Инновационные формы воспитательной работы по гражданскому становлению и социализации школьников

 
 

Ерисова Галина Федоровна,

директор МБОУ СОШ № 134,

Отличник народного просвещения,

учитель истории высшей квалификационной категории

 
 
 

Рагозина Наталья Николаевна,

учитель истории высшей квалификационной категории,

руководитель стажировочной площадки

МБОУ СОШ № 134 г. Новосибирска

 

Инновационные формы воспитательной работы по гражданскому становлению и социализации школьников

Образование является открытой социальной системой, оно не может функционировать и развиваться вне контекста событий. Изменения, происходящие в государстве, обществе, напрямую влияют на образование. Инновационное развитие Новосибирской области, реиндустриализация экономики региона невозможны без стабильной, способной к самосовершенствованию системы образования.

В нашей школе создано целостное образовательное и воспитательное пространство, ориентированное на нравственное, гражданское и патриотическое воспитание школьников, создание условий для творческой самореализации учащихся, формирование их активной жизненной позиции. Инновационная деятельность школы осуществляется в соответствии с Концепцией инновационного развития образования Новосибирской области и базируется на духовных, культурных и общественных ценностях. Формирование инновационной среды МБОУ СОШ № 134 началось с разработки и реализации программ по инновационному обновлению образовательной организации. Важным фактором этой деятельности стал процесс насыщения образовательного пространства информационными, технологическими, кадровыми и другими ресурсами. Использование всех этих ресурсов дает возможность школе участвовать в инновационной деятельности городской системы образования.

На протяжении десяти лет МБОУ СОШ № 134 является городской экспериментальной, с 2015 – городской инновационной стажировочной площадкой. С 2012 г. школа приступила к реализации инновационного проекта «Волонтерская деятельность в системе социального партнерства как элемент современной педагогической технологии по воспитанию гражданственности и патриотизма». Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным российским обществом, необходимостью поиска индивидуального пути развития школы, а также – становлением личности учащихся. Идеей эксперимента явилось осуществление прорыва в области технологизации образовательного процесса, создание в образовательном учреждении условий для развития сети производственных площадок, расширение форм гражданского участия. На новом уровне мы подошли к решению проблем патриотического воспитания, гражданского становления, социализации учащихся через социальное партнерство, волонтерскую деятельность.

Центральную роль в решении задач по воспитанию гражданственности и патриотизма занял школьный музей истории Кировского района, которым руководит Вязовикова Е.А. Музею исполилось 10 лет, он стал центром профориентационной работы с молодежью района и города. На базе музея ведется исследовательская деятельность по истории родного края, трудовых династий, предприятий района. Проводятся тематические экскурсии, тематические классные часы, семинары-презентации, цель которых – изучение прошлого и настоящего в деятельности предприятий, инфраструктуры района, знакомство с профессиями, востребованными на предприятиях.

Продуктом эксперимента стала программа «Волонтерская деятельность в системе социального партнерства», цель которой создание условий, способствующих самореализации личности, через развитие волонтерского движения в школе. Волонтерский отряда «Добрыня», созданный в нашей школе на базе детской общественной организации АрГоС, активно вовлечен в социально значимую практику, направленную на формирование социальной компетентности. Педагогами школы созданы и апробированы воспитательные программы, направленные на формирование гражданственности и патриотизма. В их содержание включены материалы, помогающие учащимся освоить ценности общества и культуры, в котором они живут и социализируются.

Волонтерами проводятся социально значимые акции: «Чистая территория», «Георгиевская ленточка», «Трудовой десант» и многие другие. Так же волонтерский отряд принимает активное участие в городской волонтерской профильной смене. Деятельность отряда нашла признание на городском уровне, отмечена грамотами и благодарственными письмами.

Положительные результаты, полученные во время работы экспериментальной площадки, позволили предложить полученный нами опыт для трансляции другими образовательными учреждениями: инновационную идею, структурированный опыт в виде данного инновационного проекта, а также программно-методические продукты, созданные участниками во время апробации проекта для их модификации к другой образовательной ситуации. Наша работа осуществляется для учащихся школ Кировского района и города, их родителей, педагогов, представителей предприятий и организаций, заинтересованных в формировании гражданской позиции, патриотизма учащихся, их успешной социальной адаптации. Мы считаем, что уникальность нашей инновации заключается в профориентационной деятельности, способствует более эффективному решению проблем гражданского становления и патриотического воспитания.

Количество просмотров: 3585  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы