О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников

 
 

Гуськова Анна Геннадьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников

«В образовательном менеджменте доминируют социально-психологические методы управления, так как административные и экономические методы имеют ограниченные возможности в стимулировании творческих инициатив педагогов и в решении нарастающего числа социально-психологических проблем в педагогических коллективах»[1].

А если несколько упростить, не использовать научный язык и ответить на вопрос – как менеджмент в образовании сегодня должен и может касаться каждого учителя?

На наш взгляд, самой первой точкой взаимодействия является участие учителя в деятельности школьного методического объединения (МО), которое является «молекулой» районного (муниципального) МО, который в свою очередь является подшефной единицей регионального оператора (в Новосибирской области это НИПКиПРО).

В менеджменте такой способ организации называется принципом «мультипликации». Зачем этого принципа придерживаться? Ответ очевиден.

Учитель сегодня имеет все шансы утонуть в море научно-методических рекомендаций и инструкций, которые раздают все, кто имеет отношение к образованию, на всех уровнях, во всех проявлениях и формах. Казалось бы, весь этот массив должен идти на пользу, осуществлять поддержку, но на самом деле рядовому учителю это научно-методическое и дидактическое разнообразие, как говорится, «причиняет добро». Учитель просто теряется в этом многообразии.

Современному учителю сегодня нужно научно-методическое сопровождение, и оно уже не может и не должно зависеть от возможности образовательной организации привлекать квалифицированных научных консультантов, как это было в предыдущие пару десятилетий.

С одной стороны, педагогу могут помочь коллеги, входящие в школьное МО. Но для этого необходима, во-первых, выстроенная горизонталь поддержки в коллективе, традиции преемственности и наставничества, сформированная культура профессионального взаимодействия в рамках МО предмета и в коллективе в целом. Надеяться на повсеместную практику такого взаимодействия не приходится.

Безусловно, и в нашей стране в целом, и регионе в частности, есть большой опыт работы как методических служб муниципалитетов, достойные результаты работы многих районных и школьных МО, которые нельзя ни в коем случае недооценивать. Однако сегодня необходим некоторый «ментальный ребрендинг» методических объединений как на школьном, так и на муниципальном уровне. Речь идет прежде всего об изменении концептуальной идеологии данных структур. Методические объединения должны стать очагами мобильной методической помощи и сопровождения.

Поэтому Приказ Министерства Образования Новосибирской области №1813 «Об утверждении положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Новосибирской области» является крайне своевременной правовой поддержкой, реакцией на потребность.

Формальные условия обозначены, но они вовсе не гарантируют подвижек ментальных, поскольку напрямую зависят от осознания и конкретной деятельности заинтересованных. Если каждый, кто включен в цепочку взаимодействия, не осознает смысл определенных в приказе понятий (а они там отнюдь не для красного словца), то дело будет двигаться совсем с иной скоростью и траекторией.

Как учитель обществознания и методист, предлагаю Вам внимательно прочитать и вдуматься в сформулированные в приказе понятия, продемонстрировать сформированность одной из функциональных грамотностей – читательской.

«Горизонтальное обучение» педагогических работников и управленческих кадров – обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.

Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь педагогического работника по повышению уровня профессионального мастерства, реализуемый на основе диагностики профессиональных компетенций в форматах формального, неформального и информального образования.

Методическая поддержка педагогических работников – вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогической проблемы и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.

Уважаемые коллеги, мы последнее время много говорим о функциональной грамотности обучающихся, обозначая ее деятельностный потенциал. Настало время, когда нам самим нужно показать свою функциональную грамотность, посредством привычной уже слуху каждого из нас цепочки (знаю-понимаю-ценностно отношусь-действую).

Давайте по этому алгоритму освоим Приказ Министерства Образования НСО, вдумаемся и осознаем, начнем действовать. Каждый на своем уровне постарается быть вкладом в качество образования в Новосибирской области.


[1] Максимова В. Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Царскосельские чтения. 2011. №XV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-sovremennogo-obrazovateln... (дата обращения: 11.11.2021).

Количество просмотров: 957  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы