В поисках методического мастерства (из опыта работы Школы раннего творческого развития «Умка»)

 
 

Наумова Юлия Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДТ Советского района г. Новосибирска

 
 
 

Брызгалова Дарья Владимировна,

методист МБУДО ЦДТ Советского района

г. Новосибирска

 

В поисках методического мастерства (из опыта работы Школы раннего творческого развития «Умка»)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка,

фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка

и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.

В. Сухомлинский

Школа раннего творческого развития «Умка» существует на базе Центра детского творчества Советского района с 2011 года. Возникновение школы обусловлено несколькими причинами: нехватка мест в детских садах; увеличение числа детей с ослабленным здоровьем, что делает проблематичным посещение детского сада и требует индивидуального подхода; потребность родителей в индивидуально-предметных формах обучения.ШРТР «Умка» пользуется большой популярностью и очень востребована в Советском районе, родители записывают в неё детей заранее.

Из года в год Школа раннего творческого развития «Умка» открывает свои двери для новых ребят. С теплотой и нежностью встречает их дружный коллектив Школы. «Ягодки» (младшая группа), «Солнышки» (средняя группа) и «Звёздочки» (старшая группа) спешат сюда на свою работу под названием игры.

В «Умке» буквально с первых занятий удивительный таинственный мир игры захватывает ребят и легко вовлекает взрослых, заставляя снова почувствовать себя детьми. Для ребёнка игра – жизненная потребность. О её важности в жизни детей сказано в мудрых старинных притчах, об этом не устают говорить известные педагоги и психологи. А. Эйнштейн писал: «Игра – высшая форма исследования». В. А. Сухомлинский называл игру искрой, зажигающей огонёк пытливости и любознательности. Об этом же говорил и Ш. А. Амонашвили: «…Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Важное значение игры для ребёнка отмечал А. С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...»

Педагоги «Умки» активно используют игровые технологии в процессе обучения и воспитания. Образовательное пространство, сформированное ими через правильно подобранные игры с чётко поставленной целью, позволяет достигать содержательных педагогических результатов. Через игровой процесс на занятиях в «Умке» дети познают окружающую действительность, совершенствуют физические навыки, развивают воображение, речь, моральные и нравственные качества, память, мышление, внимание, становятся эмоционально более зрелыми.

Дети – это счастье, радость и надежда будущего! Дети – маленькие люди со своими мечтами, радостным блеском в глазах, неукротимым интересом ко всему и жаждой созидания. Известный педагог и психолог Александр Владимирович Запорожец считал, что жизнь ребёнка может быть полноценной при условии, что он чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим что-то новое, позволяющее ему приобщиться к миру взрослых. Именно поэтому педагоги Школы «Умка» придают большое значение детской инициативе, желанию и фантазии. Идея «обогащения детского развития» в соответствии с возрастом А. В. Запорожца заложена в основу чётко структурированной и продуманной до мелочей комплексной образовательной программы ШРТР «Умка».

Содержание и особенности программы

Чтобы ребёнок рос счастливым и полноценно развивался, важно создать для этого благоприятные условия. Поэтому в «Умке» царит атмосфера тепла, любви, творческого начала. Заботливые и энергичные педагоги – инициативные и целеустремленные исследователи детской души – создают условия для развития физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств каждого ребёнка, развития его творческих способностей и предпосылок учебной деятельности.

Связывая традиции и новации, интегрируя творческую суматоху игры и чёткую педагогичную систему воспитания, волшебные алхимики детского счастья создают золото гармонии развития, решают сложные образовательные, метапредметные и воспитательные задачи.

Что же делает Школу «Умка» такой особенной?

Попадая сюда – на территорию свободного творчества – дети раскрываются. Занятия в Школе раннего творческого развития проходят в форме свободного общения детей друг с другом и с педагогом. Во Вселенной «Умки» всё крутится вокруг неугасаемого познавательного интереса ребёнка.

Для формирования у детей необходимых знаний и навыков, раскрытия их творческих и интеллектуальных способностей (мыслительной деятельности, памяти, внимания, речи), обеспечения хорошего физического развития и самостоятельности в образовательную программу «Умки» включены следующие предметы:

– «Игротека»;

– «Ритмика с элементами хореографии»;

– «Музыка»;

– «Развитие речи»;

– «Мастерская Умки»;

– «Дорогами сказок»;

– «Театр»;

– «Окружающий мир» (посещение музея).

Комплексный подход к обучению маленьких «Ягодок», «Солнышек» и «Звёздочек», опираясь на игровые технологии, создаёт возможность их полноценного разностороннего развития. Талант искусного технолога педагогического процесса позволяет педагогам «Умки» идеально сочетать волшебство игры и свободу творчества с точным тематическим планированием обучения и воспитания. Сформировать целостную картину окружающего мира и развить объёмное мировосприятие у детей становится возможным благодаря интегрированному подходу, в рамках которого все виды деятельности объединены одной общей темой. Другими словами, темы рассматриваются в преломлении каждого учебного предмета образовательной программы. Продолжительность работы над каждой темой составляет в среднем неделю.

Интегрированный подход к обучению реализуется через учебно-методический комплекс, включающий в себя подборку лексических тем, рабочих тетрадей для закрепления учебного материала дома, интерактивных викторин и сценариев тематических праздников. Комплекс является авторской разработкой руководителя ШРТР «Умка» Ю. Ю. Наумовой и предназначен для организации эффективного образовательного процесса в несколько этапов:

– раскрытие основной темы недели (рассказ педагога по теме, демонстрация иллюстративного материала, загадки, скороговорки, короткие игры по теме занятия);

– практическая работа в тетрадях;

– игровые программы и интерактивные игры-викторины по теме недели;

– праздники, которые становятся ярким завершением изучения каждого тематического блока (по теме недели или нескольких недель).

Таким образом, обучение в ШРТР «Умка» напоминает необыкновенное захватывающее путешествие в мир вокруг нас. Практически каждую неделю дети под руководством педагогов исследуют новую сторону окружающего их пространства.

Чтобы представить себе увлекательную жизнь Школы «Умка», можно посмотреть, как её маленькие воспитанники отправляются в космическое путешествие. До старта отважных космонавтов ждёт интересный рассказ о космосе, Земле, луне, солнце, первом человеке, побывавшем на орбите нашей планеты, о космической технике и многом другом. Завороженные тайной Вселенной они рассматривают глобус звёздного мира, слушают стихи, разгадывают загадки, участвуют в тематических играх.

 

Затем юные исследователи открытого космоса отправляются домой закреплять изученный материал – беседовать с родителями по заданной теме, выполнять задания в рабочих тетрадях: повторять названия планет солнечной системы, рисовать ракету по точкам.

Комплексный подход и игровая форма подачи учебного материала применяется в «Умке» ко всем темам недели. Праздники, викторины, КВН, театральные постановки, игры наполняют жизнь умчат радостью новых открытий и свершений, влекут к новым горизонтам знаний, открывают перспективы роста.

В целом интегрированный подход ШРТР «Умка», реализуемый через учебно-методический комплекс, создаёт творческое образовательное пространство для развития своих воспитанников.

Рассказывая детям новую тему, педагоги беседуют с ними, читают сказки, рассказы, стихи, демонстрируют иллюстрации, объекты живой и неживой природы, рассматривают тематические модели, загадывают загадки, проводят гимнастику и пальчиковые игры. Объёмно дополняют общую картину мировосприятия ребёнка скороговорки, игры с мелкими предметами, пластилинография (пальцем, ладошкой), пальчиковый театр, различные виды аппликаций (обрывная, из салфеток, мозаичная), а также использование природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) и мелких строительных материалов, пазлов, мозаики, спортивного инвентаря (лент, мячей, верёвочек, фитболов). Таким образом, гармонично сочетаются словесный, наглядный, практический и игровой методы работы.

 

Изученный на занятиях материал воспитанники ШРТР «Умка» закрепляют дома. Руководителем Школы раннего творческого развития Ю. Ю. Наумовой при участии педагога дополнительного образования А. В. Новгородовой разработаны специальные дидактические материалы – рабочие тетради для самостоятельной работы с детьми, направленные на закрепление пройденных тем. Задания в них подобраны в соответствии с возрастом детей, основаны на материале по развитию речи, окружающему миру, лепке, изобразительному искусству и разделены по темам недели согласно учебно-тематическому плану.

Викторины

Все дети по своей природе «почемучки», они любят задавать вопросы, познавая мир вокруг себя. Всё вызывает у ребёнка неподдельный интерес, везде требуется точный ответ. С радостью дети вступают в активную беседу со взрослым, спрашивая его и отвечая на его вопросы.

Мир взрослых находит своё отражение в игре, через неё он становится для детей ближе и понятнее. С изменением реальной жизни эволюционируют и детские игры. Сейчас, в период активного развития и внедрения информационных технологий, на первое место выходят интерактивные игры.  Интерактивность – «взаимодействие» – способность взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Педагоги ШРТР «Умка» находятся в постоянном конструктивном диалоге со своими воспитанниками, стараясь обогатить их новыми знаниями.

Викторины способны украсить любой праздник, развлечь, воодушевить и пробудить интерес к новым знаниям. Они используются при проведении досуговых мероприятий, детских утренников, летних площадок, открытых занятий и домашних праздников. Викторины – эффективная и комфортная для детей форма обучения.

Для педагогов викторина является прекрасным средством диагностики: в процессе игры легко понять, насколько хорошо дети усвоили пройденный материал, выявить проблемные зоны.

«Умка» часто наполняется весельем, улыбками и детским смехом. Здесь любят и умеют создавать праздники! Для ребёнка – это всегда радостное событие, незабываемое особое состояние души, эмоциональный подъём, глубокое внутреннее переживание торжества.

В ШРТР «Умка» праздничные программы – часть учебно-воспитательного процесса. Особая педагогическая ценность детских мероприятий заключается в возможности создания уникального культурно-образовательного пространства, в котором происходит тонкая химия всестороннего и полноценного развития ребёнка. Богатейший потенциал праздников заключается в синтезе познания окружающего мира, эмоционального, эстетического и духовного обогащения детей, развития их творческих способностей, важных личностных, коммуникативных и организаторских качеств, морального сознания, нравственных чувств, и возможности самовыражения и коллективного единения.

Праздничные программы в «Умке» проходят ежемесячно. К каждому событию пишется сценарий, подбираются вокальные, танцевальные номера, сценки, стихотворения, оформляется зал. Родители принимают активное участие в организации и проведении мероприятий: разучивают с детьми стихи и песни, участвуют в оформлении праздника (костюмы, украшение зала, призы, подарки, распределение ролей сказочных персонажей), организуют чаепития. Праздники, выполняя образовательные и развивающие функции, стали для педагогов «Умки» формой подведения итогов и диагностики результатов своей работы.

Школа «Умка» всегда полна детей, здесь звучит весёлый смех, происходят яркие события, жизнь бьёт ключом. Маленькие воспитанники «Умки» приходя «Ягодками», вырастают до «Солнышек» и становятся «Звёздочками». Начиная с 2011 года, здесь выросло не одно поколение детей. Ребята спешат сюда из года в год, как в гостеприимный дом, радуются новым знаниям, своим успехам и достижениям друзей. Видя результаты труда педагогов «Умки», благодарные родители приводят сюда вторых и третьих детей.

 Продуманная комплексная программа и разработанный учебно-методический комплекс, интегрированный подход к обучению и воспитанию и образовательная среда, созданная в Школе раннего творческого развития «Умка», стали благодатной почвой, благоприятными условиями для развития дошкольников.

Количество просмотров: 5548  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы