Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9

 
 

Лыкова Елена Викторовна,

заместитель директора по УВР

МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 
 
 

Жегалова Елена Парфентьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 
 
 

Козыренко Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 9» г. Новосибирска

 

Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9

На Байкальском образовательном форуме – 2018 сформулирована ключевая цель системы образования в настоящее время – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Кроме того, в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (от 07.05.2018г. № 204) перед системой образования поставлена задача – вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования.

Для достижения этой цели необходима разработка особой, открытой и объективной, системы оценки результатов деятельности образовательной организации по всем направлениям, в особенности, оценки качества образования. Сегодня на уровне общего образования РФ формируется комплексная система оценки качества образования, включающая различные процедуры: ЕГЭ, ОГЭ, НИКО, ВПР, Международные исследования, а также исследования компетенции учителей. Нацеленность системы на обеспечение качества образования, совершенствование оценки и управления качеством, его соответствие сегодняшним требованиям – общая черта системных изменений в мониторинговых исследованиях как на федеральном, региональном, муниципальном, так и на уровне образовательной организации.

Система диагностических и оценочных процедур, совокупность организационных структур и нормативно-правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования образовательной организации – Внутренняя система оценки качества образования (далее ВСОКО) – разработана в гимназии в 2013 году.

Цель ВСОКО – создание единой системы диагностики, мониторинга и контроля деятельности гимназии. Внутренняя система оценки качества образования призвана обеспечить получение и распространение объективной информации о состоянии качества образования в гимназии, формирование и управление системами сбора, хранения и обработки информации, для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Основными задачами ВСОКО являются управление качеством образования гимназии и обеспечение качества образования через:

– формирование требований к качеству образования с учетом запросов субъектов образовательного процесса;

– создание условий для оценки качества образования, включая процедуры независимой и внутренней оценки качества образования;

– создание единой системы инструментария, критериев, показателей и индикаторов оценки эффективности деятельности гимназии, сопоставимых с федеральными и региональными аналогами;

– получение объективной и достоверной информации о результатах деятельности системы образования гимназии;

– создание банка данных по компонентам качества образования;

– анализ качества образовательных услуг, предоставляемых гимназией;

– информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;

– прогнозирование развития образовательной системы гимназии с учетом результатов оценки качества образования;

– обеспечение условий для принятия обоснованных управленческих решений;

– стимулирование развития инновационных процессов к поддержанию и постоянному повышению качества образования и конкурентоспособности гимназии.

Принципы ВСОКО

– системность и регулярность процедур оценки качества образования;

– объективность, достоверность, полнота, доступность и системность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

– открытость, прозрачность процедур оценки качества образования;

– инструментальность и технологичность используемых показателей, оптимизация их количества.

Все перечисленные функции подчинены обеспечению научного подхода к управлению образовательным процессом в целях повышения качества образования.

Этапы реализации модели ВСОКО МБОУ гимназии № 9

I этап. Подготовительный (2013 г.)

Разработка локальной нормативной базы. Формирование структур. Разработка технологий оценки качества образования. Определение критериев, показателей и индикаторов оценки качества образования. Апробация инструментария для проведения оценки качества образования. Проведение семинаров-практикумов, педагогических советов. Корректировка действий.

II этап. Практическая реализация модели ВСОКО (с 2014г.)

Процесс реализации модели ВСОКО цикличен. Каждый цикл (учебный год) состоит из следующих этапов:

– планирование проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования (наблюдение, собеседование, тестирование, рейтинговая оценка, анализ школьной документации, опросы, анкетирование, посещение уроков, контрольные работы и т.д.);

– проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования (адаптация методик и способов получения информации);

– сбор и первичная обработка данных (применение разнообразных методик сбора информации);

– выявление динамики показателей, характеризующих качество образования в гимназии, анализ результатов оценки качества образования по отдельным критериям;

– формирование механизма системы сбора, обработки, хранения и анализа информации (1-й год реализации модели ВСОКО);

– определение эффективности применяемых методик, их корректировка (1-й год реализации модели ВСОКО), заполнение информационных карт;

– систематизация полученной информации;

– обобщающий анализ результатов оценки качества образования;

– разработка рекомендаций, корректирующие действия;

– предъявление результатов; информирование участников образовательного процесса, заказчиков, потребителей.

Основные достигнутые результаты

В МБОУ гимназии № 9 на протяжении последних 7 лет наблюдается стабильно высокое качество образования (более 64%). Гимназия является одной из 56 ОО города Новосибирска, которые в течение трех лет реализуют «программу максимум» (условно принято считать, что ОО реализовала «программу максимум», если все участники ЕГЭ получили аттестаты, и часть из них сдала все экзамены на высоком уровне). Это позволяет большинству выпускников (более 90%) успешно поступить в ВУЗы по выбранным профилям.

Все рабочие места педагогических работников гимназии оборудованы интерактивными комплектами (ПК, проектор, интерактивная доска) с выходом в интернет, имеется единая локальная сеть. Созданы условия для быстрого получения информации и возможности самообразования пользователей: в информационно-библиотечных центрах гимназии оборудованы компьютерные зоны, в которых для пользователей установлены 4 стационарных компьютера и 1 ноутбук (3 стационарных компьютера и 1 ноутбук – в помещении на ул. Линейной, 1 стационарный компьютер – в помещении на ул. Калинина). Все компьютеры подключены к сети Интернет, оборудованы МФУ. Информационно-библиотечный центр ОУ способствует учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.

Укомплектованность штатов составляет 100%, около 80% педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории. Педагогические работники и обучающиеся гимназии принимают активное участие в конкурсах, конференциях, семинарах различного уровня (дипломы победителей I место — в номинациях «Эстрадный танец», «Современная хореография» и «Стилизованный танец» на V Международном конкурс-фестивале детского и юношеского творчества «Остров талантов», г.Астана, Казахстан, диплом 1 степени X Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» и др.).

В 2017 году Родько Г.А., учитель географии, стала победителем городского и лауреатом регионального этапов конкурса «Учитель года», отмечена грамотой «Учитель года» в рамках ассоциации лицеев и гимназий г. Новосибирска.

Достовалова С.Б., учитель русского языка и литературы, удостоена Диплома за I место Всероссийского форума династий педагогов-словесников (г. Санкт-Петербург); Диплома за III место регионального конкурса педагогического мастерства «Педагогический профессионализм в практике современных образовательных систем»; золотых медалей Всероссийских конкурсов «Территория ФГОС» (г. Бийск) и «Учитель! Перед именем твоим…» (г. Новосибирск).

Каланова В.В., учитель немецкого языка, награждена Дипломом за II место Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая методическая разработка в соответствии с ФГОС», организованного OOO «Центр Развития Педагогики».

Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии № 9:

– в 2014 году стала победителем городского конкурса «Инновации в образовании» в номинации «Качество образования — качество жизни» (направление «Начинающий менеджер»);

– награждена дипломом Лауреата V Открытого регионального конкурса методических материалов «Секрет успеха» в номинации «От осмысления результатов — к управлению результатами»;

– награждена Большой золотой медалью конкурса «Золотая медаль» выставки «УчСиб – 2015» в номинации «Внедрение эффективных управленческих и экономических механизмов в деятельность образовательной организации»;

– приказом ГУО мэрии города Новосибирска от 31.05.2016г. № 581-од «О присвоении статуса городской инновационной, пилотной, опорной площадки» на период с 1.09.2016г. по 30.06.2019г. гимназии присвоен статус ГИП по теме «Формирование модели внутренней системы оценки качества образования МБОУ гимназии № 9». В рамках конкурса на присвоение статуса ГИП творческой группой гимназии под руководством научного консультанта Молоковой Анны Викторовны, доктора педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования был разработан проект «Реализация модели внутренней системы оценки качества образовании МБОУ гимназии № 9»;

– под эгидой ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и МКУ ДПО «ГЦРО» проведен городской научно-методический семинар для заместителей директоров по УВР по теме «Особенности содержания и процедур ВСОКО: системный анализ» (17.05.2019 г.).

П.13 ст.28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ относит наличие и функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) к компетенции образовательной организации. Это означает, что гимназия самостоятельно разрабатывает свою систему оценки качества, принимает и утверждает свои подходы к оценочной деятельности, определяет комплекс форм и методов оценки, график внутренних оценочных процедур.

 В связи с выходом в 2018-2019 годах ряда нормативно-правовых документов федерального уровня: Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204, Приказ Рособрнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», ряд Концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) и др. – в МБОУ гимназия № 9 актуальной становится задача совершенствования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Корректировка позволит разработать единую систему оценочных процедур в соответствии с требованиями Минпросвещения и Рособрнадзора.

Направления развития

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование – 2018» планируется внедрить новые критерии и регламенты оценки:

– качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся,

– возможностей освоения основных общеобразовательных программ (по индивидуальному плану, в сетевой форме),

– системы функционирования социально-психолого-педагогической службы,

– системы профессионального роста педагогических работников,

– обновления материально-технической базы гимназии,

– внедрения в образовательные программы цифровых технологий,

– реализации инклюзивного образования обучающихся,

– деятельности педагогов к внедрению национальной системы учительского роста (НСУР) и новой аттестации (в соответствии с проектом).

Реализация концепций преподавания отдельных учебных предметов и переход на новые ФГОС позволит:

– разработать рабочие программы по всем предметам учебного плана,

– обновить содержание и методы преподавания учебных предметов (технология, география, обществознание, искусство, ОБЖ),

– пополнить фонд оценочных средств новыми заданиями на основе международных исследований качества образования PISA - (с учетом изменений в КИМах для ОГЭ, ЕГЭ, ВПР), в том числе заданий, формирующих читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность.

Ожидаемые результаты

– формирование у гимназистов устойчивых навыков работы в формате международных исследований качества образования;

– умение педагогических работников пользоваться единой цифровой средой (повышение квалификации, обмен опытом);

– повышение общего уровня информационной грамотности обучающихся;

– социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

– повышение качества образования на всех уровнях (НОО, ООО, СОО) в соответствии с требованиями к статусным ОУ;

– обеспечение соответствия образовательных услуг установленным нормам и правилам;

– систематическая оценка эффективности деятельности гимназии на основе единой системы критериев, показателей и индикаторов;

– эффективное использование внутренних ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.д.) на основании полученной объективной и достоверной информации о результатах деятельности системы образования гимназии;

– объективный анализ, интерпретация и принятие управленческих решений на основе полученных данных ВСОКО;

– сформированность устойчивого положительного имиджа гимназии в образовательной среде округа, города, региона;

– повышение конкурентоспособности ОО в образовательной среде округа, города, региона.

Таким образом, внутренняя оценка качества образования гимназии – один из показателей ее успешности и востребованности, а обновление ВСОКО в соответствии с требованиями федерального, регионального законодательств в сфере образования будет способствовать достижению главных целевых установок приоритетного национального проекта «Образование» в целом.

Количество просмотров: 1474  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы