Инклюзивное образование – образование для всех

 
 

Вальшевская Ольга Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие»

 

Инклюзивное образование – образование для всех

Мир, в котором мы живем, тысячелетиями строился под «норму», под серединку с руками, ногами, глазами, ушами, и если у кого-то не хватало хотя бы одного (ушей ли, ног ли), он не годился для этого мира. Чья это вина? Того, у кого нет ног, или того, кто не учел безногость? Долго считали, что первого. Сегодня мы должны сказать друг другу: нет вообще никакой вины. Ни в чем.

Рядом с нами живут очень разные дети: дети билингвы и дети мигрантов, одаренные и с девиантным поведением, дети-инвалиды и здоровые дети. И согласно закону «Об образовании РФ», Конвенции о правах ребенка, все они должны иметь возможность получения образования, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья, социального статуса, культурной среды, в которой они воспитывались.

Таким образом, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка.

Задача педагога – не путать понятия «интеграция» и «инклюзия».

Интеграция – обучение детей в специальных школах либо в массовых школах, но специальных классах.

Инклюзия же означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни.

Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в общеобразовательной школе, находятся в одном классе вместе с обычными детьми. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которых нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни, и дети, принадлежащие к иной культурной среде или говорящие на другом языке – дети-мигранты.

Таким образом, инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в общеобразовательных школах, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.

Какие же необходимы условия, чтобы школу возможно было называть инклюзивной? И можно ли МАОУ СОШ № 213 «Открытие» назвать инклюзивной школой? Ведь инклюзивная школа – это образовательное учреждение, в котором создана среда для комфортного обучения всех детей – как с особыми образовательными потребностями, так и без.

Что делает школу инклюзивной:

Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с особыми образовательными потребностями (ООП) и без. Это важно для обеих категорий учеников: дети с ООП учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без ООП растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.

В нашей школе на сегодняшний день есть 6 обучающихся со статусом ОВЗ, 3 ребенка-инвалида. Есть дети-мигранты из Киргизии, Казахстана, Китая. Уверены, что есть и одаренные дети, которым необходимо создать определенные условия.

Учителя, которые постоянно, каждый день так или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.

Педагоги придерживаются закона, который гласит: необучаемых детей не бывает: кто на что способен, тому его и надо обучить.

Для эффективного обучения в инклюзивной школе ребенку с ООП нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии. Наши педагоги сейчас активно учатся, запланированы курсы повышения квалификации, переподготовка.

Философия, политика школы. В нашей школе в рамках инклюзивного образования планируются:

– специализированные классы;

– классы раздельного обучения и смешанного воспитания.

Осуществляется сетевое взаимодействие, написаны адаптированные образовательные программы, разработаны индивидуальные учебные планы.

В школе работают специалисты, сопровождающие ученика с ООП в процессе обучения:

социальный педагог;

учитель-логопед;

педагог-психолог;

учитель-дефектолог;

медицинские работники.

Родители. Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия.

Материально-технические условия. Без этих условий инклюзия будет невозможна в принципе.

В школе создана безбарьерная среда (пандусы, лифты, специальные парты, санитарные зоны);

Полностью оснащены специализированные кабинеты физики, химии, биологии, информатики и др.

Информационная работа, которая направлена на изменение негативных стереотипов, формирование положительного общественного мнения.

45% россиян одобряют идею обучения детей с ООП в обычной школе;

против инклюзивного образования выступают 35%;

20% граждан не определились в этом вопросе.

Анализируя эти числа, можно сказать, что практически половина наших граждан не против совместного обучения обычных и необычных детей, и, хотя некоторые из опрошенных считают, что детям с ООП будет некомфортно в обычной школе, а около 40% говорят, что плохо будет их одноклассникам, эти числа все равно обнадеживают. При правильном подходе к организации школьного пространства идея инклюзивного образования будет увеличивать число своих сторонников.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что МАОУ СОШ № 213 «Открытие» – инклюзивная школа. Школа, в которой создана среда для комфортного обучения всех детей – как с особыми образовательными потребностями, так и без.

И давайте помнить: «Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем». В этих словах – весь смысл инклюзии.

Количество просмотров: 3406  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы