-мя вариантами ответов);

– открытый вопрос (вопрос без вариантов ответа)

– что изображено? (предлагается рассмотреть картинку, фото или рисунок, и определить, что или кто на нем изображено)

– найди пару (соотнести предложенные в двух колонках тезисы и обозначить их принадлежность друг другу)

– вставь недостающее (найти пропуски слов, фраз, строк и заполнить их).

После каждого тура ведущий игры собирает листы с написанными ответами и передает членам жюри для оперативного подсчета баллов и перенесения их в оценочный лист. По завершению последнего тура все баллы складываются и определяются результаты. Все команды награждаются дипломами победителей или участников.

Районная научно-практическая конференция «В мире тайн» проводится в ДДТ «Кировский» с 2000 года. Основная задача конференции – повышать учебно-познавательную компетентность школьников, учить подрастающее поколение самостоятельно добывать знания, синтезировать полученную информацию, применять ее на практике, выбирая только полезное и необходимое.

Участие в научно-практической конференции имеет значительный познавательный эффект:

– помогает углубить знания в интересующей предметной области;

– учит работать с информацией, изучать различные ее источники;

– предоставляет возможность самостоятельно планировать исследование и прогнозировать конечный результат;

– дает возможность сравнивать, сопоставлять и систематизировать полученную информацию;

– побуждает осуществлять поиск обоснований, объяснений, примеров, альтернатив и способов их выражения.

Все годы в нашей конференции принимали участие со своими исследовательскими работами и проектами ребята от 8 до 18 лет, а в 2017 году была введена новая номинация «Семейное исследование», в которой принимают участие дошкольники и первоклассники вместе с родителями. Количество участников ежегодно и стабильно растет, сотни исследовательских работ на различные темы были представлены за эти годы. На данный момент к участию в конференции приглашаются учащиеся, подготовившие научно-исследовательскую работу или проект по следующим направленностям дополнительного образования:

  • техническая;
  • туристско-краеведческая;
  • декоративно-прикладная;
  • естественно-научная;
  • социально-гуманитарная;
  • спортивная;
  • специальная номинация «Семейное исследование» (предполагает различный диапазон тем для исследований).

В январе 2020 года, в преддверии юбилейной, 20-й, конференции, удалось провести первый районный организационно-методический семинар «Современные технологии и формы организации научно-исследовательской деятельности школьников». Аудиторию составили учителя школ и педагоги дополнительного образования Кировского района, осуществляющие наставничество при подготовке школьников к научно-практической конференции. В процессе семинара были затронуты особенности организации исследования школьника, оформления научно-исследовательских работ, озвучен регламент и даты проведения конференции. В дальнейшем планируется сделать данный семинар ежегодным.

В результате многолетнего накопления опыта подготовки к конференции методистами Дома творчества были созданы методические рекомендации для участников. В них описываются все этапы подготовки к исследованию, даются определения наиболее проблемным элементам работы (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза), предоставляются рекомендации по письменному оформлению результатов исследования и образец титульного листа.

Планирование конференции начинается в начале учебного года с корректировки положения и размещения его на официальном сайте Дома творчества. Проходит конференция традиционно в течение 2-х дней в конце марта, в период весенних школьных каникул. Участниками конференции могут стать дети трех возрастных категорий: дошкольники и учащиеся 1-х классов с родителями (участники номинации «Семейное исследование»); учащиеся 2-4 классов; учащиеся 5-11 классов. Допускается как индивидуальное, так и коллективное участие в конференции: работа может быть создана исследовательской группой не более 3-х человек.

Конференция проходит в четыре этапа:

I этап – подача заявок для участия в Конференции в электронном варианте.

II этап – подача оформленных исследовательских работ учащихся в электронном варианте.

III этап – экспертиза и оценка предоставленных работ жюри Конференции, отбор исследовательских работ для публичной защиты.

IV этап – публичная защита исследовательских работ учащихся.

Оценивает исследовательские работы участников специально организованное жюри: на III этапе это методисты ДДТ «Кировский», задачей которых является отбор работ, не соответствующих требованиям конференции, на IV этапе – авторитетные преподаватели образовательных учреждений и специалисты заинтересованных ведомств.

Очередность публичных выступлений определяется путем жребия. Каждому выступающему дается 5 минут на защиту своего исследования, затем члены жюри задают участнику уточняющие вопросы. По итогам выступлений членами жюри подводятся итоги, все участники награждаются дипломами за участие, победители награждаются дипломами и памятным призом.

Учитывая сложившуюся неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в 2020 году с одной стороны и неугасающий интерес школьников, родительского и педагогического сообщества района к конкурсной деятельности с другой, мы обновили содержание и формы проведения мероприятий интеллектуального блока. Уже весной в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат работы некоторые запланированные мероприятия успешно прошли в онлайн-режиме. Например, районная научно-практическая конференция «В мире тайн», благодаря слаженной работе приглашенных членов жюри, прошла в формате заочной проверки и оценивания исследовательских работ, присланных участниками заранее в электронном виде. Интеллектуальная игра на знание истории Великой Отечественной войны «Путь к Победе», посвященная 75-летию Победы, прошла на нашем официальном сайте и в группе в социальной сети «ВКонтакте».

Дистанционный формат позволил расширить программу интеллектуальных игр и включить их в летнюю досуговую программу для ребят: основной площадкой стала группа Дома творчества «ВКонтакте». Педагогами дополнительного образования были подготовлены игры на различную тематику: «День России», «В мире китов и дельфинов», «Всё о спорте», «История славянской письменности», «Дорожная азбука», «Загадки о природе» и другие.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что вне зависимости от формата и тематики мероприятий интеллектуальной направленности, участие в них способствует формированию углубленных знаний, удовлетворению интереса к познанию, раскрытию интеллектуального и творческого потенциала детей. Также нельзя не отметить воспитательное влияние – формируется культура поведения, осознанное отношение к своей роли в коллективе, ответственность за личный или командный результат и приобретение опыта взаимодействия в различных предлагаемых условиях и ситуациях.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Национальный проект «Образование».

2. Концепция развития дополнительного образования в РФ.

3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

4. Официальный сайт МБУДО «ДДТ «Кировский» https://kirovka2nsk.edusite.ru/

5. Воровщиков С.Г. Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать, М., 2006.

6. Сергеев И.С. Как организовать практическую деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М., 2004.

7. Селевко Г.К. Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии. М., 2002.

Количество просмотров: 4271  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы