Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

 
 

Шамшура Наталья Михайловна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 г. Новосибирска

 

Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важнейших задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский

Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Посредством общения происходит развитие высших психических функций и самосознания растущего человека. Умение ребенка позитивно общаться, в частности – выстраивать диалог с окружающими людьми является важнейшей составляющей его коммуникативной компетентности, условием и необходимой предпосылкой благополучия в социальном, интеллектуальном и личностном развитии.

Диалог, как известно, является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой, в отличие от монолога, происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, на мой взгляд, состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Овладевая родным языком, ребенок усваивает многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения.

В своей работе по развитию диалоговой речи у дошкольников я использую следующие виды диалога:

«вопрос – ответ»;

«сообщение – реакция на сообщение»;

«побуждение – реакция на побуждение».

На предварительном этапе работы по усвоению видов диалога основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, мультфильмы. Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировках, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Диалогическое единство «вопрос – ответ» представлено в потешках («Лиса и волк», «Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.) и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька...», «Отчего ты черен, кот?» и др.).

Разыгрываниме этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации, правила ведения диалога.

Диалогическое единство «сообщение – реакция на сообщение» не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать...», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца», «Знакомство».

Читая по ролям потешку про зайца или стихотворения С. Маршака «Кузнец», Б. Брехта «Зимний разговор через форточку» и др., дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары «побуждение – реакция на побуждение»:

– Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

– Отчего не поскакать? Поскачу!

– Лапкой, зайка, постучи-постучи!

– Отчего не постучать? Постучу.

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в коммуникативных играх с готовыми диалогическими текстами. Несомненным достоинством коммуникативных игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, к выполнению заданий.

Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Играя в них, дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:

– единство реплик «вопрос – ответ» содержится в играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты»;

– взаимосвязь реплик «сообщение – реакция на сообщение» присутствует в играх: «Садовник», «Хорошо-плохо», «Будь внимателен»;

– реплики из пары «побуждение – реакция на побуждение» представлены в играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Справочное бюро».

Таким образом, коммуникативные игры, подобранные мною для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила ведения диалога (правила очередности и тематического единства реплик), что очень важно для развития произвольности речевого поведения;

2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Следует отметить, что процесс развития диалогической речи у детей довольно сложный и достаточно долгий. И если начать работать в данном направлении на ранних ступенях развития, то на этапе завершения дошкольного образования дети овладеют коммуникативными умениями и навыками (компетентностью), так необходимыми им для дальнейшего обучения в школе.

Количество просмотров: 1885  

Добавить комментарий

Target Image
1. Добрые дела дошколят: волонтёрское движение в ДОУ
2. Экскурсии выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
3. Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
4. Наглядное моделирование – игра и обучение
5. Сенсорное воспитание младших дошкольников
6. Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста
7. Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
8. Мастер-класс от родителей как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ
9. Формирование патриотических чувств старших дошкольников посредством создания мини-музея «Сибирь многогранная»
10. Мастер-класс как открытая площадка для сотрудничества с родителями
11. Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы