Развитие детей 5-7 лет в театрализованной деятельности

 
 

Прокопьева Лариса Вениаминовна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ № 496 «Золушка» г. Новосибирска

 
 
 

Сухорукова Елена Архиповна,

воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 496 «Золушка» г. Новосибирска

 

Развитие детей 5-7 лет в театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

В дошкольном детстве ведущим, самым доступным и понятным видом детской деятельности является игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, происходит речевое развитие ребенка. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников?

Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его.

Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии речи ребенка, а особенно у детей с нарушением звукопроизношения. Они в полном объёме развивают все стороны произносительной речи ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.

У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, лучше и быстрее адаптируются в детском саду, становятся более раскрепощенными, происходит неавторитарное общение взрослого и ребенка, сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает.

Таким образом, развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка; развитие его коммуникативных способностей; психических процессов, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить.

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр.

В нашем детском саду, опираясь на опыт многих педагогов и свой собственный, для успешной работы с детьми по театрализованной деятельности была разработана рабочая программа «Волшебный мир театра».

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей 4-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом возраста детей дошкольников.

Цель программы: ввести ребенка в мир прекрасного, пробудить способности к состраданию и сопереживанию, активизировать мышление и познавательный интерес, раскрепостить его творческие возможности через театрализованную деятельность детей.

Задачи программы:

1. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умения общаться, развивать уверенность в себе и т.д.

2. Развивать речь детей: отчетливость в произношении, интонационная выразительность, совершенствование диалогической и монологической речи.

3. Прививать самостоятельность в организации театрализованных игр: уметь самостоятельно организовывать театрализованные игры на имеющемся материале.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.

5. Развивать эстетические и речевые способности средствами театрального искусства.

6. Знакомить с театральной игрой, ритмопластикой, культурой и техникой речи; со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

7. Познакомить детей с основами театральной культуры.

В соответствии с этим разработана модель системы работы по программе:

1. Создание условий.

– Пополнение предметно-развивающей среды.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.

– Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.

Совместные театрализованные представления, рисование театральных афиш, изготовление костюмов и декораций к спектаклям, проведение лекториев для родителей, анкетирование, оформление для родителей фотоальбомов, отображающих участие детей в различных постановках.

2. Совместная деятельность.

Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (утренний приём детей, прогулка, вторая половина дня и др.).

Программа предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности один раз в две недели в первую половину дня.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа. Общее количество в год – 25.

Совместная деятельность детей и педагога, осуществляемая в ходе режимных моментов, проводится во вторую половину дня индивидуально или по подгруппам еженедельно.

Один раз в квартал проводятся постановки мини-диалогов, инсценировок, драматизаций, включая различные виды театра, в зависимости от возрастной группы, для детей детского сада и родителей.

Посещение театров города и выездных театров в детском саду.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Осуществляется в свободной деятельности детей. Для того чтобы у ребенка возник интерес к самостоятельной театрализованной деятельности, в группе должен обязательно быть театральный уголок с разнообразными видами театров.

Каждая непосредственно-образовательная деятельность по театрализованной деятельности имеет определенную структуру. Работа продолжается в течение трех лет: с детьми средней группы (4-5 лет), с детьми старшей группы (5-6 лет), подготовительной группы (6-7 лет) детского сада.

В средней группе занятия не имеют четко выраженной структуры. Для развития интереса к театральной игре и вовлечения в нее детей все занятия придерживаются определенной тематики, соответственно данному возрасту. В занятии чередуются этюды, элементы ритмопластики, речевые двигательные и хороводные игры, работа со сказкой, по содержанию текста; мини-диалоги, мини-сценки по сюжету знакомых сказок, стихов; планируется знакомство с основами театрального искусства.

Каждое отдельное занятие в старшей и подготовительной группах состоит из 4-х основных разделов и одного дополнительного.

1 раздел – «Театральная игра» направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

2 раздел – «Ритмопластика» – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

3 раздел – «Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, интонацией, логикой речи и орфоэпией.

В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

– Дыхательные и артикуляционные упражнения.

– Дикционные и интонационные упражнения.

– Творческие игры со словом.

4 раздел – «Основы театральной культуры» – призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:

– Особенности театрального искусства.

– Виды театрального искусства.

– Рождение театра.

– Театр снаружи и изнутри.

– Культура зрителя.

5 раздел – дополнительный раздел – «Работа над спектаклем» – является вспомогательным, основан на авторских сценариях и включает в себя следующие части:

-Знакомство с пьесой.

-Работа над текстом.

-Распределение ролей.

-Работа над ролью (диалоги героев, танцы и песни, если есть, и т. д.).

-Работа над сценической выразительностью: определение необходимых действий, движений, жестов персонажа, мимики, интонации, места на сценической площадке.

-Репетиция всего спектакля (Выход всех персонажей, в зависимости от роли, подготовка к выступлению перед зрителями).

-Подготовка театрального костюма.

-Подготовка декораций, оформление сцены.

-Показ спектакля для детей и родителей детского сада.

Примечание: В составлении программы ориентировались на программу, разработанную Чуриловой Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Москва 2001., т. к. считаем, что она полно отражает систему работы с детьми по театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает:

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой и интонационной выразительности;

-пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук;

-упражнения на развитие выразительной мимики;

-элементы искусства пантомимы; упражнение на развитие пластики;

-театральные этюды; игры-превращения;

-просмотр кукольных спектаклей и беседы по содержанию»

-отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

-знакомство с текстом сказки для драматизации, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмами, декорациями, мизансценой;

-подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; игры-драматизации;

В результате освоения программы дети могут приобрести:

Обобщенные умения:

-воспитывается в ребенке готовность к творчеству;

-развивается произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазия, воображение, быстрота реакции, инициативность и выдержка;

-активизируется мыслительный процесс и познавательный интерес;

-прививаются навыки вежливого поведения;

-воспитывается зрительская культура;

-воспитывается доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях.

Театрально-сценические умения:

-развивается чуткость к сценическому искусству;

-совершенствуются навыки действий с воображаемыми предметами;

-развивается умение владеть своим телом; способность создавать образы с помощью жеста и мимики; создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

-совершенствуется умение действовать на сценической площадке естественно; равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах;

-развивается речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики; правильное речевое дыхание; улучшается дикция; расширяется диапазон и сила звучания голоса; формируется четкая, правильная речь; пополняется словарный запас, образный строй речи; интонационная выразительность речи;

-появляется интерес и желание импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок, как драму, балет, оперу; самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;

-осуществляется знакомство с терминологией театрального искусства; с театральными профессиями; с отличием театрального искусства от других видов искусств.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что игра в «Театр» – это один из видов игровой деятельности детей. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Приложение к статье

Количество просмотров: 50545  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование проектной деятельности в педагогической практике на примере реализации проекта «Наш космос» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вермиферма в ДОУ как современный подход к исследовательской и проектной деятельности воспитанников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Развитие детской самостоятельности в коллективном творчестве ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Использование элементов драматизации для развития связной речи ребенка в работе логопеда ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. Развивающая предметно-пространственная среда как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Механизмы реализации системы наставничества в сфере музыкального воспитания: опыт, знания, ресурсы ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Современные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Исследуя, развиваюсь ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Что одному не под силу, то легко коллективу: сплочение детско-родительского коллектива посредством совместных игр ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Продуктивное использование современных образовательных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Использование игровых макетов в развитии речи дошкольников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Воспитание дорожной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Проектная деятельность по развитию детской самостоятельности и инициативности с применением технологии «Лепбукинг» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Система развития мелкой моторики у детей младшего возраста посредством песочного рисования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Мотивационная среда как основной компонент в организации исследовательской деятельности воспитанников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Приобщение к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Развитие социального интеллекта как фактор формирования личности ребёнка ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы