Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства в интерпретации детской театральной мастерской «ЧердаК»

 
 

Белоусова Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 
 
 

Карабович Ольга Андреевна,

методист высшей квалификационной категории

МБУДО ДТ «Октябрьский» г. Новосибирска

 

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современного образовательного пространства в интерпретации детской театральной мастерской «ЧердаК»

Театр является одним из самых эффективных средств приобщения к культуре и искусству и воспитания нового поколения интеллигентных людей. Он один из самых доступных видов искусства для детей, который позволяет помочь раскрыть их духовный и творческий потенциал.

В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики, движений. Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.

Образование предполагает синтез двух составляющих: обучения и воспитания, однако за последнее десятилетие само понятие «образование» потеряло свою целостность, оно несколько деформировалось и отказалось от важного составляющего – воспитания.

Один из мудрейших философов когда-то сказал, что воспитанный человек никогда не позволит себе остаться необразованным. Двадцать первый век перевернул с ног на голову неопровержимые истины о наличии составляющих и качестве образования и пошел на сделку с социально-экономическим коллапсом мировых тенденций.

Попытки современного общества приспособиться к новой реальности привели наше образование к достаточно плачевным и, я бы сказала к весьма сомнительным результатам. А именно: к искажению у детей нравственных ценностей, равнодушному отношению к событиям, происходившим в нашей истории, доминированию материальных ценностей над духовными, подмене понятий и искажению национальной идентичности, а также нетерпимости ко всему русскому. По своему опыту могу сказать, что детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно научить ребенка любить и быть патриотом своей страны, если изначально такую задачу не ставили внутри семьи, в которой он взращивается. Чувствовать себя частью своего народа трудно, ибо Россия достаточно богата на интернациональную идентичность. Этому нельзя научить, но есть возможность, рассказать, показать, объяснять и рассуждать вместе с учащимися об этих важных событиях и их понимании, таким образом воздействуя на учащихся своим примером, примерами реальных событий истории и реальных людей, сценическим искусством (театр).

На мой взгляд, именно эмоциональное мышление, или мышление эмоциями, возникшее как результат соприкосновения с искусством, имеет непосредственный выход на действие подрастающего человека, их смысловое и эмоциональное наполнение. Поэтому эмоции, чувства детей предстают передо мной, как вполне конкретный результат влияния театрального искусства. Театр способен повлиять на поступки, мотивы поведения, эмоции учащихся Детской Театральной Мастерской «ЧердаК»,

обрести зримые очертания и формы проявления в жизни. Занятие в театральной мастерской дает учащимся эмоционально-образное восприятие окружающего мира и является одной из основ формирования их патриотизма. Поскольку театр способен воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку он способен преобразовывать его нравственный и духовный мир. Именно личностная вовлеченность детей в практическую деятельность социального или художественного творчества, позволяют формировать чувства патриотизма, желание ребят участвовать в общественной жизни своего детского коллектива, учреждения, города, в жизни своей страны.

Погружение в репетиционные процессы театрального спектакля или литературно-музыкальной композиции, поэтического вечера, всё это помогает воспитанникам театральной мастерской лучше и глубже познавать важные процессы истории, людей и времена - воспитывает патриотические чувства, служит основой для развития высокого художественного вкуса, формирования эстетического идеала. Есть достаточно много известных ученых, специалистов, педагогов, которые, как и я рассматривают театральное творчество в качестве одного из важнейших факторов в развитии личностных качеств маленького гражданина, в том числе и важного механизма гражданско-патриотического воспитания. Театр помогает развить у ребенка любовь к себе, к своим родителям, к родному краю, Отечеству, а также помогает обрести готовность встать на защиту своей Родины и ее граждан. В «Лекциях о воспитании детей» А. С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей» [1, с. 14]. А инициатива и творческая воля, как нельзя лучше, вырабатывается именно в театральном коллективе.

Моя коллега из Самары Ирина Геннадьевна Куликова, работающая по программе дополнительного образования «Музыка. Вокал, Актерское мастерство» уже более 10 лет, о патриотическом воспитании средствами художественного творчества в унисон с моими убеждениями пишет следующее: «Как известно, именно в школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваиваются общечеловеческие моральные нормы, формируются высшие чувства, к которым относится и чувство патриотизма, и анализируются пути их воспитания. Особое внимание обращается на идентификацию, с помощью которой может осуществляться погружение ребенка в художественный мир произведения патриотической направленности. Объектом идентификации в этом случае являются герои, как правило, занимающие доминирующее положение в произведении и вызывающие у воспитанников симпатию. Отождествление себя с такими персонажами рассматривается как один из социально-психологических механизмов воздействия театрального искусства на личность. Его следствием является рождение у воспитанников новых чувств, подобных чувствам любимых героев, и воспитание соответствующих ценностных ориентиров. Ведущим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип погружения воспитанников в художественный мир драматургического произведения, действие которого направлено на воспитание средствами театра, преодоление вербализации воспитательного процесса. Данный принцип открывает большие возможности для глубокого, эмоционального «проживания», «прочувствования» идеи постановки, образа героев, способствует охвату целого в совместном творчестве учителя и учеников, повышая в итоге воспитательный эффект театральных занятий».

На мой взгляд, лучше не скажешь, и самое важное в современных реалиях, которые довлеют над формированием будущего пока еще юного гражданина — это методически строго выверенный педагогический подбор образовательно-развивающего материала. Именно с этого и начинают запускаться и реализовываться все личностно формирующие процессы. Всё это необходимо делать постепенно, без давления, без патетики, фанатизма и пафоса, начиная с альбома старых фотографий дома и историй своей семьи, продолжая с любви близких, друзей и той удивительной природы, в которой ты родился и живёшь.  Своим примером педагог призван пробуждать интерес и любовь учащихся: к родине, отчизне, родным, истории, природе и всему тому, что должно стать важным для самих ребят. И коллективный вид искусства, театрализация, как никакая другая форма работы сплачивает ребят, позволяет в полной мере ощутить чувство совместного сотворчества. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к уголку своей малой Родины, — всё это помогает формированию таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, которое постоянно осуществляется на театральных занятиях. Для результативной работы системы патриотического воспитания в театральной мастерской стараюсь вызывать интерес учащихся к различным формам, работающим в данной системе. А театр, несущий в себе функции нравственного, эстетического и патриотического воспитания, легко создает в душе ребенка ощущение праздника и чувство сопричастности к чему-то великому. И по тому, берусь утверждать, что театральное искусство не может быть в состоянии дальней оторванности от тех задач формирования личности современного подростка, которые ставит не только образовательное учреждение, образовательный процесс, но и наше государство в целом.

Литература, используемая для написания статьи

1. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1977. Т. 2. 320 с.

2. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / С.-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. СПб., 1998. 361 с.

3. Пашкевич И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006. 169 с.

Количество просмотров: 4428  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы