Сенсорное воспитание младших дошкольников

 
 

Ришко Ольга Григорьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

дошкольного отделения МАОУ «Центр образования № 165

имени Героя Советского Союза В. А. Бердышева» г. Новосибирска

 

Сенсорное воспитание младших дошкольников

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей, обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др. Чувственный опыт упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, готовит к реальной жизни, даёт ребёнку возможность овладеть различными способами предметно-познавательной деятельности; способствует развитию слуховой, моторной, образной и других видов памяти; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, работает на расширение словарного запаса ребёнка.

В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм красок – это любимые игрушки и окружающие его предметы. Видит он и произведения искусства, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается недостаточным, однобоким. Поэтому я уверена, что нужно целенаправленное сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Необходимо развивать познавательные и речевые умения – определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов – эталонов, выполнению всё более сложных действий.

Ведущая цель, выдвигаемая ФГОС, – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Ранний возраст – период интенсивного развития речи, сенсорики, движений, социального опыта, который ребёнок осваивает благодаря активному включению в различные виды деятельности в благоприятной и разнообразно насыщенной среде. Личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого и ребёнка предусматривают большие возможности общения на равных, позволяют малышу сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельно действовать с привлекшими его внимание дидактическим и игровым материалами.

В п. 26 ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развития воображения и творческой активности».

В связи с этим в системе образования приоритетными будут те методы и формы деятельности, которые развивают у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

Материально-техническое обеспечение:

Предметно-развивающая среда группы обеспечивает условия для организации разных видов детской деятельности, организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. Она является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Только правильно организованная предметно-пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребенка.

Развивающая среда организована мною так, что каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов; естественные качества природных материалов не только позволяют детям прочувствовать и освоить новые ощущения, но и создают особый положительный эмоциональный настрой. В группе подобраны сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, узнавании различных звуков, развитие мелкой моторики рук. Параллельно с этим развивается координация и глазомер. Дети также познают окружающий мир посредством природных материалов.

Основными характеристиками развивающей среды для сенсорного развития детей в группе является:

– содержательность;

– насыщенность: наличие всевозможного дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики;

– доступность: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;

– вариативность: периодическая сменяемость дидактических игр и пособий;

– полифункциональность игр и пособий в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности;

– трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

– безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Мною разработана технология по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Играя подрастаем», которая была представлена на Региональной выставке УчСиб-2017 и награждена серебряной медалью.

Цель данной технологии: развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

1. Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

3. Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

4. Научить правильно понимать слова «форма», «цвет», «такой же» (т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной).

Разработала и реализовала проект в первой младшей группе по теме «Мир сенсорики».

Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

4. Формировать сенсорные представления детей 2-3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся

Свою работу я начинаю с анкетирования родителей вновь прибывших детей, которое провожу для изучения их потребностей, дальнейшую работу планирую, исходя из их запросов. Проделана следующая работа: мной подготовлены информационные буклеты: «Как подготовить ребенка к ДОУ», «Детско-родительский клуб Ладушки», проведены консультации «Сенсорика и ее развитие через игру», на которых рассказываю о значимости сенсорики для детей раннего возраста и необходимости познания возможных эталонов через игру; семинары-практикумы: «Волшебная сила пальчиков», где говорила о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка, «Игровой массаж» дает возможность представить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. Кроме того, мастер-классы по изготовлению игр помогают родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Изготовлены папки-передвижки «Развиваем сенсорные способности в домашних условиях».

Решение поставленных перед собой задач я осуществляю через дидактическую игру, т.к. игровая деятельность – ведущая на ступени раннего детства. Задачи решаются поэтапно, основываясь на теоретическом положении Н. П. Сакулиной:

1. Восприятия целостного облика предметов.

2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины).

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже).

4. Повторное целостное восприятие предмета.

В результате такой организации восприятия постепенно формируется обобщенный способ обследования предметов, что позволяет детям в дальнейшем самостоятельно расширять и накапливать сенсорный опыт.

Работа по развитию восприятия сенсорных навыков должна включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т.п.), игры (дидактические, подвижные), занятия, детское проектирование, в индивидуальную и совместную деятельности, трудовую деятельность, прогулки.

Сенсорное развитие продолжается и в непосредственной образовательной деятельности. По познавательному развитию, в процессе игры «Высоко-низко», у детей формируется пространственное представление. В теме «Наш огород» закрепляем представление о форме овощей: горох, помидор, картофель. На физическом воспитании в игре «Попади в шар» развиваем глазомер – закрепляет знание цвета. В изобразительной деятельности по теме «Снеговик» закрепляем знание о белом цвете. Давая тему «Бревнышки», я преследую цель закрепить два понятия: большой кусочек, маленький. На теме «Машина» по конструированию мы повторяем название геометрических фигур: кубик, кирпичик, треугольная призма.

Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Это самостоятельная игра ребенка, в ходе которой он, манипулируя предметами, практически соотносит их по величине и форме. Ребята в моей группе очень любят играть в дидактические игры: «Чей домик», «Спрячь мышку», «Бусы», «Воздушные шары» – на определение цвета; «Вкладыши по форме», «Сделай узор», «Почини одежду», «Моделирование из геометрических фигур», «Найди такой же» – на знание формы; «Копилочка», «Сравни предметы», «Матрешки» – на знание величины. Мной разработана система дидактических игр, собрана в картотеку.

Считаю важной задачей выстроить продуктивное взаимодействие с родителями. Активно использую метод проектов. Он самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребенок, ребенок-родители, воспитатель-родители.

Наряду с инновационными формами взаимодействия с семьями воспитанников, в своей деятельности я использую и традиционные формы, одной из которых является родительское собрание. В течение нескольких лет одно из групповых родительских собраний обязательно посвящаю теме сенсорного развития.

Мной были разработаны и проведены семинар-практикум «Игра-путешествие по стране «Сенсорика» и консультация для родителей «Сенсорика и малыш», где я рассказывала о значении сенсорики в дальнейшем развитии ребенка, о том, как знакомить с новой игрой и как играть в сенсорные игры. Провела мастер-класс, в ходе которого показала, как изготовить дидактическую игру «Развиваем сенсорные способности в домашних условиях» и как в нее играть с ребенком, чтобы было интересно.

После этого в группе был проведен конкурс на лучшую дидактическую игру по сенсорике «Учимся мастерить и играть». Родители очень удивили и поразили своей изобретательностью.

Использую также нетрадиционные формы работы с родителями. Совместно с музыкальным руководителем был разработан цикл практикумов для родительского клуба «Ладушки». Один из них направлен на повышение компетентности родителей в вопросах развития общей и мелкой моторики у младших дошкольников: проведении пальчиковой гимнастики, динамических пауз, пропевании песенок и сочетания их с движениями, выполнении танцевальных движений.

Родители с удовольствием вовлекаются в работу и высказывают свои предложения, приводят примеры-наблюдения из жизни своего ребенка. Работая с семьей в одном направлении, мы помогаем ребенку быстрее и правильнее познать окружающий мир, пополнить словарный запас, развить умственные способности, мелкую моторику, а значит и речь.

В своей работе активно использую современные технологии. Игровая технология включает игры и упражнения, формирующие умения выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их и т.д. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Также в своей работе использую здоровьесберегающие технологии. Основа здоровой среды пребывания малышей в группе – создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки малышей. В процессе работы я применяю:

– динамические паузы – во время занятий, 2 мин., по мере утомляемости детей;

– подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности;

– для релаксации можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский П. «Времена года», «Детский альбом»; Вивальди А. «Времена года»; Шопен Ф. «Вальсы»); звуки природы;

– пальчиковая гимнастика – провожу как индивидуально, так и со всей группой;

– гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

– динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, по 5 минут мы с детьми проводим гимнастику и самомассаж пальчиков (тренажеры су джок: мячи, металлические кольца; карандаши, шишки), лица, ушей, шеи.

Проектирование в моей работе позволяет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Оно объединяет педагогов, детей и родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать нужным, а значит, появится уверенность в своих силах

Личностно-ориентированная технология предполагает, что в центре внимания находится личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Следовательно, в процессе педагогического взаимодействия с детьми необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Применяя индивидуальный подход, можно разделить воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, с учетом состояния здоровья детей, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового. В результате использования личностно-ориентированных технологий я могу построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанников.

На примере некоторых техник продемонстрирую личностный подход. Знакомя или закрепляя тот или иной цвет пользуюсь разными видами рисования, в частности хэппенингом, это рисование пальчиками. Это способ рисования пальцами руки на поверхности бумаги разными способами (проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики, кулачки, ладошки). Эту технику можно применять как с подгруппой, так и индивидуально. Ребенок сам выбирает понравившийся ему цвет, из предложенных; соотнося с показом воспитателя или самостоятельно по желанию, называет цвет, сам прикладывает пальцы руки в выбранное им место на листке. При знакомстве с техникой задание может быть: дорисуй к веточке листочки (ребенок по показу воспитателя прикладывает кончик пальца к ветке, впоследствии при ознакомлении с разными вариантами техники можно предложить задание, где малыш весь рисунок сделает сам на чистом листе: рисуем дерево. (Я предварительно провожу беседу и рассматривание дерева, затем показываю, как можно нарисовать его с помощью пальцев) Малыш, проводя длинную полоску пальчиком, осознает, что это ствол, а ставя оттиск пальчиков – это листья. Пальчиками, ладошкой, кулачком можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом, ритмом или создавать сюжетные картины. Ребенок делает это с удовольствием, наслаждаясь цветом, возможностью поставить кляксы, не ограниченный в выборе.

Этой же техникой, только без красок, пользуюсь, работая на световой песочнице. На оргстекло я насыпаю манку ровным слоем, в 2-3 миллиметра и показываю, как можно нарисовать тот или иной задуманный предмет, фигуру. Малыши без стеснения, ограничений рисуют пальчиками, ладошкой.

Также на световой песочнице мы работаем с кинетическим песком. Выполнение мелких движений пальчиками и кистями помогает улучшению работы нервной и костно-мышечной системы малыша. Подобные занятия положительно отражаются на мозговой деятельности ребенка, влияют на общее развитие, речь, внимание, память. Кинетический песок позволяет задействовать различные движения рук даже при занятии с малышами, которые не всегда могут длительно и с удовольствием выполнять упражнения, связанные с мелкой моторикой. Можно предложить разные варианты использования: разровнять ладошками песок по песочнице и рисовать на нем пальчиками; взять формочки для песочницы и утрамбовывать песок в них, а затем переворачивать и узнавать желаемый предмет; брать трафареты для пластилина и вдавливать их в лепешечку из песка; можно брать песок в руку и, сжимая его разными способами, делать горку, червячка, мячик; прятать и искать в песке маленькие игрушки.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта. Использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Список литературы:

1. Голицына Н.Г. Конспекты комплексно-тематических занятий 1 младшей группы интегрированный подход. М.: 2019 СКРИПТОРИЙ 2003.

2. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении 2006 М.: Аркти (дается описание пособий, их цели сенсорной и моторной направленности).

3. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей 1-2 годы Психолого-педагогическая программа «Дитятко». Санкт-Петербург 2011. 4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию / Э.Г. Пилюгина. М.: Просвещение, 1993.

5. Хохрякова Ю. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Педагогика. Библиотека воспитателя Сфера, 2014.

6. Янушко Я. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2009.

Интернет-ресурсы:

http://festival. Lseptember. ru- Фестиваль педагогических идей

http://vospitatel.com.ua/- Сайт «Воспитатель»

https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования

https://www.maam.ru/ - МААМ.

http://detskiy-sad.com/- Сайт «Детский Сад»

https://dohkolonok.ru/- Сайт «Дошколенок»

Все используемые программы и технологии адаптировала к условиям своей группы.

Количество просмотров: 3212  

Добавить комментарий

Target Image
1. Добрые дела дошколят: волонтёрское движение в ДОУ
2. Экскурсии выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ
3. Развивающий диалог как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников
4. Наглядное моделирование – игра и обучение
5. Сенсорное воспитание младших дошкольников
6. Развитие пространственных компетенций воспитанников старшего дошкольного возраста
7. Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
8. Мастер-класс от родителей как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ
9. Формирование патриотических чувств старших дошкольников посредством создания мини-музея «Сибирь многогранная»
10. Мастер-класс как открытая площадка для сотрудничества с родителями
11. Развитие речевой деятельности детей через приобщение к истокам русской национальной культуры
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы