Суицидальное поведение в подростковом возрасте

 
 

Гольман Татьяна Ильинична,

педагог-психолог МКУ Центр «Теплый дом»

 

Суицидальное поведение в подростковом возрасте

В Новосибирске находится МКУ Центр «Теплый дом», на базе которого уже много лет успешно работает отдел сопровождения семей. Замещающие семьи могут получить услуги специалистов, в том числе и психолога. За помощью к специалистам обращаются приемные родители и дети с разными проблемами. Часто на психологические консультации приходят замещающие семьи, в которых воспитывается подросток, совершивший попытку суицида или с суицидальными намерениями.

Проблема суицида в последние годы становится все более острой. Около четырех миллионов человек по всему миру ежегодно заканчивают жизнь самоубийством. За последнее десятилетие число самоубийств среди подростков выросло в три раза. По количеству подростковых суицидов Россия занимает первое место в мире. В качестве наиболее распространенных мотивов суицидального поведения у детей можно выделить неблагоприятные отношения с родителями и сверстниками, одиночество, потерю родителей, развод родителей, безответную любовь, ревность. Следует отметить, что семейно-школьные конфликты доминируют в раннем подростковом возрасте, а любовно-сексуальные – в позднем подростковом. Причинами самоубийств у подростков также являются травмы самооценки, разрушение защитных механизмов личности вследствие приема психоактивных веществ, идентификация с человеком, совершившим самоубийство.

Таким образом, причины суицидального поведения у здоровых подростков можно объединить в четыре основные группы: социальная дезадаптация, положение молодого человека в социальной структуре, которое не соответствует уровню его притязаний; конфликты с семьей; проблемы в личных отношениях; алкоголизация и наркотизация как основа для возникновения суицидальной ситуации. Причины самоубийства, безусловно, разные. Но всегда попытка суицида – это «крик о помощи», последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих.

Суицид в детском и подростковом возрасте имеет свою специфику, которая коренится в особенностях представления о смерти. Дети думают, что смерть – временное явление. Совершая попытку суицида, подросток считает, что уйдет из жизни, но потом вернется. Мотивы самоубийства у детей несоизмеримы с фактом травмы, любую проблему они воспринимают как трагедию с размером вселенной. В этом случае очень высокий уровень импульсивности суицидального поступка, особенно при употреблении психоактивнивных веществ и алкоголя. В условиях измененного состояния сознания у подростка наблюдается эмоциональная реактивность, что является предпосылкой для быстрой реализации поступка.

Важное значение в принятии решения о суициде в подростковом возрасте имеет чужой пример. Для детей это своеобразное разрешение для самого себя на действие по типу «он смог, и я смогу». Поэтому самоубийство среди детей достаточно заразно. Более того, зачастую эпидемия приобретает характер игры. И очень сложно понять, где грань между абстрактными мыслями, «играми в самоубийство» и реальными действиями.

Семья играет наиболее важную роль в суицидальном поведении детей. Оканчивают жизнь самоубийством подростки не всегда из «социально неблагополучных» семей. В большинстве случаев суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных, на первый взгляд, семей. Риск суицидального поведения достаточно высокий при нарушениях детско-родительских отношений. Большинство детей и подростков с различными формами суицидального поведения, получающих психологическую помощь в центре «Теплый дом», воспитывались патологически в кровных семьях, в которых отсутствовало взаимопонимание и эмоциональная близость в отношениях, доминировали враждебность, агрессивность, непринятие индивидуальных и возрастных особенностей подростка. Многие из них попали в приемные семьи с не лучшими условиями. Ребенок может закрываться от родителей в периоды противопоставления себя взрослым. Это естественный процесс, он необходим для личностного развития. Но в критические моменты ребенок всегда придет к своему взрослому и посоветуется, если есть доверие. Если он этого не делает – отношения с ребенком разрушились или изначально так и не сформировалась детско-родительская привязанность, основанная на доверии и принятии.

В таких семьях присутствует тревожный тип привязанности, сформированный на фоне напряженности, непоследовательности, непредсказуемости родителя, который то был внимателен к ребенку, то игнорировал его в зависимости от своего настроения. Подростки испытывают недостаточность внимания и понимания со стороны близкого взрослого, которая переносится на весь окружающий мир. Им кажется, что никто на этом свете их не понимает и не сможет понять, если даже самый близкий человек не смог этого сделать. Отношение родителя, как правило, характеризуется агрессивностью и чрезмерной авторитарностью. Подростки не уверены в получении помощи и поддержке со стороны взрослого. В силу всего этого они часто предпочитает стратегию избегания при взаимодействии с родителем, а также проявляет негативизм и агрессию в семейных отношениях. Часто в семьях наблюдаются и различные формы насилия. Дети, переживающие физическое или эмоциональное насилие, подвержены высокому риску самоубийства.

О суицидальном намерении подростка свидетельствуют словесные и поведенческие признаки. Словесными признаками могут быть прямые высказывания, намеки, шутливые выражения, интерес к вопросам смерти. Поведенческими признаками суицида могут стать изменения сна и аппетита (ребенок может либо мало есть, либо много), проблемы с успеваемостью, потеря интереса к окружающему и самоуважения, повышенная агрессивность. Подросток может перестать следить за своим внешним видом, начать раздавать друзьям и знакомым ценные, дорогие для него вещи.

Факторами риска суицидального поведения являются и такие особенности поведения, как увлечение сектой или группой в социальных сетях на тему смерти. Ребенок попадает в секту или уходит в подростковую субкультуру тогда, когда не находит свое место в культуре, где он живет, в культуре своей семьи, чувствуя себя чужим, никому не нужным и одиноким. Секта или субкультура дает ему иллюзию понимания и принятия. Следует иметь в виду, что в сети существуют форумы и интернет-сайты, где общаются, пытаются «помочь» друг другу потенциальные самоубийцы. Такие сайты представляют опасность для тех, кто их посещает, так как там можно встретить участников, которые подталкивают к самоубийству, описывая подробно способы суицида и советуя, какой способ проще.

В МКУ Центр «Теплый дом» обращаются за квалифицированной помощью достаточно много семей, воспитывающих подростков «группы риска», находящихся в кризисном состоянии. Главным в преодолении кризисного состояния человека является не только индивидуальная психотерапевтическая работа с подростком, но и с семьей. Поэтому для оказания помощи ребенка с суицидальным поведением педагоги-психологи отдела сопровождения семей МКУ «Теплый дом» в психотерапевтическую работу обязательно включают замещающего родителя и других членов семьи. Начинается терапия уже на этапе установления эмоционального контакта с семьей, формирования взаимоотношений «сопереживающего партнерства». В процессе первичного консультирования устанавливается последовательность событий, которые привели к кризису, и планируется совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации.

Формы работы с семьей разные: индивидуальное консультирование подростка, индивидуальное консультирование замещающего родителя, семейное консультирование, групповые формы. С родителями проводятся индивидуальные консультации психолога с целью гармонизации внутрисемейного климата, конструктивных взаимоотношений в семье, супружеских и детско-родительских отношений. Цикл психологических консультаций с  подростком направлен на гармонизацию актуального состояния, снижения эмоционального напряжения и тревожности, формирования адаптивных механизмов в преодолении стрессовых ситуаций, развития самоконтроля, снижения импульсивности, а также проработки травматического опыта, полученного в процессе проживания в кровной семье. В индивидуальной работе используются различные техники, позволяющие отреагировать эмоциональные переживания: арт-терапия, метафорические ассоциативные карты, методика рисования на воде, песочная терапия, занятия в сенсорной комнате, которая погружает человека в реальное и интерактивное пространство и создает особые условия для его взаимодействия с окружающим миром. Используются в работе с подростками и элементы телеснориентированной терапии, направленные на восстановление связи с телом как с конкретной реальностью, имеющей ограничения.

Важной формой является семейное консультирование, объектом которого является семья или, как часто говорят, подчеркивая системный характер отношений, семейная система. Ведь зачастую поведение ребенка – это симптом «болезни» семейных отношений. Помогая членам семьи понять происходящее в их общем жизненном пространстве, можно разрешить проблемы межличностного и эмоционального характера каждого члена семьи.

Кроме этого, в ходе сопровождения семьи реализуются различные групповые формы работы. В отделе действует терапевтическая закрытая группа для подростков группы риска, клуб замещающих родителей. Целью клуба является поддержка родителей в решении проблем воспитания приемного ребенка, расширение индивидуального социального пространства, восстановление и сохранение личностных ресурсов для эффективного выполнения родительских функций по воспитанию подростка группы риска, а также психологическое просвещение: тематические семинары, лекции, тренинги. Подростки, получающие психологическую помощь в нашем учреждении, с желанием посещают встречи терапевтической группы. Группа для детей представляет собой принимающее пространство, в котором происходит естественный процесс переживания кризисов личности, подростки могут делиться друг с другом чувствами и эмоциями, мыслями и планами; понимают, что они не одни сталкиваются с невыносимыми переживаниями и трудностями.

Также важным является и ближайшее окружение подростка. Социальный педагог отдела связывается со школой для создания комфортных и принимающих условий обучения подростка «группы риска». Совместная работа с образовательным учреждением реализуется на основе предоставления ребенку возможности в удовлетворении его потребности в позитивном эмоциональном контакте с окружающими людьми в пространстве школы (с одноклассниками, учителями, педагогами дополнительного образования), а также оказания эмоциональной поддержки в кризисных ситуациях.

Суицидальное поведение необходимо дифференцировать с самоповреждающим, когда подростки причиняют какой-либо вред своему телу (порезы, укусы, пощечины, ожоги, царапины, удары о стены, вырывание волос, отказ от еды, переедание, истощение от чрезмерных физических нагрузок, злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами, вовлечение в драки или ситуации, в которых они знают, что проиграют). Очень много детей с самоповреждающим поведением посещают консультации психолога отдела сопровождения семей МКУ Центр «Теплый дом». Такие подростки совершают аутоагрессивные действия, когда есть потребность выразить то, что трудно описать словами; превратить душевную боль в физическую; притупить внутренние страдания; переключиться на физическую боль; уменьшить интенсивность непереносимых чувств и мыслей, обрести чувство контроля над ситуацией, телом, эмоциями; избежать психологической травмы; наказать себя за свое поведение, мысли или чувства. После самоповреждения подростки действительно могут чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но причины их болезненного состояния не исчезают.

Подростковый суицид и самоповреждающее поведение можно предупредить. Огромную роль выполняют психологические службы. Но, в первую очередь, важно, чтобы родители были внимательны к своему ребенку, научились слушать и слышать его, при необходимости смогли изменить свои паттерны поведения. Нужно интересоваться его жизнью, но при этом не стараться слишком сильно вмешиваться в нее, так сказать найти «золотую середину». Если подросток ведет себя «странно», нужно мягко, но настойчиво разговорить его и поддержать. Даже если он сделал что-то не так, нужно сначала поддержать его, а уже потом разбираться с последствиями. Роль семьи в профилактике суицидального поведения огромна. Она заключается и в формировании положительной самооценки ребенка и в обеспечении его духовными благами (безусловной любовью, заботой, вниманием). Часто родители говорят, что они много работают, и поэтому у них не хватает времени на воспитание ребенка. На самом деле важно не то, сколько времени взрослые проводят с ребенком, а как именно. Здесь мы говорим о качестве этого внимания. Зачастую родители подростков оставляют их наедине с проблемами: ребенок взрослеет, пусть учится решать проблемы как взрослый. Но без родительской поддержки подросток часто опускает руки, и подростковый суицид кажется единственным решением проблемы. Поэтому очень важно, чтобы ребенок знал: взрослый любит его таким, какой он есть, и всегда поможет решить любую проблему.

Приложение. Буклет «Самоповреждающее поведение у подростков»

Список литературы

1. Васильченко, М. В. Особенности суицидальной активности подростков / М. В. Васильченко, Д. Ф. Даутов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2015. – № 6. – С. 149-154. – Текст: непосредственный.

2. Галстян, Г. С. Влияние алкоголя и наркомании на суицид несовершеннолетних / Г. С. Галстян // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. – Вып. 3 (64). – С. 158-162. – Текст: непосредственный.

3. Калачева, И. О. Социально-личностные факторы, влияющие на суицидальное поведение подростков / И. О. Калачева, Л. А. Пронина, В. А. Ларионов // Российский психиатрический журнал. – 2006. – № 4. – С. 41-45. – Текст: непосредственный.

4. Колесникова, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение в работе с замещающей семьей / Т. В. Колесникова, Е. Р. Берладина. – Элиста: ЗАО «Джангар», 2010. – 144 с. – Текст: непосредственный.

5. Психологические аспекты суицидального поведения детей и подростков. Методические рекомендации для педагогов-психологов/сост. А. М. Акимова, В. Ф. Крапивина, О. В. Степанова/ред. Д. В. Насонова. – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2021. – 207 с. – Текст: непосредственный.

6. Шустов, Д. И. Аутоагрессия и самоубийство при алкогольной зависимости: клиника и психотерапия / Д. И. Шустов. – СПБ: СпецЛит, 2016. – 207 с. – Текст: непосредственный.

7. 1Царина, М. В. Анализ личностных особенностей современных подростков / М. В. Царина. – Москва: МОСУ, 2005. – 65 с. – Текст: непосредственный.

Количество просмотров: 811  

Добавить комментарий

Target Image
1. Суицидальное поведение в подростковом возрасте
2. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития
3. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ как основа позитивной социализации, сохранения здоровья и развития жизнеспособности дошкольников
4. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
5. Педагогический проект «Традиции русского чаепития» как эффективный способ воспитания сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
6. Коррекционно-образовательные технологии в педагогической практике как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи
7. Проблемы обучения детей с ОВЗ в современной школе. Инклюзивное образование
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы