Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

 
 

Палей Михаил Александрович,

директор, учитель психологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 47 г. Новосибирска

 

Развитие психологической компетентности среди старших школьников в условиях среднего образования

«Аутизм», «сублимация», «комплекс неполноценности» – еще совсем недавно эти термины можно было встретить только в узкоспециализированной психологической литературе, сегодня же мы широко используем эти понятия в повседневной жизни. Психология проникла во все сферы нашей действительности. С телевизионных экранов мы слышим психологические прогнозы, а в Интернете можно найти психологические тесты на все случаи жизни. На книжных полках бесконечное множество брошюр с кричащими заголовками из серии «Сам себе психолог».

Массовая психологическая культура или поп-культура находит выражение в фильмах и телепередачах, где одним из главных действующих лиц обязательно является психотерапевт или психолог, который комментирует, дает рекомендации. В результате, чтобы академические знания стали доступны для большинства, наука подвергается упрощению, вульгаризации.

Безусловно, распространение поп-культуры в первую очередь происходит через Интернет и часто сайты с, мягко говоря, некачественным, но зато красиво упакованным контентом, искажают представление о психологии как науке. И получается, что такие серьезные вещи как НЛП и психоанализ становятся в упрощенном виде достоянием масс, а именно юношей и девушек с неокрепшей психикой, занимающихся самопознанием и черпающими информацию из сомнительных источников. Молодежь получает руководство к действию в незамысловатом виде – всего на нескольких страницах излагается решение жизненно важных задач: что нужно сделать, чтобы добиться успеха, развить всей потенциал, решить проблемы личного характера. Даются психологические установки, каким нужно быть и что делать. Внедрение психологической терминологии в обиход, несомненно, оказывает влияние на мировоззрение подростков и молодежи. Между тем, именно этой категории людей, в силу нехватки опыта, знания, полученные из непроверенных источников, могут принести больше вреда, чем пользы.

К сожалению, психологическое образование включается в процесс общего среднего образования не в должной мере, поэтому уровень психологической компетенции нового поколения недостаточно высок. Хотя именно от высокого уровня психологической культуры и компетенции зависят и удовлетворённость жизнью человека в дальнейшем, и его достижения в общественной, профессиональной сфере, и благополучие в личной жизни.

Постараемся охарактеризовать вкратце содержание общей психологической культуры, учитывая важность проблемы ее освоения в подростковом возрасте.

Психологическая осведомлённость, как совокупность основных психологических знаний и умений, представляет собой основы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей и окружения. Под психологической грамотностью мы понимаем овладение психологическими знаниями: представлениями, понятиями, законами, умениями, правилами и нормами общения, поведения.

Психологическая грамотность может проявляться во всем: в кругозоре, эрудиции, личном опыте, знании традиций, взаимодействии с окружающими. Она предполагает освоение системы знаков и их значений, овладение способами поведения, в частности способами психологического познания. В этом случае подразумевают не столько знания, сколько способность применять их, соблюдать нормы, правила на уровне поведенческих ролей, традиций, функций в социуме.

Грамотность в целом – это начальная ступень образованности, культуры и компетентности.

Психологическую компетентность можно охарактеризовать на основе психологической грамотности через эффективность, конструктивность внешней и внутренней деятельности. Психологическая компетентность – это эффективное применение полученных знаний и умений в решении возникающих задач, проблем и предполагает соединение знаний о себе, о ситуации с обобщенными психологическими знаниями.

Человек грамотный апеллирует набором абстрактных знаний, а человек компетентный применяет свои знания для конкретного и действенного решения любой психологической задачи и проблемы.

В идеале необходимо сформировать у выпускника средней школы определенный уровень психологической культуры. В первую очередь, это понимание роли психологии в жизни человека и общества. Важно как можно раньше научить различать научную и житейскую психологию, освоить базовые теоретические понятия из разных отраслей психологии, которые могут пригодиться как в общественном, так и в индивидуальном, личном плане.

Социальный заказ государства ставит перед школой новые задачи: подготовить всесторонне развитую личность, умеющую нестандартно мыслить, принимать самостоятельно ключевые решения. В эпоху инноваций выпускники должны быть психологически зрелыми и готовыми к тому, что за пределами школы им придется решать жизненные задачи в рамках жесткой конкуренции. Стандарты нового поколения ФГОС определяют основные направления развития школьного образования, предъявляя большие требования. Необходимо уже с детства формировать такие навыки, стремление к самосовершенствованию, готовность постоянно обучаться, креативно мыслить. Необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности, способности, что поможет правильно определиться молодым людям с выбором профессии.

Очень важно еще в рамках школьного процесса предоставлять учащимся возможность самостоятельно принимать решения, научить ставить краткосрочные, долгосрочные цели и поэтапно разбирать шаги их достижения. Все это нужно сделать в рамках грамотного психологического сопровождения. Новые стандарты призваны формировать новые ценности, где приоритетным будет развитие личности, способной к анализу всего происходящего. Наша задача – воспитать человека нового поколения, умело маневрирующего базой полученных знаний.

В период экономических трудностей, когда нет четкой детерминанты развития общества, наличие материальных проблем у населения приводит к тому, что у молодых людей появляется тревога перед будущим. В этих условиях опять не обойтись без знаний психологии. Нужно сформировать у ребят понимание того, что любые трудности, испытания, которые ставит перед нами жизнь, помогают лучше раскрыть свой потенциал, задействовать дополнительные ресурсы, которые мы не используем, пока находимся в зоне комфорта. Чем раньше мы предоставим возможность нашим детям самим решать свои проблемы, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь. В работе педагога одинаково важна индивидуальная и групповая деятельность. Научить детей работать в коллективе – не менее важная задача для подготовки к взрослой жизни в социуме. Проигрывание жизненной ситуации в атмосфере сотрудничества и взаимного доверия помогает старшеклассникам почувствовать свою значимость, заглянуть в будущее, представить себя на месте другого человека.

Многолетний опыт преподавания предмета психологии в школе показывает, насколько изменилось отношение к психологии. Если раньше эта наука воспринималась как что-то догматичное и неинтересное, то сейчас все кардинально поменялось. Школьники проявляют живой неподдельный интерес ко всему, что связано с психологией, у них появилось понимание того, что эти знания действительно нужны, и использовать их можно во всех сферах жизни.

Призыв «Познай самого себя!» сегодня как никогда актуален. Все в поисках своего предназначения штудируют психологическую литературу. Причем, если раньше о смысле своего существования человек начинал задумываться в зрелом возрасте, теперь этими вопросами все чаще задается молодежь, начиная со школьной скамьи. И именно в этот момент, когда юный искатель открыт для новой информации, и нужен опытный учитель. Проблемы психологического характера не менее важны, чем физиологические. И в идеале было бы хорошо, чтобы молодой человек как за помощью к врачу в случае болезни, обращался к психологу для решения жизненных задач и проблем. А проблем у современных подростков гораздо больше, чем у предыдущего поколения. С появлением Интернета мы стали еще более открытыми и более уязвимыми. Вся наша жизнь, внутренний мир, стали напоказ. Достаточно просто посетить страничку в социальных сетях.

Проблемы переходного периода приобрели совсем другой масштаб. Во все времена в детском коллективе были так называемые изгои, «белые вороны». Но об этом знал только узкий круг – одноклассники. Теперь же подростки объединяются в группы-стаи, и травля жертв происходит виртуально, в совершенно неконтролируемых  масштабах. Причем явление это стало массовым и обозначено устойчивым термином – кибербуллинг. Жестокость подростков опаснее тем, что дети в этом возрасте уязвимы, и роль жертвы заканчивается часто плачевно – случаи суицидальных попыток неуклонно набирают обороты.

Статистика беспристрастна и неутешительна. И часто только своевременное вмешательство взрослых помогает предотвратить трагедию. Знать, что такая проблема в подростковой среде существует, просто обязан каждый родитель и классный руководитель. Не нужно пускать на самотек то, чем занимаются наши дети, не нужно стесняться заходить на их аккаунты, интересоваться их внутренним миром, который на страничке как на ладони.

В период становления личности молодых людей нужно контролировать, направлять, не только в реальном мире, но и в виртуальном, который имеет для них первоочередное значение. Роль школьного психолога-консультанта трудно здесь переоценить. Знание возрастной психологии, совместная работа, тандем родитель-ребенок помогут решить любую проблему на начальной стадии. Одно только наше бездействие, наше равнодушие может погубить детскую душу.

Не надо думать, что посещение странички «В Контакте» – это недостойное вторжение в личную жизнь ребенка. Дети всегда должны чувствовать, что они нам нужны, нашу поддержку, ненавязчивое чуткое руководство. Если вас захлестывают эмоции от того, что вы сделали какое-то неприятное открытие в отношении вашего ребенка, не рубите сгоряча, посоветуйтесь с психологом: ваш случай не первый и у него всегда найдется дельный совет.

Неоднозначно отношение общества в теме сексуального просвещения в школе. До сих пор нет ответа на вопрос: «Быть ему или не быть?». Зарубежный опыт показывает, что раннее просвещение, когда буквально с пеленок в детских учреждениях рассказывают о том, к чему дети еще ни физиологически, ни психологически не готовы, положительного эффекта не имело. Шок, стыд и неприятие – первая реакция детей. В США подобный опыт практикуется уже давно, но, казалось бы, благие цели – попытки предотвратить раннюю беременность и заболевания, передающиеся половым путем – на практике имели противоположный эффект. Естественная подростковая стыдливость, страх перед последствиями и, наконец, боязнь осуждения взрослых – все то, что удерживает от раннего опыта, потеряло смысл, раз взрослые сами рассказывают об этом, значит, это допустимо и нормально. Эффект провокации привел к тому, что число последствий раннего опыта нисколько не уменьшилось.

Неплохо, мягко говоря, было бы ввести цензуру и ограничения на то, что со всех сторон обрушивается на наших детей с неокрепшей психикой, едва они выходят в Интернет. Но пока наша действительность такова, нам, взрослым, придется еще в большей мере сделать акцент на духовность. Безусловно, тема взаимоотношения полов – одна из самых значимых для подрастающего поколения. Они ждут от нас помощи, и мы должны оправдать их надежды.

Основные задачи, стоящие перед педагогами и психологами – научить детей расставлять приоритеты жизненных ценностей, стараться не втягиваться в ситуацию, а заниматься самоанализом, понимать, что человек сам виновен в своих проблемах. Одно только осознание этого может помочь исправить ситуацию.

Развитие психологической компетентности, удовлетворение потребности к знанию психологии в рамках среднего общеобразовательного учреждения, несомненно, поможет создать условия для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, подготовит их к вступлению во взрослую жизнь, где они в полной мере смогут применить полученные знания.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

2. Библер В. С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. — Кемерово, 1993.

3. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. — М , 1998.

5. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону, 1997.

6. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. В 2 ч. — М., 1994.

7. Дубинская В. В., Баскакова З. Л. Мой мир: Курс социальной поддержки учащихся старших классов. – М., 1994.

8. Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996.

9. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб.пособие для вузов по специальности «Психология». — М., 1988.

10. Колмогорова Л. С.Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. — Барнаул, 1999.

11. Кон И. С.В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984.

12. Попова М. В.Психология как учебный предмет в школе:Учеб.-метод. пособие. — М., 2000.

13. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников:Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

14. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997.

15. Свасьян К. А.Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. — 1987. — № 6.

16. Столин В. Д. Самосознание личности. — М., 1983.

17. Харламов Ю. М.Педагогика: Учеб.пособие для вузов. — М., 1999.

18. Холодная М. А.Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — Томск; М., 1997.

19. Чеснокова И. И.Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.

Количество просмотров: 5768  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы