Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка

 
 

Коноплёва Людмила Владимировна,

воспитатель группы компенсирующей направленности

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Звёздочка» г. Новосибирска

 

Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания здорового ребёнка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе нашего детского сада. А с появлением ФГОС это направление стало особо актуальным. Детский сад, семья, здоровый ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой.

Вырастить здорового ребенка – нет задачи сложнее, а может и важнее для семьи и дошкольного учреждения. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в особой заботе на протяжении всей жизни человека и, особенно, в первые семь лет. Известный педагог современности Ю. Ф. Змановский писал: «Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчёты придётся платить слишком дорого».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровье никому нельзя дать или подарить, его нужно сохранять и укреплять. А чтобы собственное здоровье стало ценностью для ребенка, необходимо переосмыслить работу с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации двигательного режима, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувств бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии, и одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Проведённое в нашем детском саду анкетирование с родителями по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показывает, что только 28% родителей уверены в своих знаниях, около 22% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Это означает, что система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью. А учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, мы используем в детском саду следующие формы работы:

1. Наглядные уголки для родителей, стенды, папки-передвижки.

На информационных стендах в каждой возрастной группе и в холле детского сада работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления детей, такие как «Растим детей здоровыми», «Здоровье без лекарств», «Помоги ребёнку быть здоровым!», «Здоровая семья», «Здоровый позвоночник – путь к долголетию» и т.д., предлагаются комплексы для профилактики плоскостопия, нарушений опорно-двигательного аппарата, упражнения пальчиковой гимнастики, подвижные игры.

2. Консультации специалистов.

Инструктор по ФВ, инструктор ЛФК, врач ЛФК, массажист, логопед, врач, психолог, медсестра, физиомедсестра – вот широкий круг специалистов нашего детского сада, готовые в любое время проконсультировать родителей по вопросам здоровья их ребёнка. Консультация может быть как по желанию родителя, так и по инициативе специалиста. Целью консультаций является желание коллектива улучшить физическое, психическое, эмоциональное здоровье ребёнка, сделать его пребывание в детском саду максимально комфортным.

3. Анкетирование, тесты.

Этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, анализировать качество проводимой работы с родителями, узнать больше о каждом ребёнке и о его семье. В анкете родители задают вопросы, которые чаще и являются определяющими при выборе темы родительского собрания.

4. Круглый стол, кружок молодого родителя.

Использование нетрадиционных форм в работе позволяет нам в оживленной, интересной беседе с родителями обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Такой кружок в форме круглого стола у нас проходит раз в месяц с приглашением любого специалиста. Тему круглого стола может определить как сам специалист, так и предложить родители. В работе кружка практикуются совместные занятия детей и родителей, где мы учим правильно выполнять с детьми утреннюю, дыхательную, пальчиковую гимнастику, играть в подвижные игры, выполнять элементы закаливания и ЛФК.

5. Конкурсы стенгазет, выставки совместных рисунков, поделок.

Большой популярностью пользуются в детском саду конкурсы семейных стенгазет «Физкультурная семья!», «Выходной день в семье!», «Двигательная активность дошкольника в режиме дня», конкурсы рисунков и поделок «Физкульт-ура!» и «Сочи 2014!».

6. Совместная спортивно-игровая деятельность.

Широко вошли в практику нашего детского сада физкультурные игры-занятия «Навстречу друг другу» по методике Л.В. Поповой, в основе которой лежит технология эмоционального сближения взрослого и ребенка в совместной двигательно-игровой деятельности. Совместная деятельность направлена на развитие эмоциональной сферы, партнерских и доверительных отношений родителей и детей. У нас были проведены совместные игры-занятия «Мы за здоровый образ жизни!» и «Вместе с мамочкой моей становлюсь я здоровей!». Также активно привлекаем родителей к участию в тематических развлечениях "Осенние старты", "Зимние забавы", "День защитника Отечества", "День Космонавтики". Они участвуют с детьми в играх, танцах, эстафетах, конкурсах. Мероприятия проходят на высоком эмоциональном уровне.

7. Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья!» и «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» уже стали нашей традицией. Они благотворно влияют на взаимоотношения между семьёй и коллективом сада. Дети, которые не соревнуются у нас с родителями, читают стихи о семейной физкультуре, выступают с музыкально-спортивными номерами, участвуют в разминке и подвижных играх.

8. Шашечные турниры – это новая форма работы с родителями. Дети и родители соревнуются в своих подгруппах, а результат определяется как в личном, так и в командном зачёте. Турнир расширяет интерес взрослых и детей к настольным играм и является одним из средств развития интеллектуальных способностей при подготовке детей к школе. А если участвует вся семья, то это ещё и сплачивает всех членов семьи единой целью – стремление к общей победе.

9. Совместные выходы с родителями на стадион «Электрон» осенью и в Сосновый бор зимой на лыжах.

Цель походов – оздоровление, закаливание детей, приобретение навыка ориентировки на местности, знакомство с родным краем, воспитание любви к природе, улучшение эмоционального состояния организма. На стадионе проводим эстафеты, оздоровительный бег, подвижные и спортивные игры для детей и взрослых. В Сосновом бору катаемся на лыжах, соревнуемся.

10. Спартакиады.

Любая спартакиада – это всегда радостное событие. В нашем саду она проходит в мае и является эффективной формой активного отдыха детей и взрослых, а также итогом работы за год. Дети соревнуются в беге, метании, прыжках, а родители оказывают посильную помощь педагогам. Обязательные атрибуты спартакиады – парад, разминка, показательные выступления детей, приглашение настоящего спортсмена, участие героя сказки, награждение участников.

11. «День открытых дверей».

Традиционное осеннее мероприятие нашего детского сада. В этот день двери открыты для всех желающих, как родителей, так и педагогов из других садов. Воспитатели проводят экскурсии по группе и саду, игры-занятия с детьми. Родители вместе с детьми под руководством инструктора ФК могут поупражняться в утренней или оздоровительной гимнастике, на занятии по ЛФК. После сна организуем праздники совместно с родителями, например, «Семейные старты». Стараемся в этот день охватить физкультурно-оздоровительной работой всех детей, и как можно больше родителей.

12. Неделя «Здоровья». В детском саду отменяются все виды занятий, режим дня наполняется играми, развлечениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Открывается у нас неделя «Здоровья» парадом и поднятием флага, выступлением врача или сказочного героя о пользе здорового образа жизни. В течение недели проводим физкультурный праздник или досуг. Желающие родители могут принять активное участие во всех мероприятиях.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться положительных результатов в оздоровлении, воспитании и обучении детей, подготовки их к школе. Причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие детского сада и семьи в воспитании здорового ребёнка.

Количество просмотров: 27527  

Комментарии

спасибо Вам большое ! оч интересно !!!!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование проектной деятельности в педагогической практике на примере реализации проекта «Наш космос» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вермиферма в ДОУ как современный подход к исследовательской и проектной деятельности воспитанников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Развитие детской самостоятельности в коллективном творчестве ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Исследуя, развиваюсь ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы