Коррекционная роль подвижной игры в развитии двигательной сферы у детей с нарушением интеллекта

 
 

Ященина Валентина Павловна,

воспитатель дошкольной группы

первой квалификационной категории

МКОУ города Новосибирска «Специальная (коррекционная)

начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

 

Коррекционная роль подвижной игры в развитии двигательной сферы у детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных путей развития двигательной сферы и повышения качества жизни детей c нарушением интеллекта являются подвижные игры. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о необходимости использования подвижных игр для лечения и реабилитации детей данной категории, формирования у них жизненно важных умений и навыков.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые-педагоги П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил игре большое место, он определяет игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

По мнению учёного М.Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». Другие авторы, в том чиле и В.Л.Страковская, считают, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».

Практика моей педагогической деятельности в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Специальной (коррекционной) начальной школе № 60 «Сибирский лучик» подтверждает мнения ученых. Работая с детьми в нашей школе воспитателем, убеждаюсь, что подвижные игры являются мощным инструментом не только для развития двигательной сферы детей с нарушением интеллекта, но и оказывают влияние на развитие психических процессов: внимания, восприятия, обогащают сведения детей об окружающем мире, развивают мышление, сообразительность, морально-волевые качества.

Физическое развитие ребёнка с нарушением интеллектуальной сферы зависит от совокупности различных факторов и условий, социальных и биологических (степени основного нарушения, сопутствующих заболеваний), в том числе генетических. Основным нарушением в двигательной сфере данной категории детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому дети с нарушением интеллектуальной сферы долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т.п. Прыжки вызывают у них чрезмерное напряжение и сосредоточенность.

Педагогическую деятельность в работе выстраиваю с учётом этих особенностей поведения детей Огромное значение в моей работе по развитию двигательной сферы имеет индивидуальный подход.

В процессе организации подвижной игры, как метода коррекции двигательных умений, учитываю особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития моторики может быть различным. Высокой эффективностью работы по развитию двигательной активности дошкольников с нарушением интеллекта способствует эмоциональная насыщенность подвижной игры.

В процессе обучения детей правилам той или иной игры, а также необходимым движениям, присутствующим в игре, использую разнообразные методы и приёмы в рациональном сочетании. На первых годах обучения, а также при разучивании новых движений целесообразно использовать не только показ движения, но и совместное его выполнение с ребёнком. При этом выполняемые действия должны сопровождаться словесным объяснением. Словесную инструкцию можно использовать лишь тогда, когда дети владеют движениями, могут их самостоятельно выполнять, хотя сначала предварительно целесообразно демонстрировать детям каждое называемое действие. Когда ребёнок осваивает новое движение, он испытывают неподдельную радость. Ребёнок удовлетворён, когда ему удаётся преодолеть препятствие, встречающееся в игре на пути его движения («кочки» на болоте, условный ручеёк, пеньки, полоса препятствий из мягких модулей).

Дети с нарушением интеллекта при ходьбе часто сутулятся, топают, шаркают ногами, видна не ритмичность движения. Моя практика показывает, что детьми легче усваивается имитационная ходьба, они с удовольствием подражают походке кошке, медведю (животным).

Через подвижную игру развивается большинство двигательных навыков. Эти навыки помогают научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, способствует освоению новых умений, то есть в этом процессе одно способствует развитию других механизмов. Так, например, всем знакомые игры со стихами, текстами: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Море» и др. способствуют развитию речи и моторики, развитию координации движений, одновременно помогают заучивать стихи, что в свою очередь тренирует память, также дети знакомятся с разными понятиями, обогащается лексический запас детей, развивается правильное звукопроизношение.

В подвижных играх обязательно используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, а правила игры при необходимости изменяются соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть – главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. 

 

 

Особая ценность подвижных игр для детей с нарушением интеллектуальной сферы заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью подвижной игры у ребенка с нарушением интеллектуальной сферы развиваются восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторика, речь, повышается умственная активность, а следовательно, познавательная деятельность в целом.

Кроме того, в игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение.

При подготовке к проведению подвижных игр необходимо учитывать содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей. Содержание игр также должно предусматривать комплексный характер коррекционного воздействия двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом.

Выбор игр и методика их проведения диктуются в первую очередь степенью ограничения подвижности ребенка, его физическими и психическими возможностями. При этом учитывается истинный возраст, соответствующий уровню развития ребенка на данный момент.

Организация детей в игре – важное условие ее успешного хода. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Успешность игры во многом зависит от того, насколько хорошо дети поняли ее содержание и правила. Краткое образное объяснение сюжета, дополненное показом, ведущий дает тогда, когда играющие уже разделены на команды и находятся в стартовом положении (в круге, в колоннах и т.п.). Ведущий занимает место не в центре круга, а среди играющих или на возвышении так, чтобы всем его было видно и слышно.Заканчивать игру нужно своевременно. Ее затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. После окончания игры объявляются победители, лучших можно назначить на роль капитана, водящего или судьи-помощника в следующей игре. При этом необходимо отметить индивидуальные успехи и тех, кто проиграл, что стимулирует их к дальнейшему участию в играх. Одна из важных задач педагога, который организует игру – дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости – оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

В заключении стоит отметить, что мой опыт по систематическому проведению подвижных игр оказывает эффективное влияние не только на развитие двигательных навыков детей, но и на общее развитие в целом.

Количество просмотров: 22271  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы