Развивающая программа психолого-педагогической арт-терапии «Разноцветный мир» для работы с детьми младшего школьного возраста

 
 

Турова Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Развивающая программа психолого-педагогической арт-терапии «Разноцветный мир» для работы с детьми младшего школьного возраста

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт помимо учебных занятий включает в себя и внеурочную деятельность [3], одним из направлений которой является программа «Разноцветный мир», в которой использованы широко известные приемы, упражнения и методы психолого-педагогической арт-терапии, собранные воедино, структурированные согласно указанным целям и задачам, которая успешно оказывает помощь в психологическом развитии учащихся методом психолого-педагогической арт-терапии. Программа «Разноцветный мир» – это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком, здесь школьник делает выбор, свободно проявляет свою волю и эмоции, раскрывается как личность. Все это способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих взаимоотношений, а значит, повышает эффективность обучения. Программа «Разноцветный мир» – развивающее направление психолого-педагогической арт-терапии. Психолого-педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

Цель программы – развитие личности ребёнка, изменение стереотипов его поведения, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений, а также проблем в обучении средствами художественного творчества.

Задачи:

1. развить творческое мышление, способность концентрироваться;

2. сохранить психологическое здоровье в процессе изменения личности младшего школьника;

3. способствовать отреагированию страхов и негативных переживаний;

4. обучить приёмам саморегуляции посредством арт-терапевтических техник;

5. сформировать навыки рефлексии;

6. сформировать навыки правильного взаимодействия со сверстниками.

Занятия разделены на 6 тематических разделов. Одна тема включает в себя 10 занятий, направленных на развитие того или иного качества, отвечающих определённой цели и задачам, а так же 1 дополнительный раздел, служащий переходом к программе 3 класса сказкотерапевтического направления «Путешествие в сказку».

· Тема «Узнаю себя» направлена на развитие чёткой системы знаний ребёнка о себе и своих возможностях.

· Тема «Мои чувства» направлена на развитие приёмов эффективной саморегуляции ребёнка.

· Тема «Вовсе не страшно» направлена на преодоление страхов и негативных переживаний.

· Тема «Я и общества» способствует развитию навыков коммуникации.

· Тема «Я работаю в группе» направлена на развитие кооперации.

· Тема «Добро пожаловать в сказку» направлена на развитие творческого потенциала личности младшего школьника.

· Тема «Сказки в нашей жизни» направлена на преодоление негативных поведенческих реакций.

Поскольку, на наш взгляд, наиболее значимым для развития личности ребенка является тема «Узнаю себя», направленная на развитие системы знаний ребёнка о себе и своих возможностях, мы считаем целесообразным представить подробную программу занятий по данной теме.

Тема

Содержание

1.

 «Узнаю себя»

1.Упражнение «Мячик».

Цель: знакомство участников группы.

Время проведения: 3-5 минут (зависит от наполняемости группы).

Ход:

Психолог зачитывает стихотворение:

Разноцветный мячик

По дорожке скачет,

По опушке, по тропинке,

От березки до рябинки,

От осинки поворот -  прямо к (мячик бросается ребенку, который называет имя) в огород, за тем ребенок становится ведущим и бросает мячик следующему ребенку, который называет свое имя.

2. Составление правил работы группы.

Цель: принятие правил работы группы участниками.

Время проведения: 20 минут (зависит от наполняемости группы).

Ход:

Психолог расспрашивает детей о том. Что такое правила и зачем они нужны.

За тем делается вывод, на основании ответов детей о том, на сколько важны правила в нашей жизни. Предлагается совместно с детьми разработать правила группы на весь год обучения.

3. Рефлексия занятия

Время проведения: 5 минут.

Ход: Подводится итог занятию, делается вывод о настроении участников группы, о приобретенных знаниях.

2.

 «Узнаю себя»

Игра-разминка «Дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время проведения: 5 мин.

Ход упражнения

Участники встают в круг.

Инструкция: Ребята, лето, наполненное солнечными днями, пролетело быстро. На его смену пришла осень. Скажите, пожалуйста, как мы с вами отличаем осень от лета? (называют варианты). Правильно, осенью часто идет дождь, давайте с вами вспомним какой он, осенний дождь.  Сейчас по цепочке вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В нашем замечательном городе (подскажите, ребята, название нашего города)  поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Автобиография.

Цель: осознание новой социальной роли ученика.

Время проведения: 30 минут.

Ход:

Ребята, подумайте, как с приходом в школу изменилась ваша жизнь, что важного и ценного произошло с вами? Может, кто – то из вас переехал недавно в этот город и уже пошел здесь в школу?  Можете ли вы изобразить вашу новую жизнь, жизнь первоклассника? Нарисуйте  картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для вас важно. Помните, одно важное правило – вы можете рисовать так, как вам хочется.

Рефлексия.

Время проведения: 5 минут.

Ход:

Предполагает безоценочное обсуждение рисунков, и рефлексию деятельности в целом (что, по мнению ребенка, ему удалось выполнить, какие трудности у него возникли).

3.

 «Узнаю себя»

Упражнение «Волшебная кондитерская».

Цель: осознание индивидуальности.

Время проведения: 10 минут.

Ход:

Выбирается водящий, который выходит из комнаты.

Психолог: Ребята, сегодня я предлагаю вам на некоторое время превратиться в кондитерские изделия. Все вы – кондитерские изделия. Сейчас подумайте буквально минуту, каким именно изделием вы являетесь (есть ли среди нас торты, пирожные, пряники и т.д) (изделия не должны повторяться) и по кругу назовите себя, обязательно рассказав какими качествами вы обладаете: какие на вкус, в какой упаковке и т.д. Внимательно запоминайте, кто есть кто.

Заходит водящий, психолог объясняет ему, куда он попал, и предлагает набор кондитерских изделий. После того как он выбрал, дается следующая инструкция: «Но наши кондитерские изделия непростые. Чтобы попробовать их, нужно угадать, кто за каждым из них скрывается. Ты можешь задавать вопросы любому присутствующему здесь: какое это кондитерское изделие, какая у него начинка, упаковка и т.п. Те, кто отвечает на вопрос, описывают кондитерское изделие, не забывая, кто стоит за ним. Надо описать это изделие так, как если бы этот человек действительно им был».

Прошлое/настоящее/будущее.

Цель:

1) исследовать то, как меняются люди и предметы;

2) выразить свой опыт;

3) поделиться надеждами и страхами по отношению к будущему.

Время проведения: 20 минут.

Ход:

Из-за того, что понятия прошлого, настоящего и будущего являются, по своей сути, относительным, маленьким детям может быть трудно это понять. Нужно начать с обсуждения того, что мы подразумеваем под этими понятиями, и того, как их можно использовать. Например, вчера, сегодня, завтра; в прошлом году, в этом году, в следующем году; в прошлом веке, в этом веке, в следующем веке. Затем детей просят изобразить и рассказать о своем опыте, чувствах и ожиданиях от предстоящего обучения.

Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

Ход:

Предполагает оценку себя каждым ребенком, задаются вопросы относительно трудностей, возникших на занятии, об их преодолении, об успехах.

4

 «Узнаю себя»

Упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК»

Пальчиковая игра

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Время проведения: 3-5 минут.

Ход:

«На полянке теремок, ладони сложить «домиком» перед собой

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы раскрыть.

Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

Открывайте! широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.

День, неделя, месяц, год, жизнь.

Цель: осознание своей индивидуальности, и одновременно с тем схожести людей.

Время проведения: 25 минут.

Ход:

Ребята, все мы очень разные, у нас разная внешность, разный характер, что еще у нас разного? (Дети называют). А в чем мы с вами похожи? Испытываем ли мы похожие эмоции, настроение? Как вы считаете, какие события могут объединять людей? Почему мы их (события) запоминаем?

Сегодня я предлагаю вам нарисовать один самый запоминающийся день, или может неделю, которые были в вашей жизни. За тем делается вывод о том, какие события  чаще всего запоминают люди и почему.

Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

5.

 «Узнаю себя»

Упражнение – разминка «Дом».

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Время проведения: 5 минут.

Ход:

 Я хочу построить дом (руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём (пальчики каждой руки соединить в кружочки и сложить руки в трубочку)

Чтоб у дома дверь была (ладошки рук прислоняем друг к другу, большие пальцы подняты  вертикально)

Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх, пальцы сжаты в кулачок)

Чтоб вокруг забор стоял (ладони вертикально пальцы раскрыты)
Пёс ворота охранял (соединяем руки в замочек и вытягиваем вперед от себя)

Солнце было, дождик шёл (сначала поднимаем руки вверх, пальцы раскрыты, затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И пион в саду расцвёл! (соединяем вместе ладошки и раскрываем пальчики в   «бутон»)

Ракета (направленная визуализация).

Цель: Выявление ценностей ребенка.

Время проведения: 30 минут.

Перед проведением основного упражнения необходимо выяснить представления  обучающихся о том, что такое ценности, почему они появляются в жизни людей, для чего нужны.

Ход:

Ты летишь на неизвестную планету. Ты оставляешь все и всех позади. Ты не знаешь, когда вернешься обратно. Ты можешь взять с собой только одну  вещь, самую дорогую для тебя, самую необходимую. Можешь взять с собой что угодно, но выбирай внимательно, потому что это твой единственный шанс.

Нарисуй ту вещь, которую ты возьмешь с собой.(20 минут).

Процесс рисования не регламентируется, дети самостоятельно выбирают что и каким способом, а так же при помощи каких средств они будут изображать.

Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

6.

 «Узнаю себя»

Упражнение «Назови себя ласково»

Цель: повышение уровня понимания и принятия себя и других людей.

Время проведения: 5 минут.

Ход:

Дети сидят в кругу. Психолог  передает  каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково. За тем дети передают мяч друг другу, при этом называя ласково того участника игры, которому передают.  

После выполнения упражнения проводится рефлексия, целесообразно расспросить участников упражнения о том, какие чувства они испытывали в ходе его выполнения.

Безопасные места (направленная визуализация).

Цель: повышение уровня психологического комфорта ребенка, диагностика тревожности.

Время проведения: 20 минут.

Ход:

Закрой глаза и представь себе место, в котором тебе тепло, радостно и совершенно безопасно. Оно принадлежит только тебе. Здесь тебя никто не может обидеть, никто не может войти, если только ты сам того не захочешь. Что находится в там? Это место светлое или темное? Где оно находится? Что расположено рядом? Не открывая глаз, еще раз осмотри свою безопасное, уютное  место. Открыв глаза, нарисуй его, как можно подробнее. Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

Обсуждение рисунков обучающихся в группе. Обсуждение должно быть БЕЗОЦЕНОЧНЫМ и ПОЗИТИВНЫМ!

7.

 «Узнаю себя»

Лодочка

Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

Время проведения: 3 минуты.

Ход:

Две ладошки я прижму,
И по морю поплыву. Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы
Две ладошечки, друзья, -
Это лодочка моя. Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»
Паруса я подниму, У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы
Синим морем поплыву. Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой"
А по бурным по волнам
Плывут рыбки тут и там. Разъединить ладошки, руки вытянуты в бок, совершают волнообразные движения.

Портрет собственного  Я

Цель: развитие уверенности в себе, самоприятия

Время проведения: 25 минут.

Ход:

Ребята, все мы очень разные, в разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Задумывались ли вы когда – нибудь, почему так происходит? Почему люди совершают хорошие и плохие поступки?  Совместно с детьми делаем вывод о качествах личности. За тем переходим к выполнению упражнения.

Я прошу вас нарисовать картину, изображающую различные аспекты вашей личности. Как выглядит ваша приятная сторона? Какие качества ее  наполняют? А может быть, задумаемся о своей неприятной стороне и моментах, когда она проявляется? Ведь, у каждого из нас множество качеств и сторон личности. Вы можешь изобразить различные стороны своей личности как угодно.

Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

8.

 «Узнаю себя»

Упражнение «Воздушный взрыв»

Цель: формирование и тренировка носового дыхания и углубленного дыхания, снятие физического напряжения.

Данное упражнение может использоваться как разминка или вспомогательное расслабляющее упражнение.

Время проведения: 5 минут.

Ход:

Ход упражнения: По команде психолога участники должны сделать глубокий медленный вдох носом на 4 счетов, надувая живот так, как будто в него поместили воздушный шар. На 16 счетов  задерживается дыхание. После этого по команде на 8 счетов происходит выдох, живот втягивается. Выдох можно сопровождать звонким «Баааах».

Исполнение мечты.

Цель: анализ ценностных ориентаций обучающихся.

Время проведения: 25 минут.

Ход:

Упражнение начинается с обсуждения понятия мечта. За тем делается вывод о том, что у  каждого из нас есть мечта, самое заветное желание. Дается задание изобразить заветную мечту.

Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

9.

 «Узнаю себя»

Мышка.

Цель: снять физическое напряжение, развивать мелкую моторику.

Время проведения: 3 минуты.

Ход:

Зачитывается стихотворение, выполняются движения совместно с психологом. За тем дети выполняют движения сами.

Мышка в норку пробралась (сгибаем поочередно  пальцы обеих рук, делаем  крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (пальцы обеих рук скрепляем  «в замок»)

В дырочку она глядит, (делаем указательным и большим пальцем правой/левой руки колечко)
На заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и сгибаем пальчики.)

Любимая вещь

Цель: повышение степени принятия детьми друг друга. Формирование групповой сплоченности.

Время проведения: 25 минуты.

Ход:

Упражнения начинается с вопроса «Есть ли у вас любимая вещь?», за тем делается вывод о том, что любимая вещь есть у каждого. Дается задание изобразить любимую вещь.

Рефлексия.

Время проведения: 10 минут.

Ход:

Предполагает обсуждение рисунков.

10.

 «Узнаю себя»

Что мне в себе нравится...

Цель: развитие уверенности в себе, самоприятия.

Время проведения: 10 минут.

Ход:

Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, что нам нравится в самих себе. Или поговорить о качествах/поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений.

Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...

Я чувствую себя уверенным, когда я делаю….

Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...

Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...

Я чувствую себя счастливым, когда я делаю так... и т. д. (10 минут)

Сочинение-рассказ «Я хочу быть, как...»

Цель: развитие уверенности в себе, самоприятия.

Время проведения: 20 минут.

Ход:

Детям предлагается сочинить историю на тему:  «Я хочу быть, как...» и за тем изобразить своего героя

Рефлексия

Время проведения: 10 минут

Ход:

Обсуждение рисунков детей. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником, а так же на схожие черты характера героя или качества личности, о наличии которых свидетельствуют те или иные его поступки.

Как следует из результатов эмпирического исследования, проводимого перед включением обучающихся в группу, установлено – основные проблемы нарушения развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста проявляются, как правило, в высоком уровне личностной тревожности, агрессивных реакциях, неадекватной самооценке.

Предложенные приемы работы способствовали, с достаточной степенью статистической достоверности (р < 0,01), изменению следующих основных показателей проявления нарушений эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста:

– произошло расширение эмоциональной сферы детей через четкую дифференциацию положительных и отрицательных эмоций, входящих в эмоционально-когнитивные блоки базового доверия и познания мира (методика Цветовой тест отношений А. И. Лутошкина);

– выявлены статистически значимые различия в блоке, характеризующем эмоционально-волевые особенности личности – произошли качественные личностные изменения: дети стали более уверены в себе, спокойны, научились принимать школьные правила и следовать им, у детей отмечается целеустремленность, добросовестность и аккуратность исполнения заданий и поручений (тест Р. Кеттелла (детский вариант));

– восприятие и понимание социальных эмоций претерпело качественные изменения, выражающиеся в повышении способности к установлению и поддержанию межличностных контактов, в снижении уровня агрессии как внешней, так и внутренней, в повышении познавательной активности детей (методика «Фильм-тест» Рене-Жиля);

– тревожность претерпела как количественные – уменьшение, так и качественные изменения – преобладание высокого уровня тревожности сменилось на более нормативное распределение признака с преобладанием среднего уровня (методика «Выбери нужное лицо» Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен).

В контрольной группе происходили изменения, которые мы связываем с возрастными нормативными изменениями в структуре личности учащихся, (р < 0,01).

Средства психолого-педагогической арт-терапии в структуре разработанной программы «Разноцветный мир» позволяют направить развитие ребенка на расширение его представлений об эмоциях, спонтанности самовыражения, коррекцию негативных эмоциональных состояний, а также способствуют гар

 

Литература

1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. – М., 2003.

2. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. – М., 2003.

3. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2012.

4. Практикум по арт-терапии. Ред. А.И.Копытин. – СПб., 2001.

Количество просмотров: 13350  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы