Развитие речевого творчества и сочинительства собственных сказок и историй у детей старшего дошкольного возраста

 
 

Прокопьева Лариса Вениаминовна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ № 496 «Золушка» г. Новосибирска

 

Развитие речевого творчества и сочинительства собственных сказок и историй у детей старшего дошкольного возраста

Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский

Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Связность речи – это связность мысли. Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Еще Тихеева Е.И. писала: «Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления». Эльконин Д.Б. («Психология детей дошкольного возраста») отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности».

Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется как в повседневной жизни, так и в организованной деятельности. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.

Обучая ребенка самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему найти точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко-словопроизношения, иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую.

В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы. Эмоционально передавать переживание действующих лиц.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию, является вопрос о выборе сюжета. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера:

«Медведица учит медвежонка говорить»;

«Приключения в магазине игрушек»;

«Новогодние приключения деда Мороза»;

«Моя любимая игрушка»;

«Дюймовочка в гостях у кукол»;

«Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.

Доказано наукой и практикой, что у дошкольника знания и представления формируются несколько раньше и лучше, чем связная речь, хотя это очень взаимосвязано. Зачастую малыш во время рассказа стремится что-то объяснить, он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки:

– игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;

– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;

– игры на формирование образной речи;

– игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т.д.;

– игры на развитие нравственных качеств личности;

– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;

– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;

– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.

Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности.

Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества дошкольника: А.Г. Арушановой, психолога М.И. Лисиной, Л.В. Ворошниной, О.С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной творческой речевой деятельности детей я использую творческую мастерскую, разработанную совместно с Ельцовой О.М. (преподавателем НИПКиПРО и автором многих книг).

Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка.

Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста.

Важным методическим моментом является речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Поэтому в группах должны быть разнообразные виды театров; подобрана необходимая (познавательная) литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, аудио и видеотека, картотека художественного слова. В нашем дошкольном учреждении организована еще и Книжная гостиная.

Творческая мастерскаяодна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:

- излагать последовательность событий в сказке;

- сочинять сказки-загадки;

- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);

- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;

- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;

- анализировать поступки героев;

- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;

- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;

- сочинять сказки по трем опорным словам;

- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизационный характер деятельности.

3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

5. Атмосфера эмоционального подъёма.

6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.

9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.

10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.

11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

В течение нескольких лет, работая с детьми в данном направлении, мною была разработана технология «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», которая состоит она из нескольких частей:

1.Теоретический материал.

2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета (22 игры).

3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой» (17 игровых занятий).

4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.

5. Организация работы в «Книжной гостиной», в старшей и подготовительной группе детского сада, где расписана примерная совместная работа педагога с родителями. (Подробно об организации работы с детьми в Книжной гостиной читайте в электронной газете «Интерактивное образование», в рубрике «Дошкольная академия», газета № 47, за июнь 2013 г.).

6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.

7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.

Технология раскрывает систему занятий по формированию у старших дошкольников навыков речевого творчества на основе сказочного сюжета. В данное время технология находится в работе, в издательстве «Детство-Пресс» в г. Санкт-Петербурге, а воспитатели нашего детского сада стали её реализовывать в подготовительных к школе группах.

Приложение 1. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета

Приложение 2. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой»

Количество просмотров: 33591  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы