Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся

 
 

Погребняк Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся

Внеурочная деятельность является важной составляющей образовательного процесса, направленного на достижение высокого качества школьного образования. Сегодня перед педагогическим сообществом стоят задачи грамотного планирования, наполнения актуальным содержанием и выбора таких форм проведения внеурочных занятий, которые станут, наряду с урочными занятиями, эффективным инструментом для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Рассмотрим нормативный аспект данного вопроса. Основными ориентирами здесь является Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении ФГОС НОО» (далее ФГОС НОО), где внеурочная деятельность обозначена как часть образовательной деятельности, направленной на «достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией» [2]. В разделе требований к условиям реализации программы речь идет об обеспечении возможностями для формирования функциональной грамотности обучающихся, что определяет формат проведения в том числе и внеурочных занятий, поскольку, наряду с урочными, они являются основным ресурсом достижения планируемых результатов, определенных ФГОС. В июле 2022 года появилось Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, в котором конкретизированы рекомендации, позволяющие выстроить алгоритм проектирования внеурочного занятия в рамках курса внеурочной деятельности. В частности, зафиксированы формы внеурочной деятельности, которые должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Вектор направленности внеурочной деятельности связан с социальным, творческим, интеллектуальным, общекультурным, физическим и гражданско-патриотическим развитием [1]. В письме предложены три возможных модели планов с преобладанием: учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.

В соответствии с этими нормативно зафиксированными ориентирами, какие же обязательные «детали конструктора» важно взять для проектирования внеурочного занятия, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся?

Конструктор внеурочного занятия

Планируемые результаты

Проблема

Направление ФГ

Форма проведения

*Личностные

*Метапредметные

*Предметные

Должны быть:

– конкретны

– измеримы

– достижимы

– реалистичны

– ограничены во времени

Методическое противоречие, которое важно решить

Математическая

Читательская

Естественно-научная

Финансовая

Глобальные компетенции

Креативное мышление

Экскурсия

Игра

Конференция

Клуб

Круглый стол

Диспут

Поисковое исследование

Мастерская

….

Алгоритм проектирования внеурочного занятия

1. Определяем содержание и уровень достижения планируемых результатов с учетом направления функциональной грамотности.

При этом помним обо всех группах результатов (личностные, метапредметные, предметные) в соответствии с ФГОС.

2. В соответствии с результатами формулируем цель занятия.

Цель должна быть ориентирована на ученика и соответствовать следующим характеристикам:

конкретна – предельно четкая, точная, не допускающая ее двойной трактовки;

измерима – предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в ее достижении;

достижима – с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете;

реалистична – уместна в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать вашим потребностям и (или) потребностям ваших обучающихся;

ограничена во времени – достигнута в ограниченное время (40-45 минут).

3. Какие противоречия возникают в связи с достижением именно этой цели?

Для выбора оптимальной для достижения цели образовательной технологии и формы проведения внеурочного занятия важно четко определить, с каким методическим противоречием придётся иметь дело. Может быть, обучающиеся впервые будут работать в команде и у них ещё не сформирован навык командной работы, тогда технология обучения в сотрудничестве станет эффективным инструментом. А возможно, в классе оказались ребята с очень разным уровнем подготовки, и тогда выбор технологии будет связан с уровневой дифференциацией.

4. Выбираем форму проведения занятия и составляем план достижения планируемых результатов.

Форма проведения внеурочного занятия должна быть отличной от урочной системы обучения. Это могут быть: экскурсии, игры, конференции, клубы, круглые столы, диспуты, поисковые исследования, мастерские и др. Для проведения занятий можно использовать любое пространство школы, которое позволит смоделировать реальную жизненную ситуацию, где система знаний станет средством решения задач в этой ситуации.

В Образовательном Центре (ОЦ) «Горностай» для проведения внеурочных занятий, направленных на формирование функциональной грамотности, используют специально оборудованные тематические локации: «Аэропорт», «Туристическое агентство», «Магазин», «Детективное агентство». По предложенному в статье алгоритму педагоги конструируют содержание, ориентированное на формирование всех видов функциональной грамотности. Например, в зоне «Магазин» Тараскина Анна Юрьевна предлагает авторские задания, которые в первую очередь ориентированы на формирование математической, финансовой грамотности и креативного мышления.

Задание. Знакомьтесь, это семья Копейкиных: папа Иван Сергеевич, мама Светлана Евгеньевна, дочь Соня (17 лет), сын Роман (11 лет). Папа работает в автосервисе. Его заработная плата составляет 56 тысяч рублей в месяц. Мама – повар в школе. Её заработная плата составляет 30 тысяч рублей в месяц. Соня – студентка Новосибирского государственного университета. Её стипендия составляет 4 тысячи рублей в месяц.

Задание 1. Копейкины ежемесячно ведут дневник наблюдений за расходами. Познакомьтесь со страницей дневника за октябрь.

Задание 2. Используя записи дневника, ответьте на вопросы и заполните таблицу, представленную ниже.

Вопрос 1. За какой месяц представлена страница из дневника наблюдений? Запишите_________________________________

Вопрос 2. На что ушли самые большие расходы в этом месяце? Запишите______________________________________________

Таблица доходов и расходов

Вид дохода

Сумма дохода

Вид расхода

Сумма расхода

Зарплата папы

 

Питание

 

Зарплата мамы

 

Коммунальные услуги, связь, ипотека.

 

Стипендия дочери

 

Хозяйственные расходы

 

 

 

Транспорт

 

 

 

Одежда

 

 

 

Секции и кружки

 

 

 

Досуг

 

Итого:

 

 

 

Задание 3. В этом месяце в семье Копейкиных намечаются дополнительные затраты. У них по календарю семейный праздник. Определите, к какому празднику готовится семья, и в этом Вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.

Задание 4. Иван Сергеевич Копейкин вместе с детьми решил приготовить праздничный ужин в честь виновника торжества. В помощь к ним пришли рецепты из книги по кулинарии, которую мама купила ранее. Все рецепты были очень интересные и разнообразные. Но членам семьи нужно было выбрать только некоторые из представленных в книге.

Выберите только те блюда, которые соответствуют данным критериям:

1. Виновник торжества не любит вредную еду.

2. Обязательно должно быть блюдо из рыбы.

3. Стоимость всех продуктов на праздник не должна превышать 1/3 части остатка доходов в текущем месяце.

Выпишите названия блюд, которые соответствуют критериям.

Что еще можно добавить на праздничный стол?

Задание 5. Составьте список продуктов для похода в магазин, рассчитайте примерную стоимость покупки.

Задание 6. После составления списка возьмите из конверта «Семейный бюджет» 1/3 часть оставшихся денежных средств и отправляйтесь в магазин за покупками. Обратите внимание, если стоимость покупки будет меньше заявленной суммы, то необходимо самостоятельно выбрать и закупить продукты, подходящие к данному празднику.

Задание 7. Представьте свою работу классу, используя следующий алгоритм:

1. Краткая информация о семье и ее доходах/расходах.

2. К какому празднику готовилась семья?

3. Какую сумму можно было потратить на это торжество?

4. Какие продукты и блюда вы выбрали для покупки и почему? Представьте их.

Педагоги ОЦ «Горностай» разрабатывают подобные сценарии для различных локаций. Итогом их работы станет сборник таких заданий. Для любой образовательной организации важно иметь педагогов, которые обладают высоким уровнем профессионализма, позволяющим использовать свою функциональную грамотность для решения нестандартных задач в реальных ситуациях школьной жизни.

Список литературы:

1. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76535.html (дата обращения: 12.12.2022).

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 12.12.2022).

Количество просмотров: 2036  

Добавить комментарий

Target Image
1. Командная работа младших школьников: от идеи к практике
2. Методические рекомендации учителю в части проектирования и реализации воспитательного события в информационно-образовательной среде начальной школы
3. Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся
4. Методические аспекты организации учебного исследования младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
5. Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья
6. Формирование системы работы с родителями (законными представителями) воспитанников через использование собственного ресурса в сети Интернет «Виртуальная академия родительства»
7. Цифровая трансформация дошкольного образования: детский сад – территория технологических инициатив
8. Использование широких возможностей современных информационных технологий для обучения на примере шахматного портала Lichess
9. Комиксы как средство формирования у младших школьников экономической компетентности
1. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Цифровой след методической работы в начальной школе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. Обществознание: углубленный уровень. Особенности общения в информационном обществе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Онлайн-сервис learningapps.org в помощь учителю технологии ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Организация деятельности по профориентации младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
12. Формирование и развитие читательской функциональной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников в информационно-образовательной среде школы ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
14. Использование технологии «Буктрейлер» как средство повышения мотивации к чтению и развитию читательской грамотности в начальной школе ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
15. Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов посредством цифровых образовательных ресурсов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
16. Информационные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Профилактические принципы цифровой образовательной среды ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Методическая работа с педагогами: виртуальное отображение ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
19. Формирование навыков программирования у младших школьников. Из опыта работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023
20. Использование информационных технологий в образовательном процессе ВЫПУСК №107, ИЮНЬ 2023

Страницы