Педагогический проект «Традиции русского чаепития» как эффективный способ воспитания сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

 
 

Хайдукова Юлия Владимировна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 429 г. Новосибирска

 
 
 

Винник Елена Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 429 г. Новосибирска

 

Педагогический проект «Традиции русского чаепития» как эффективный способ воспитания сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России.

Актуальность этой цели в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и определена следующими задачами духовно-нравственного воспитания детей:

1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различию добра и зла, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.

2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.

3. Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.).

Таким образом, настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным воспитанием, которое закладывается с дошкольного возраста и характеризуется бережным сохранением и развитием культурного наследия России, ее исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния и, следовательно, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям русского народа, которое в свою очередь строится на базовых структурах воспитания.

По словам Пилюгиной Э.Г., в современных условиях наиболее широко известным и общепризнанным определением воспитания является признание его сути в передачи и усвоении подрастающими поколениями человеческой культуры. Воспитание на сегодняшний день является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание – это процесс постоянного систематического формирования личности в целях подготовки ее к полноценной самодостаточной жизни.

Сенсорное воспитание строится на сенсорном развитии детей дошкольного возраста, это процесс длительный и многоплановый; он направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить ребенка точно, полно и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину и т. д.), то есть определять сенсорные эталоны. В педагогике под сенсорными эталонами понимается восприятие геометрических фигур, цвета, величины. Свои виды эталонов имеются во всех видах восприятия: слуховом восприятии, зрительном, вкусовом, обонятельном, кинестетическом. В дошкольном детстве трудно переоценить значение сенсорного развития, так как спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Методологической основой отечественной теории сенсорного воспитания является процесс целенаправленного приобщения детей к сенсорной культуре социума, что выражается в формировании у них систем перцептивных действий и сенсорных эталонов, осуществляемом на основе организации педагогом практической и познавательной деятельности воспитанников (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Логинова В.И., Усова А.П.). В исследованиях Венгера Л.А. выделяется период дошкольного возраста, который характеризуется формированием перцептивных действий, основанных на использовании индивидуальных ситуативных средств – предметных эталонов.

Под сенсорной культурой Венгером Л.А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах предметов. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, в дошкольном детстве ребенок приобретает основы сенсорной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим ценностям.

Основное содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ (с нарушениями зрения) – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и формирование способов обследования свойств, качеств предметов и объектов окружающего мира.

Патология органа зрения у детей затрудняет восприятие объекта, искажает создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику; образ становится фрагментарным, неточным, вербализированным.

У детей с нарушениями зрения, в отличие от нормотипичных сверстников, отмечается явный разрыв между действием и словом, образы-представления формируются замедленно и фрагментарно, то есть наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую обедненность предметных представлений и снижение чувственного опыта детей с нарушением зрения. У них наблюдаются нарушения различительной способности, глазодвигательной координации, цветоразличения, сужение границ поля зрения. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства; слабо развиты возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений, выделение формы и величины предметов, механизмы пространственного познания. Эти нарушения приводят к изменениям в процессах восприятия: фрагментарности, уменьшению объема, замедлению темпа, сокращению содержания, неточностям, что мешает усвоить сенсорные эталоны и умение правильно называть то или иное свойство предмета.

Поэтому сенсорное развитие детей с нарушениями зрения было и останется актуальным и востребованным на сегодняшний день в процессе полноценного воспитания детей и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации. При правильной педагогической поддержке в дошкольной образовательной организации шаг за шагом дети с нарушениями зрения осваивают сенсорные эталоны, с помощью которых сравнивают предметы по цвету, форме, величине. На их основе формируется полноценное восприятие предметов, правильные образы-представления, «строится фундамент» сенсорного воспитания, сенсорной культуры.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сенсорная культура обеспечивает развитие чувственного познания, обогащение ощущений и восприятия, а также формирует важнейшие средства личностного развития ребенка – предметы материальной и духовной культуры общества. То есть младший дошкольный возраст для детей с ОВЗ (с нарушениями зрения) – это период интенсивного сенсорного развития, обогащения социального опыта, который ребёнок осваивает благодаря активному включению в различные виды детской деятельности в благоприятной насыщенной среде. Таким образом создаются, в нашем случае при взаимодействии учителя-дефектолога-тифлопедагога и воспитателя, педагогические условия приобщения детей к сенсорной культуре современного социума. Это происходит посредством педагогического проекта «Традиции русского чаепития», который строится на основе духовно-нравственных ценностей.

Цель проекта: приобщение детей к русской народной культуре, семейным ценностям, знакомство с традициями чаепития русского народа.

Задачи проекта: формировать у детей первичные представления о традициях русского чаепития, поддерживать познавательный интерес к русскому народному семейному быту, народным играм, расширять и обогащать словарь по теме, на основе сенсорного развития воспитывать сенсорную культуру, способствовать включению родителей в педагогический проект.

В процессе реализации проекта комбинировались разные виды детской деятельности: игровая деятельность, познавательная, практико-ориентированная, коммуникативная, двигательная.

В ходе реализации проекта проходило тематическое занятие: «Матрешки пришли на чаепитие». В гости к детям пришли «Матрешки», которые символизируют уникальную народную культуру России. Они познакомили детей с традициями русского чаепития. «Матрешки» рассказали, что русский народ зарекомендовал себя как один из самых щедрых и гостеприимных; традиции чаепития передаются от одного поколения к другому и имеют свои уникальные русские народные особенности, например, чаепитие «из русского самовара».

Самовар – это предмет народного русского быта, он предназначен для разогрева воды. Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый семейный ритуал, объединяющий всех родственников. Воспитанники узнали, что кроме самовара и различных вкусностей по русским обычаям на стол ставили небольшой заварочный чайник. В нем заваривали сухой чайный лист крутым кипятком, который накрывали специальной «куклой-грелкой» для того, чтобы чай дольше сохранял свое тепло и терпкий аромат. К чаю традиционно подавали сушки, сухари, бублики, печенье, мелко колотый сахар, разные варенья, мед. «Матрешки» рассказали, что наши предки пили чай не просто из чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Также дети узнали, из каких продуктов на Руси делали печенье, бублики к чаепитию. Ребята попробовали сами изготовить изделия из теста, а затем, после их выпекания, попили с ними ароматный чай.

Дети за время проекта узнали, что чай на Руси пили не только из чашек, но и из стаканов, которые ставили в подстаканники, чтобы не обжечься; пробовали чай черный, зеленый, травяной, с молоком, с лимоном, с сахаром, холодный, горячий, рассматривали чайные листья. Познакомились с правилами безопасности при заваривании чая горячей водой.

Во время совместной деятельности с учителем-дефектологом-тифлопедагогом Юлией Владимировной и воспитателем Еленой Александровной дети рассматривали иллюстрации, предметные и сюжетные изображения по теме, отгадывали загадки про чайную посуду, слушали пословицы и поговорки.

Также дети подбирали цветные, силуэтные и контурные изображения чашек и блюдец в дидактических играх «Подбери чашки к блюдцам по цвету, по величине, по контуру». С помощью дидактической игры «Узнай по звуку, что звенит» ребята узнали о сенсорных свойствах и качествах предметов чайной посуды (стеклянная, деревянная, пластмассовая, металлическая), послушали, какой звук издает каждый предмет из разных материалов; при изготовлении печенья рассматривали и сравнивали кулинарные формы для выпекания (круглая, овальная, треугольная, квадратная).

В течение проекта дети играли в сюжетную игру «Напоили куклу чаем», народную игру «Бабушка Маланья», водили хоровод «Солнечный каравай». В конце проекта во время практико-ориентированной деятельности с педагогами дети составляли аппликативный узор на блюдце из геометрических фигур, а с родителями дома изготовили по контурным изображениям – трафаретам «чайные чашки» в русском стиле из разных материалов, разными техниками, передавая национальный русский узор.

Таким образом, воспитывая у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего дошкольного возраста сенсорную культуру посредством педагогического проекта «Традиции русского чаепития» (который строится на основе духовно-нравственных ценностей русского народа), мы, как педагоги, проявляем и показываем детям и их родителям «базисные настройки», красивые семейные ценности русского народа в современной интерпретации сегодняшнего времени.

Литература:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1998. – 144 с.

2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию /Э.Г. Пилюгина // Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

Количество просмотров: 754  

Добавить комментарий

Target Image
1. Суицидальное поведение в подростковом возрасте
2. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития
3. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ как основа позитивной социализации, сохранения здоровья и развития жизнеспособности дошкольников
4. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
5. Педагогический проект «Традиции русского чаепития» как эффективный способ воспитания сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
6. Коррекционно-образовательные технологии в педагогической практике как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи
7. Проблемы обучения детей с ОВЗ в современной школе. Инклюзивное образование
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы