Развитие мелкой моторики как одно из разнообразных средств и методов, способствующих интеллектуальному, психическому развитию детей с общим недоразвитием речи в ДОУ

 
 

Вязова Ирина Ивановна,

воспитатель логопедической группы
высшей квалификационной категории
МБДОУ № 457 Дзержинского района г. Новосибирска

 

Развитие мелкой моторики как одно из разнообразных средств и методов, способствующих интеллектуальному, психическому развитию детей с общим недоразвитием речи в ДОУ

Подготовка к школьному обучению ребенка должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Одним из направлений выступает формирование базисных функций устной и письменной речи, где развитие мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Изучением закономерностей развития психики ребенка занимались М.М. Кольцова, А.Л. Леонтьев, Л.Р. Лурия, которые обнаружили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности точных и дифференцированных движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движения пальцев отстает, то можно предполагать, что и в речевом развитии имеются проблемы, хотя общая моторика при этом может быть нормальной (Л.В. Фомина). М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, что должно учитываться в работе с детьми.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Л.С. Выготский отмечал, что: «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

В.М. Бехтерев, изучая влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи, подчеркивал, что простые движения рук помогают убрать напряжение с самих рук, с губ, снижают умственную усталость человека.

В старшую группу зачислены дети с общим недоразвитием речи (ОНР), II и III уровнем речевого развития. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонетического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

У детей этой группы недостаточно для данного возраста развит словарный запас, страдает связная речь, низкий уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. У большинства детей недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабо развита координация движений, графо-моторные навыки.

Программа воспитательно-образовательной работы для ДОУ по отношению к детям старшей группы предлагает направления, связанные с развитием моторики, речевых функций, но, в то же время, ориентирована на детей с нормальным развитием, не имеющих особых проблем, нарушений в развитии. Содержание и структура логопедических занятий только частично включает задания на развитие и коррекцию моторной сферы.

Сложившаяся ситуация, таким образом, потребовала усиления внимания на эту сторону развития детей и вызвала необходимость поиска дополнительных средств и способов, которые в классическом варианте не предполагаются в цикле логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Я обратила внимание на методическое пособие М.Н. Нагибиной «Чудеса из ткани своими руками», где подробно было изложено в разделе «Рисование нитью», как выполнить угол, окружность, овал, дуги и спирали при помощи ниток и иголки путем вышивания на картонке. Этот вид творческой работы реализуется в рамках дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста. Я предположила, что активная работа ребенка с помощью пальцев рук при использовании техники «Рисование нитью» может составить хорошую основу для развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями, гармонично вписаться в общее содержание образовательно-воспитательной программы ДОУ для детей старшей группы. Техника способствует стимулированию психической активности мозга, позволяет ребенку видеть конечный результат своей работы, происходит активизация спонтанной речи.

Был разработан план цикла занятий с использованием техники «Рисование нитью», структуры занятий и содержаний заданий с учетом общего плана образовательно-воспитательной работы с детьми старшей группы. Проводилась работа по отбору учебно-методического материала для реализации занятий, демонстрационных образцов. Был подготовлен буклет «Чудесные истории», в который вошли описание инструментов, материалов, используемых в технике «Рисование нитью», инструкции и правила работы с инструментами и материалами, сказки и истории об инструментах («Сказка о принцессе Иголочке», «История о ножницах, наперстке»), четверостишия и загадки. Проводилась просветительская и демонстрационная работа с детьми и родителями.

В рамках деятельности по использованию техники «Рисование нитью» организуются и проводятся занятия, построенные по принципу усложнения заданий и ориентации детей на практическую значимость продуктов их деятельности (участие в творческих выставках, оформление работ в виде подарков близким людям и т.д.). Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой по 2-4 человека (15-20 минут), так как работа с иглой требует соблюдения правил техники безопасности и повышенной концентрации внимания ребенка. Работу с детьми на занятиях условно разделила на две части: актуализация освоенного материала, введение новых элементов в технике «Рисование нитью».

В процессе работы с детьми на занятиях опираюсь на следующие принципы:

– ребенку должно быть интересно на занятии;

– задания должны соответствовать уровню его психосоциального и моторного развития и, в то же время, предполагать некоторый объем трудностей;

– разноуровневый объем помощи в выполнении заданий со стороны педагога;

– индивидуальный подход в преподнесении инструкций;

– нахожу слова поддержки, похвалы за терпение и настойчивость.

Занятия начинаются со знакомства с инструментами и материалами для работы, рассказываю сказки и истории об инструментах («Сказка о принцессе Иголочке», «История о ножницах, наперстке»), используя четверостишия и загадки. Следующим этапом является знакомство детей с «Уроками иголочки», осваиваются правила и секреты работы с иглой и нитками. Далее, когда дети уже узнали, как нужно обращаться с инструментами, мы переходим к показу выполнения нитью простейших рисунков (построению и заполнению угла, так как его легче изображать, чем окружность и дуги данным способом). Выполнение каждого этапа работы сопровождается демонстрацией и устной инструкцией для детей, по мере необходимости оказывается помощь отдельным детям, внутри этапа работы выделяются более мелкие части:

– изображение рисунка карандашом;

– нанесение точек;

– прокол отверстия и их счет;

– выбор хорды;

– направление нити и т.д.

По мере освоения элементарного уровня в технике «Рисование нитью» детям предлагается самостоятельное выполнение простых, а затем более сложных рисунков.

Когда техника детьми полностью освоена, им предоставляется полная свобода и самостоятельность в выборе сюжета, способах его выполнения. Совместно с детьми делаем подарки мамам (ко Дню 8-го марта), друзьям (ко Дню рождения), изображаем сказочные сюжеты из прочитанных произведений.

На настоящий момент использование техники «Рисование нитью» позволяет увидеть следующие результаты: дети становятся более внимательны, усидчивы, возрастает точность движения рук, становится более развито образное и пространственное мышление. Этот вид творчества хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, развивает мелкую моторику рук, звукопроизношение. Позволяет приобрести практические и математические навыки (количественный и порядковый счет, точка отсчета и т.д.), учит работе с трафаретом, обучает плоскостному моделированию.

Продолжатся работа по адаптации и коррекции содержательной и структурной части занятий с использованием техники «Рисование нитью» в соответствии и общим циклом логопедических занятий и с учетом речевых нарушений.

Активизация двигательной сферы ребенка дошкольного возраста посредством участий в занятиях по технике «Рисование нитью» позволяет создать условия для развития спонтанной речевой активности ребенка, что снимает страх перед речевой деятельностью. Творческие работы детей разного уровня позволяют увидеть ребенку свою успешность в разных видах деятельности и снижают болезненное отношение ребенка и его близких к проблемам в речевой сфере.

Эффективность работы будет оцениваться посредством получения обратной связи от родителей (анкетирование, беседы, родительские собрания), достижением позитивных изменений в речевой деятельности детей, позитивным эмоциональным самочувствием ребенка в группе, позитивными изменениями в двигательной активности ребенка, а именно – мелкой моторике.

 

Количество просмотров: 11169  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы