Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры

 
 

Кошкова Марина Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры

Родной язык – источник и средство полноценного развития детей. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже его возможности познания действительности. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре, расширяют и обогащают словарный запас ребенка.

На сегодняшний день повсеместно наблюдается процесс оскудения языка, засорение его жаргонными выражениями, иностранными словами, утеря корней русской национальной культуры. Поэтому работа с детьми в детском саду в данном направлении особенно актуальна и разнообразна.

В настоящее время разработано множество программ и методических пособий по ознакомлению детей с историей и культурой русского народа. Ознакомившись с этими программами, я решила начать в группе работу по знакомству детей с русской культурой. Для этого в одном из уголков группы была размещена часть русской избы: печка, кровать, стол, лавки, прялка, люлька. Огромную помощь в оснащении избы оказали родители, заинтересованные данной проблемой. Знакомство с русскими народными традициями и обычаями я начала с учетом закономерностей времен года. С осенью – со знакомства детей со старинными (исконно русскими) названиями месяцев. Оказалось, что сентябрь в старину называли: «руен» – за желтый цвет, «ревуном» – за ветряную погоду, а «хмурнем» – за короткие и ненастные дни; октябрь – это «хлебник», потому что убраны хлеба, «грязник» – оттого, что идут дожди и на улицах грязь, а «свадебник» – потому, что после уборки урожая справляли свадьбы. И оказалось, что раньше люди не просто давали названия тому или иному месяцу, а умели подмечать его отличительную особенность, и названий этих было не одно, а несколько. Эти названия отражали богатство русской народной речи.

Затем мы знакомились с приметами осени, а на прогулках в саду и дома дети имели возможность соотнести увиденное в природе со знакомыми уже им народными приметами. В народе существовала такая примета: «Осенью семь погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет». И дети смогли убедиться в точности этой приметы в течение одного дня. Во дворе сада растет рябина, и на ней созрело много ягод, а в народе существует такая примета: «Много рябины уродилось – осень будет дождливая». Отмечая в календаре дождливые дни осени, дети смогли проверить эту народную примету. Кроме этого, было проведено занятие «Петр и Павел – рябинники». Дети узнали о том, что издавна на Руси рябина считалась деревом-оберегом, поэтому ее сажали возле дома и вешали кисти рябины под крышу дома и сарая. Для детей делали бусы-обереги, а кроме того, загадывали желания. На занятии дети пели частушки, водили хороводы вокруг рябины, пробовали рябиновое варенье, делали рябиновые бусы-обереги. При подготовке к занятию ребята разучивали различные потешки, частушки, загадки, рассматривали хохломскую роспись и изделия народных мастеров, где в орнаменте были гроздья ягод рябины и листья, украшали свои предметы быта узорами из рябины. Многие родители говорили о том, что после рассказов детей они посадили вместе с детьми возле своего дома или на даче саженцы рябины. И мы с ребятами сорвали несколько веточек рябины и повесили их в своей импровизированной избе.

Выставка «Дары осени» была приурочена к большому празднику русского народа – Покрову. В старину в этоn день открывались веселые Покровские ярмарки, на которых можно было купить любой товар. И мы решили открыть в группе ярмарку. Ребята разучили различные заклички для привлечения гостей на ярмарку, они принесли из дома нарядные платки для украшения ярмарки. Все дети были одеты в русские народные костюмы, на ярмарке звучало много музыки, ребята играли на народных музыкальных инструментах: трещетках, колотушках, ложках, бубнах, колокольчиках, дудочках, свистульках, перед ярмаркой дети разучивали народные песенки, частушки-небылицы, дразнилки. Они приготовили поделки, украшенные узорами Хохлмы, Гжели, Городца, Жостова и на ярмарке демонстрировали свои изделия. А так как ребята большие и уже проявляют интерес и к свадьбе, и к свадебным обрядам, то на ярмарке ребята продемонстрировали свадебный обряд: показали народную игру «Сидит Ваня», а затем и свадебную песню «Лебедь – бела». Кульминацией праздника было появление героя русского народа – веселого и неунывающего Петрушки, который сыпал шутками, прибаутками и веселил не только детей, но и взрослых. А какая же ярмарка без покупок? Вот и на нашей ярмарке старик продавал свою корову – ребята инсценировали стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал». Корову для этой ярмарки дети сделали их папье-маше вместе с воспитателями во второй половине дня, а чтобы корова была как «живая», мы прикрепили ее голову и ноги леской к палке и получилась игрушка-марионетка, которая могла поворачивать голову и двигать ногами. Эта корова-игрушка неоднократно «приходила» и на другие праздники и занятия к ребятам.

Рассказав о том, что после Покрова девушки начинали прясть пряжу, я пригласила ребят в русскую избу, чтобы показать прялку и веретено. На иллюстрациях дети рассматривали расписные прялки самые разных конструкций. Прежде всего, на прялках ребята увидели солнечные символы – символическое изображение «белого света», который противостоит всему злому. В средней или нижней части изображалась вспаханная земля – в виде заштрихованных ромбов. Одна из бабушек пришла к нам в гости и показала, как пряли раньше на прялке, для чего нужно веретено, некоторые ребята попробовали прясть на прялке. Ребята внимательно рассматривали кукол в русских народных одеждах: Аленушку и Иванушку. Они узнали, что женскую одежду составляли сорочки или рубашки и сарафан, а мужчины носили косоворотку (застежка рубашки на боку – косо) и портки, а обувью служили лапти. Рассмотрев старинную одежду и узнав историю ее появления, дети украсили разнообразными узорами свои сарафаны и косоворотки. Я сделала дидактическую игру «Раньше и сейчас», из которой дети узнали названия и предназначение старинных предметов одежды. Они смогли соотнести их с современной одеждой: сарафан – платье, порты – брюки, лапти – сандалии, душегрея – жилет, кушак – пояс, косоворотка – рубашка и многие другие.

Дети с большим удовольствием наряжали бумажных кукол в старинные одежды, повторяя и запоминая старинные названия одежды: зипун, кокошник, кафтан, кожух, шушун и другие.

О многих народных праздниках, обычаях, приметах и традициях узнавали ребята на занятиях, при чтении сказок, на прогулках, во время посещения русской избы. В ноябре в народе отмечался день Кузьмы и Демьяна рукомесленников, бессеребренников, Кузьминки. В этот день в гости к ребятам приходили Кузьма и Демьян – кузнецы, которые рассказывали о своей работе кузнецов. Кузнецы показывали детям металлические подносы, украшенные жостовскими узорами из крупных цветов. Ребятам очень понравились жостовские подносы, и они украсили заготовки из бумаги, которые потом подарили в русскую избу. На вопрос детей, почему их называют «бессеребренниками», Кузьма и Демьян показали старинные деньги, изготовленные из серебра. Так как они работали, чтобы помогать людям, то денег за работу они не брали – отсюда и пошло название «бессеребренники» о щедрых и отзывчивых людях. Ребята поведали кузнецам пословицы, поговорки и приметы о ноябре: «Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда», «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается», «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка». На ужин в этот день дети получили курник, потому что в этот день готовили разнообразные блюда из курицы, а самому слабому отдавали сердце курицы.

Старинные названия зимних месяцев дети пробовали объяснить сами. Декабрь – «студень», «лютень», январь – «просинец», а февраль – «ветродуй», «вьюговей». Варя А.: «В декабре все застывает, потому что сильные морозы»; Вика З.: «Лютень потому, что Дед Мороз ездит на своих санях, одевает деревья в уборы, строит мосты. На улицах стоит лютый холод», Рита К.: «В феврале очень часто дует ветер, воет вьюга, метет метели».

На новогоднем утреннике дети зазывали Новый год:

«Новый год пришел,

Старый прогнал, себя показал!

Ходи, народ, солнышко встречать,

Мороз прогонять» или

«Мороз, мороз!

Не морозь мой нос!

Иди, кисель поешь.

Ты зимой гуляй,

А летом не бывай!»

На Рождество ребята разучили колядки и ходили по группам, исполняя их. Колядки имели веселый, шуточный характер:

«Коляда, коляда! Пришла коляда, отворяй ворота!

Подай пирога, блин да лепешку в заднее окошко!

Кто не даст пирога, сведем корову за рога» или

«Коляда – моляда, прикатила молода!

Мы нашли коляду на Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон, вынеси добро во двор

Или тепленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром».

Рассматривая украшенные узорами окна, дети придумывали сказки о Снегурочке, о новогоднем празднике в лесу, о феях и гномах, о Снежной королеве. И хотя эти сказки были очень похожи на уже известные детям, меня радовало то, что дети видят красоту узоров, их неповторимость и волшебство. И пусть эти сказки еще далеки от совершенства, у детей было огромное желание придумать свою необычную сказку, опираясь на слова, обороты и выражения, которые они уже успели узнать и запомнить.

Зимние обряды заканчивались Масленицей – праздником, который широко праздновался на Руси. Специально для этого праздника, который проводился на улице, мы с ребятами сделали чучело Масленицы, разучили обрядовые песни, частушки, припевки:

«Ой, Масленица, кривошейка,

Встретим тебя хорошенько,

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся».

Проводились различные эстафеты с санками, лыжами, дети играли в народные игры «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Рыбка-окунечек»», «Репа-репонька», «Ворон». В конце праздника детей угощали горячими блинами и чаем из самовара.

Внимательно наблюдая за природой во время прогулок, дети пытались сами назвать приметы весны: «Весной много воды, ярко светит солнце, появляются первые листья на деревьях и первые цветы». А узнав старинные, исконно русские названия весенних месяцев: март – «капельник», апрель – «водолей», май – «цветень», дети убеждаются, что в природе все закономерно и неизменно на протяжении многих лет, и русские люди умели давать точные названия месяцам. Дети с большим нетерпением ожидали прихода весны, появления солнца, прилета птиц, появления весенней травки, и поэтому они с большим желанием разучили песенки-заклички:

«Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

Красно солнышко, в дорогу выезжай,

Зимний холод забывай!» или

«Приди к нам весна со радостью!

Со великой к нам со милостью!»

Ребята с большим интересом приходят в русскую избу, чтобы узнать там что-то новое, интересное и необычное. Они рассматривают предметы быта, изделия народных умельцев, вышитую и тканую одежду. Дети с огромным желанием разучивают потешки, частушки, придумывают свои сказки и небылицы, которые рассказывают на вечерних посиделках. Очень любят играть как в подвижные, так и в словесные народные игры: «Да и нет не говорить», «Где мы были, мы не скажем», «Фанты», «У дядюшки Трифона», в которых есть зачины, диалоги, что требует от детей активной речевой деятельности. При знакомстве с новой народной игрой я не разучиваю заранее текст зачина и диалога, ребята, вслушиваясь в ритмичные сочетания слов, легко запоминают зачин и диалоги, используемые в данной игре.

Традиционная народная игра увеличивает знания о жизни народа, его культуре, традициях и обычаях, расширяет и обогащает словарный запас детей, углубляет их взгляд на окружающий мир. Знакомя детей с устным народным творчеством – сказками, загадками, потешками, поговорками и пословицами – мы открываем двери в настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа, что очень важно в данный момент развития речи ребенка, ведь речь детей бедна и однообразна.

Знакомство с бытом народа проходило в импровизированной русской избе, которая была оснащена с помощью педагогов и родителей группы. Дети узнавали о том, где и почему селились люди, много новых слов – клеть, амбар, сени, лучина, коромысло, ухват, рукомойник – которые легко и быстро входили в словарь детей, потому что они видели эти предметы и многими из них пользовались во время экскурсий и разнообразных игр. Для развития интереса к жизни и деятельности народа мною была изготовлена дидактическая игра «Что сначала, что потом», в которой дети должны были найти замену старинным предметам современными: рукомойник – умывальник, душ; русская печь – электроплита; лучина, свеча – лампа, светильник; валек – утюг; сани – машина; люлька – кроватка и многое другое. Такие игры способствуют значительному расширению активного словаря детей за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок – кринка – кувшин; полка – полати; скамейка – табурет и другие). А еще на вечерние посиделки в гости к детям приходил домовенок Кузя (мягкая игрушка, сшитая одной из мам), которого дети хорошо знали по мультфильму и очень полюбили. От домовенка дети узнавали много нового, интересного, вместе с ним удивлялись меткости и яркости народной речи, замечали ее плавность, богатство, певучесть и разнообразие. Между Кузей и детьми устраивались своеобразные состязания: кто больше знает скороговорок, примет, небылиц, потешек, пословиц и поговорок. Большим интересом у детей пользовалась игра «Откуда пришел сказочный герой?». Дети по отдельным предметам, выражениям, песенкам узнавали героев своих любимых народных сказок.

 В ходе проводимой работы не только я, но и многие педагоги, а также родители обратили внимание на то, что речь детей стала более богатой и насыщенной, значительно обогатился и активизировался их словарный запас.

Дети не просто запомнили потешки, скороговорки, приметы, небылицы, припевки, дразнилки, но и активно использовали их в своих играх, наблюдениях и на прогулках. В большим удовольствием ребята играют в народные игры не только в саду, но и дома, в своем дворе. Эта работа захватила не только детей, но и родителей. Они с большим интересом приходили на народные праздники, помогали готовить атрибуты, костюмы, угощение. А в русской избе бабушки и дедушки делились с детьми своими умениями и секретами мастерства, которые им достались от предков.

Количество просмотров: 1474  

Добавить комментарий

Target Image
1. Добрые дела дошколят: волонтёрское движение в ДОУ
2. Экскурсии выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
3. Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
4. Наглядное моделирование – игра и обучение
5. Сенсорное воспитание младших дошкольников
6. Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста
7. Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
8. Мастер-класс от родителей как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ
9. Формирование патриотических чувств старших дошкольников посредством создания мини-музея «Сибирь многогранная»
10. Мастер-класс как открытая площадка для сотрудничества с родителями
11. Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы