Наглядное моделирование – игра и обучение

 
 

Пяткова Ольга Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения МАОУ «Центр образования № 165

имени Героя Советского Союза В. А. Бердышева» г. Новосибирска

 

Наглядное моделирование – игра и обучение

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он усвоит их на лету.

К. Д. Ушинский

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап формирования личности ребенка. Одним из важных направлений в работе с детьми в этот период является развитие речи, так как речевая деятельность теснейшим образом связана с гармоничным развитием личности ребенка.

Проблемой современного общества является снижение качества речи. Как оградить детей от восприятия безграмотной, агрессивно-примитивной речи, убедить родителей, чтобы они не отдавали предпочтение просмотру детьми низкопробных мультфильмов, компьютерным играм, а напротив, уделяли время для чтения сказок, придумыванию занимательных рассказов, просто беседовали с детьми.

Вследствие недостатка живого общения речевое развитие детей сопровождается нарушением звукопроизношения, грамматического строя речи, затруднениями, связанными с заучиванием стихотворений, воспроизведением сказок, коротких рассказов. А также наблюдается быстрая потеря внимания и интереса к занятиям.

Педагогам современности трудно конкурировать со стремительно растущим объемом гаджетов и их воздействием на выбор детей. В связи с этим необходимо найти альтернативу существующему потоку соблазнов, не лучшим образом влияющему на полноценное умственное развитие детей, частью которого является развитие речи.

Как известно, у детей дошкольного возраста преобладающим фактором развития является наглядно-образное мышление. Использование приемов наглядного моделирования вкупе с традиционными методиками является очень мощным стимулятором к возникновению у детей интереса как к занятиям по речевой деятельности, так и образовательной деятельности в целом.

Ведущие педагоги и психологи Д. Б.Эльконин, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков говорили, что основой умственного развития, в том числе развития речи, является сенсорное восприятие предметов и явлений окружающего мира. На основе восприятия развиваются мышление, воображение, память. Это составляет фундамент общего умственного развития и имеет огромное значение для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и других видов деятельности.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий, обучение которому целесообразно начинать в дошкольном возрасте. По данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления и развития личности, в течение которого очень важно дать детям положительные установки, построенные на стереотипах детей, помогающие им найти нужные ориентиры в окружающем мире. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, объекта другим предметом, изображением, знаком, символом, что помогает ребенку увидеть главное, систематизировать полученные знания, умение содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Чтобы результативно использовать метод наглядного моделирования, необходимо следовать этапам его реализации:

– усвоение сенсорного материала;

– перевод его на знаково-символический язык;

– работа с моделью.

Методы и приемы наглядного моделирования применимы не только на занятиях по речевому развитию и обучению грамоте, но и в других областях образовательной деятельности. Интегрированный подход в совместной и самостоятельной деятельности расширяет возможности педагога и детей на пути решения проблемы связной речи в разных видах детской деятельности.

Демонстрационный материал, предлагаемый дошкольникам, должен сопровождаться моделями в виде мнемотаблиц, условных обозначений, схем, символов. Он легче воспринимается, вызывает интерес, ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, увеличивает объем памяти в целом и развивает речевую деятельность.

На разных этапах, в зависимости от индивидуальных возможностей детей целесообразно использовать различные приемы наглядного моделирования: замещение одного предмета другим, реально-условным: геометрические фигуры (круги, квадраты, овалы, треугольники), различающиеся по цвету и размеру. Предметы-заместители в таком виде облегчают рассказывание детьми знакомых сказок, описание того или иного объекта (оранжевый кружок – рыжая лисичка, круглый апельсин; зеленый треугольник – зеленая елочка).

В качестве символического изображения предметов включаются условные обозначения, силуэты, контуры, мнемотаблицы, пиктограммы. Эффективность этого приема состоит в том, чтобы схематически зарисовать текст произведения или творческого рассказа. Это дает возможность детям не только услышать тексты стихотворений, скороговорок, загадок, но и увидеть их.

В ходе совместной деятельности словосочетание можно заменить картинкой (изображением). Кроме того, с детьми эффективно использовать такие приемы, как:

1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры; дидактические упражнения «Обведи по точкам»; «Обведи и раскрась»; «Песочные картинки»; «Поможем Золушке» (разбор фасоли и гороха); вырезание геометрических фигур; творческое упражнение «Выложи предмет из геометрических фигур», «Веселая картинка» (природный материал).

2. Игры-беседы, развивающие воображение, мышление: «Представь, что ты снежинка», «Если бы ты была куклой», «Как поживает жучок, паучок?», «Что ты знаешь о себе?», «Если бы ты был папой (мамой)»;

3. Чтение, рассказывание произведений художественной литературы, фольклора с опорой на наглядные модели.

4. Моделирование сказок с использованием предметов-заместителей: «Курочка ряба», «Семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Черный бычок – соломенный бочок», «Лисичка со скалочкой»; «Теремок».

5. Модификация сказок (изменение сюжета сказки с помощью введения в название сказки нового персонажа): «Семеро козлят и компьютер», «Колобок и зонтик», «Теремок и барабан» (речевое творчество).

6. Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

7. Игровая деятельность в форме дидактических, словесных игр: «Расскажи-ка»: «Посуда», «Транспорт» «Овощи», «Фрукты» (мнемотаблицы); «Расскажи о себе (маме, папе) (алгоритм)»; «Предметы вокруг нас» (с опорой на модель); «Один и много» (опорные картинки) «Чего не стало?» (реальные предметы); «Скажи наоборот» (восприятие на слух); «Назови лишнее» (серия картинок); «Когда это бывает» (круговая диаграмма); «Рыба, птица, зверь» (метод «Домики», круги Эйлера); «Загадки и отгадки» (речевая форма-загадка, графическая форма отгадка); «Сочини загадку, считалку» (речевое творчество); «Скажи, какая, какой, какое» (подбор прилагательных к существительным); «Придумай рифму» (речевое творчество); упражнения на дыхание; игры-драматизации по сказкам, обыгрывание различных ситуаций; игры-развлечения: «Концерт для кукол»; «Составь предложение» (схемы, разработанные Л.Н. Ефименковой); «Звуки вокруг нас» (предмет-звук) (ЗКР, картинки-символы М.Р. Фомичевой); «Подними руку, когда услышишь звук» (определение заданного звука).

8. Игры и упражнения для закрепления умений детей:

– узнавать предмет или объект, который заменен условным обозначением;

– рассказать об этом объекте, изображенном в модели;

– отгадать загадки, скороговорки, сказки в мнемодорожках, мнемотаблицах с опорой на общую схему;

– рассказать сказку, используя предметы-заместители;

– зарисовывать разные символы, знаки, предметы-заместители с попытками рассказать о содержании зарисовки.

В результате использования в работе приемов наглядного моделирования у детей развивается сенсорное восприятие, а именно наглядно-образное, логическое, ассоциативное мышление, воображение, память, формируется словарь, повышается уровень связной речи. На развитие речевого творчества указывают умения детей считывать тексты сказок, рассказов, скороговорок, стихотворений, представленных в виде наглядной модели, самостоятельно составлять схемы, модели и воспроизводить их.

Работу по использованию наглядного моделирования необходимо выстраивать и с семьёй на основе диалога взаимного доверия и понимания. Информировать их о содержании работы по использованию наглядного моделирования и способах ее реализации. Привлекать родителей к изготовлению дидактического материала в виде наглядных моделей. Это увеличит возможности детей и будет способствовать дальнейшему развитию личности ребёнка, послужит важнейшим условием для успешной работы по развитию речи детей и в целом умственному развитию детей.

Количество просмотров: 3139  

Добавить комментарий

Target Image
1. Добрые дела дошколят: волонтёрское движение в ДОУ
2. Экскурсии выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
3. Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
4. Наглядное моделирование – игра и обучение
5. Сенсорное воспитание младших дошкольников
6. Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста
7. Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
8. Мастер-класс от родителей как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ
9. Формирование патриотических чувств старших дошкольников посредством создания мини-музея «Сибирь многогранная»
10. Мастер-класс как открытая площадка для сотрудничества с родителями
11. Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы