Метод сторителлинга на уроках музыкальной литературы и сольфеджио в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Метод сторителлинга на уроках музыкальной литературы и сольфеджио в Детской школе искусств

С самого детства каждый из нас обожает сказки и интересные истории. В настоящее время нам их представляют гаджеты, телевидение, компьютер. А раньше их рассказывали бабушки, дедушки, родители и дети друг другу. Если история действительно интересная, захватывающая, а сам рассказчик излагает ее увлекательно, артистично, с юмором, то она запоминается надолго, и нередко дети просят рассказать ее снова и снова.

Я решила поставить эксперимент и попробовала использовать этот прием на занятиях, где мы знакомились с новым материалом и заметила, что дети гораздо более живо и с интересом реагируют на эмоционально рассказанные истории, чем на сухое изложение учебника. Когда факты, термины, понятия или исторические личности становятся участниками увлекательных историй – то материал запоминается детьми гораздо более основательно. В этой связи весьма перспективным видится применение метода сторителлинга. Сторителлинг – искусство рассказывания историй. Многие преподаватели и методисты активно используют этот метод в своих учебно-методических пособиях. Например, Камозина, Царева, Лехина, Первозванская и многие другие [1, 2, 3, 4, 5, 8].

Для того чтобы детям было легче воспринимать материал, на начальном этапе можно использовать уже знакомые им сюжеты сказок в новом информационном контексте. Так, при знакомстве ребят подготовительной группы с интервалами, я взяла русскую народную сказку «Теремок», где роль зверей заняли музыкальные интервалы. После предварительного знакомства с интервалами, мы побеседовали с детьми, как соотносится величина и характер звучания интервала с характерами персонажей сказки и затем вместе выбрали наиболее подходящие сочетания. А затем подготовили и представили на концерте соответствующую театрализацию.

Также при знакомстве с музыкальными формами можно использовать сказки «Колобок», «Золотая рыбка» и многие другие, где дети видят пересечения литературных и музыкальных форм.

Применяя этот метод, в первую очередь преподаватель всегда должен помнить о том, что он должен говорить так, чтобы его понимали – излагать сложные вещи простым, доступным и интересным детям языком. И конечно, нужно стараться найти увлекающие слушателей повороты в материале или создать их намеренно. Например, задать детям в начале урока вопрос, а затем в ходе урока постепенно подвести их к ответу. Здесь очень уместно будет применить подход «детективное расследование». Так, в начале изучения темы «Биография и творчество Шуберта» я говорю детям: «Ребята, сегодня я расскажу вам историю композитора, музыка которого считается жемчужиной мировой культуры и тем не менее практически всю свою жизнь композитор прожил очень бедным человеком, иногда не имеющим лишней пары обуви и куска хлеба. Почему же при жизни современники не оценили величину его таланта, тогда как многие композиторы, творившие одновременно с ним, это признание получили? Я расскажу вам историю жизни величайшего немецкого композитора – Франца Шуберта, и мы с вами попытаемся разгадать все загадки его жизни. Когда по ходу рассказа в некоторых местах я останавливаюсь и спрашиваю детей, как они могут объяснить те или иные перипетии жизненного пути композитора, ребята с увлечением предлагают свои версии и обсуждают их. Затем они радуются, когда мое объяснение совпадает с их догадкой или ищут новой возможности проявить свои детективные способности.

Можно использовать несколько архетипов историй. Например, «Победа в борьбе», «Восхождение», «Путешествие и возвращение», «Запутанная история», «Ссора и примирение» и т.п.

Так, вариант «Ссора и примирение» я использовала в истории о феях – средствах музыкальной выразительности (динамике, темпе, регистре, фактуре, ладе, штрихах и т.д.), которые поссорившись друг с другом по поводу первого места в создании музыкального образа, затем приходят к мысли о дружбе и дополнении друг друга.

Вариант «Запутанная история» можно использовать практически везде, где дети ищут ответы на поставленные вопросы – это своего рода образовательный квест.

Сюжет «Победа в борьбе» я применяла в сказке про музыкальные инструменты, которые в борьбе со злодеем Хаосом, под началом доброго волшебника Дирижера объединяются в семьи музыкальных инструментов (струнно-смычковые, струнно-щипковые, клавишные, медные духовые, деревянные духовые, ударные) и превращаются в оркестр.

Сюжет «Путешествие и возвращение» я использовала, когда знакомила детей с музыкальными формами, где музыкальная тема, начав свое путешествие, находила себе новых друзей, посещала новые места или возвращалась в старые, по дороге приобретала новые черты в своем характере, по ходу истории меняла свой облик или возвращалась в прежний. Таким образом, понятно, что использование всех этих сюжетов – это творческий процесс, и все перечисленные сюжетные линии используются преподавателем в зависимости от поставленных образовательных целей.

Для более сильного эффекта в восприятии новой информации педагог может использовать яркие детали. Например, уже обозначенные выше элементы театрализации или приглашение на урок гостей. Когда мы с ребятами знакомимся с музыкальными инструментами, зачастую я приглашаю на урок исполнителей на этих инструментах (преподавателей или детей), и они дополнительно рассказывают и исполняют музыкальные произведения. А театрализацию можно совместить с ТРИЗовской игрой «данеткой». Один из детей, который наиболее уверенно чувствует себя в материале, загадывает себя, например, одним из пройденных композиторов или терминов, понятий. Я объявляю детям, что к нам на урок сегодня пришел один из композиторов, с творчеством которого мы уже познакомились и говорю, что они могут задавать ему вопросы, на которые он будет отвечать только «да» или «нет». Тот, кто первым найдет ответ, загадывает следующим. Это значительно повышает интерес ребят к изучаемому и способствует лучшему усвоению материала. Также усиливают эффект сторителлинга и другие демонстрационные элементы: например, просмотр презентации, видео, фотографий и так далее. Лишними подробностями, напротив, нужно стараться не увлекаться, так как они рассеивают внимание и на начальном этапе освоения материала только препятствуют ясному восприятию информации.

Резюмируя, можно отметить, что при правильном использовании метод сторителлинга может дать очень хорошие результаты и значительно повысить эффективность образовательного процесса. Однако никогда не нужно забывать о том, что все педагогические технологии направлены в первую очередь на повышение эффективности усвоения учебного материала. То есть в первую очередь преследуются образовательные цели, а, значит, подход преподавателя в этом плане должен быть не только творческим, но продуманным, взвешенным и целенаправленным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камозина О. Сольфеджио в сказках. Эксмо-пресс, 2015, 88 с.

2. Лехина Л. Аккордовые сказки для больших и маленьких. Классика-XXI, 2010. 24 с.

3. Лехина Л. Ладовые сказки. Тональные подсказки. Учебно-игровое пособие. Классика-XXI, 2015. 28 с.

4. Лехина Л. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие. Классика-XXI, 2012. 20 с.

5. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. Ч. 1. Санкт-Петербург, «Композитор», 2015. 76 с.

6. Сараева С. К вопросу о возможностях театрализации как педагогической технологии. «Интерактивное образование (nios.ru)», Новосибирск, 2019

7. Сараева С.В. Путешествие в мир сказки на уроках сольфеджио и слушания музыки. // Учебно-методические пособия и репертуарные сборники победителей и призеров Всероссийской конференции (конкурса) преподавателей ДМШ и ДШИ. – Новосибирск, 2015. – С. 37-39

8. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. 1класс. Росмэн, 2002. 80 с.

Количество просмотров: 4755  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы