Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации

 
 

Полякова Наталья Евгеньевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 
 
 

Сенькова Юлия Викторовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации

Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый

процесс, когда ты держишься рядом с изменениями.

И самое сложное задание – это научить людей учиться.

Питер Друкер

Для повышения качества образования 18.10.2013 года Приказом Минтруда России № 544н принят «Профессиональный стандарт педагога».

По мнению разработчиков, профстандарт призван:

– повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;

– установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций.

Профессиональный стандарт педагога – это документ, который включает в себя перечень профессиональных и личностных требований к педагогу и действует на всей территории Российской Федерации. Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя: компетенций, знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Кроме прочего, согласно профессиональному стандарту:

1. Педагог обязан эффективно вовлекать воспитанников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию детей, независимо от их происхождения, способностей и характера.

2. Педагог должен уметь:

– формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.;

– работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– обучать на русском языке воспитанников, для которых он не является родным;

– работать с воспитанниками, имеющими проблемы в развитии.

3. Педагог должен обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей здоровья.

До вступления в силу этого важного документа – 1 января 2020 года – остается совсем мало времени. Поэтому работа по его внедрению во всех образовательных учреждениях идет полным хoдом. И всем нам, методистам и старшим воспитателям, предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по повышению их квалификации до уровня требований профессионального стандарта.

Перед педагогами, особенно стажистами, профстандарт поставил ряд таких задач, которые они раньше не решали. Всему этому педагоги должны научиться. Ведь нельзя от педагогов требовать того, чего они не умеют. Требовать от педагогов можно только то, чему их научили.

Одна из центральных линий профстандарта – это профессиональное самосовершенствование. Педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, профессионально расти. Для этого в методическом кабинете нашего ДОУ есть вся необходимая нормативная база документов, научная и методическая литература, периодические журналы. Есть доступ к сети Интернет. Составлен график повышения квалификации педагогов на различных курсах.

Вторая центральная линия профессионального стандарта педагога – это «Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).

Целый раздел профессионального стандарта посвящён ИКТ-компетентности педагога. У нас в учреждении имеется компьютерное и интерактивное оборудование (интерактивная доска с мультимедийным проектором, мультимедийный экран, принтеры, сканеры, ноутбуки, компьютеры). На семинарах-практикумах, мастер-классах, проводимых в нашем ДОУ, мы стараемся обучить педагогов компьютерной грамотности. Несколько воспитателей прошли курсы повышения квалификации «Использование интерактивных технологий» в Городском центре информатизации «Эгида».

 

Еще одной из центральных линий профессионального стандарта являются новые компетенции. Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию для включения в образовательный процесс любых обучающихся:

– со специальными потребностями в образовании;

– одарённых детей;

– воспитанников, для которых русский язык не является родным;

– воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Для того чтобы повысить квалификацию воспитателей и объяснить им требования профессионального стандарта педагога в нашем учреждении был проведен педагогический совет по внедрению и применению профстандарта, на котором воспитатели познакомились и тщательно изучили документ. Создана рабочая группа по работе с профстандартом. Разработан и утвержден план мероприятий (дорожная карта) по внедрению и применению профстандарта в ДОУ. Издан приказ по внедрению профессионального стандарта в нашем ДОУ.

Все педагоги нашего учреждения провели самоанализ уровня своей профессиональной подготовки, проанализировали, каким требованиям профстандарта они соответствуют, а где у них проблемы, определили, как возникающие проблемы можно решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, изучить научную и методическую литературу и т.д. С учетом этого воспитатели написали индивидуальный план профессионального развития (ИППР).

Затем, чтобы познакомить воспитателей с новыми современными технологиями воспитания и развития дошкольников в детском саду, были организованы различные мастер-классы, такие как «В моей группе дети с ОВЗ», «Я активный пользователь ИКТ», «Квест в ДОУ? Реально!». Организована система взаимопосещений педагогами образовательной деятельности. Проведены консультации «Что такое профстандарт», «Как обучить детей толерантности», «Одаренный ребенок» и др. Педагогом-психологом проведены тренинги личностного роста педагогов.

 

В результате проведенных мероприятий педагоги нашего детского сада активно внедряют в свою работу проектную деятельность, обогащают РППС в группах, в соответствии с ФГОС ДО обогащают игровую среду современными развивающими играми для детей разного возраста, используют в образовательной деятельности с детьми такие современные технологии, как лэпбук, квест-технологии, мнемотехнику, мультипликацию.

Многие педагоги выросли не только профессионально, они стали настоящими лидерами, наставниками, примером для других педагогов.

Количество просмотров: 1791  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы