Управление качеством дошкольного образования

 
 

Бектяшкина Татьяна Алексеевна,

заведующий МАДОУ города Новосибирска

«Детский сад № 555»

 

Управление качеством дошкольного образования

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования. Благодаря принятию нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – закон Об образовании), дошкольное образование стало начальным этапом общего образования, что повлекло за собой введение образовательного стандарта дошкольного образования. Таким образом, к дошкольному образованию стали предъявляться совершенно иные требования, которые нацелены на повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Несмотря на то, что в законе дается четкое понятие о том, что такое качество образования, для каждого участника (дети, родители, педагоги, руководители) образовательных отношений в детском саду качество дошкольного образования имеет индивидуальную характеристику.

Что такое «хороший детский сад» для детей? Это место, где «много играют» и обучение проводится в интересной для них форме. Для родителей качественное дошкольное образование – это эффективное обучение детей, гарантирующее сохранение их здоровья и подготовку к школе. Для педагогов качество образования рассматривается как положительная оценка их работы руководителями и родителями, успешное освоение образовательной программы всеми детьми. Качество образования для руководителей дошкольных организаций понимается как успешность деятельности педагогов и воспитанников, высокая оценка деятельности учреждения родителями и органами управления образованием.

Не вызывает сомнения утверждение, что повышение качества образования возможно только путем организации систематической управленческой деятельности, которая должна основываться на аналитических данных, полученных в ходе мониторингов, исследований. Причем, полученные материалы должны носить достоверный характер. То есть параметры, по которым оценивается качество образования, должны быть конкретными и легко проверяемыми. В отношении обучающихся в школах это сделать просто, так как существует оценочная система. А как быть с дошкольниками, у которых в соответствии с новым стандартом отсутствует тот набор знаний, умений и навыков, по которым ранее оценивалось выполнение программы?

Основными заказчиками дошкольного образования являются родители и государство. Оценка качества предоставляемых образовательных услуг предусмотрена по двум направлениям: государственная оценка и независимая общественная оценка качества деятельности социальной сферы, к которой и относятся дошкольные учреждения. Для эффективного управления качеством дошкольного образования необходимо обеспечить связь критериев оценки эффективности и их реализации в процессе проводимых мониторингов. Кроме того, следует предусмотреть обратную связь и доведение информации по результатам мониторингов до общественности.

Новосибирская область считается одним из лидеров в области оценки качества образования. Неоднократно регион заявлял о своих достижениях на мероприятиях различного уровня. С 2011 года в Новосибирской области реализуется проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». За 4 года в проекте приняли участие 135 общеобразовательных организаций. Однако, участие дошкольных образовательных организаций в этом проекте минимально. Работа в этом направлении началась в 2016 году. Что же делать тем учреждениям, которые не попали в проект? Ответ очевиден – искать эффективные инструменты управления качеством дошкольного образования.

Таким образом, перед руководителем дошкольного учреждения ставится одна из основных целей: создание эффективного механизма оценки качества предоставляемых услуг дошкольного образования и осуществление руководства развитием образовательной организации с учетом полученных результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:

1. Подготовить нормативно-правовую базу, позволяющую рационально организовать процесс оценки качества образовательных услуг.

2. Создать «команду» творческих единомышленников, которые помогут воплотить идеи в жизнь.

3. Подобрать необходимый инструментарий для оценки качества дошкольного образования в детском саду.

4. Научить сотрудников детского сада и родителей воспитанников адекватно оценивать имеющиеся условия.

5. Организовать процесс анализа полученных результатов.

6. Разработать механизм принятия управленческих решений, исходя из проведенных мероприятий по оценке качества дошкольного образования.

7. В результате работы создать открытое образовательное и информационное пространство. Довести результаты проведенной работы до общественности.

Каждая из выделенных задач не может существовать отдельно. Это своеобразных комплекс мероприятий, позволяющих реализовать систему работы учреждения по управлению оценкой качества образования.

В связи с тем, что наше учреждение функционирует менее года, нам удалось ввести эту деятельность не как нововведение, а как необходимую данность, без которой работа детского сада невозможна.

На первом этапе деятельности коллектива была создана творческая группа, состоящая из педагогов детского сада, старших воспитателей и родителей воспитанников учреждения, которая разработала Положение о системе комплексной оценки качества образования в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 555» (далее – Положение), дорожную карту введения процедуры оценки качества.

В соответствии с Положением комплексная оценка качества складывается из трех показателей:

– самообследование (самоаудит), проводимое педагогами с использованием Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. ECERS-R;

– оценка качества дошкольного образования, проводимая администрацией детского сада – контрольно-оценочная деятельность;

– оценка качества дошкольного образования, проводимая независимыми экспертами.

Приказом заведующего определен состав комиссии, которая будет осуществлять контрольно-оценочную деятельность в рамках детского сада. В комиссию вошли представители администрации и родители воспитанников. Разработан план-график работы комиссии, определены критерии эффективности.

В течение лета с педагогическим коллективом организованы семинары-практикумы по проведению самоаудита с использованием Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. ECERS-R. Это позволило не только научиться адекватно оценивать уровень организации воспитательно-образовательной деятельности, но и выявить те проблемы, над которыми следует поработать.

Детский сад успел подвернуться и внешней оценке. В августе 2017 года родители, чьи дети посещают наш детский сад, приняли участие в анкетировании на сайте Новосибирского института мониторинга и развития образования. А совсем недавно, в сентябре 2017 года в учреждении работал внешний эксперт, который оценивал уровень предоставления услуг дошкольного образования в МАДОУ д/с № 555.

Результаты внешней экспертизы пока обрабатываются, но какими бы они не были, они позволят наметить направления совершенствования деятельности учреждения. Мы еще в самом начале трудного, но очень интересного пути, результатом которого будет повышение качества дошкольного образования.

Список литературы

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г.)

Литература:

1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская //Проблемы современного образования. -2012. – № 4 – с.52.

2. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – С. 26.

3. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования./ Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015 – № 1 – с.42.

4. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: монография/ С. Ф. Багаутдинова, Г. Ш. Рубин, Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 148 с.

5. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

6.Скоролупова, О. А. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2.

7.Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – С. 14.

Количество просмотров: 5836  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы