Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 
 

Дюрягина Ирина Николаевна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходится подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.

Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Маленький человек, познавая мир, должен не только все попробовать, потрогать руками, рассмотреть, но и сделать выводы из увиденного и услышанного, должен уметь применить полученные знания в других областях.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, развить творческую активность ребенка, его воображение.

Воспитатель сегодня – это наставник, который на доступном для ребенка языке поможет понять окружающий мир и правила поведения в социуме, который поможет детям увидеть со стороны свои поступки и их возможные последствия. В течение нескольких важных лет воспитатель формирует личность ребенка, его взгляд на самые разные явления нашей жизни. В современной действительности уровень профессиональной компетентности воспитателя обязан быть высок. Это запрос самого сегодняшнего ребенка, который уже в младшем дошкольном возрасте зачастую владеет навыками свободного обращения с компьютером и другой точной техникой, который, вероятно, имеет опыт дальних поездок и путешествий, который впитывает самую разную информацию, транслируемую телевидением. В данной ситуации воспитатель, как говорится, должен держать руку на пульсе.

Образовательная область «Познавательное развитие» одна из пяти образовательных областей, представленных в ФГОС ДО, особенно значима для развития исследовательской деятельности дошкольника, для расширения его кругозора, так как предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», мы формируем первичные представления ребенка о себе, других людях, окружающем мире, о свойствах (форме, цвете, размере, материале), движении и покое, причинах и следствиях; о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, о смене времен года, о явлениях природы, о живой и не живой природе. Согласитесь, невозможно в век инноваций объяснить ребенку какие-то истины, показывая картинки времен наших бабушек.

В современных условиях обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность. При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти.

В нашем детском саду созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагогов и детей, способствующей воспитанию нравственной личности подрастающего поколения. Эта задача решается через взаимодействие педагога и детей с миром природы, в процессе экологического образования и воспитания в структуре целостного педагогического процесса.

В детском саду оборудована лаборатория, где ребята в непосредственно образовательной деятельности экспериментируют, проводят опыты с различными материалами, используют мультимедийное оборудование. Наши дети очень любят наблюдать за обитателями «живого» уголка: попугаи, хомячки, водяные черепашки, рыбки. Они могут не только изучать их повадки, знакомиться с их особенностями, но заботиться о них. Также в этом уголке представлены элементы различных природных зон Земли.

Учитывая возрастные особенности детей, мы строим свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные пособия. Важным этапом в работе стало пополнение развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе созданы «зеленые зоны» (комнатные растения), где проходят наблюдения и уход за растениями, «огород на окне», уголки экспериментирования, где находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься.

Дети изучают свойства воды, камней, песка, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В нашей группе собран необходимый методический материал, иллюстрации, фотографии, дидактические игры по экологическому развитию, книги, энциклопедии, видеоматериалы. Коллекции различных материалов (камней, растений, тканей) способствуют знакомству детей с различными природными объектами, развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам.

Информация, которую получают дети, научно достоверна, доступна для их понимания. Работа осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр, развлечений, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала, мы используем такие формы работы как проектная и опытническая деятельность. В нашей группе в октябре 2014 г. стартовал инновационный проект «Хочу все знать», целью которого стало создание условий для систематизации знаний детей о многообразии явлений, происходящих в живой и неживой природе. Данный проект был представлен на Всероссийском конкурсе «Моя проектная деятельность» и получил диплом 1 степени.

Воспитательно-образовательный процесс мы организуем таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий их мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой), и, что самое главное, могли применить полученные знания в своей практической деятельности. Этому способствуют специально созданные нами проблемные ситуации и различные дидактические игры.

Особое внимание уделяем сотрудничеству и взаимодействию ДОУ с семьей, совместной работе родителей и детей. Информацию для родителей помещаем в родительских уголках, привлекаем их к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Так, в октябре прошлого года родители и дети приняли участие в конкурсах «Овощная сказка», «Книжкина неделя». Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. С участием родителей был проведен конкурс на лучшую кормушку для птиц. Воспитанники нашего детского сада приняли участие в городской акции «Кормушка», а также стали призерами конкурса «Мастерим, наблюдаем, изучаем», за что были награждены дипломами и призами. Большую помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды по экспериментальной деятельности оказали родители. Они активно участвовали в конкурсе на лучшее нетрадиционное пособие по естествознанию. Так появились макеты: «Солнечная система», «Вулкан», «Устройство фонарика», наглядные пособия «Строение цветка», «Органы чувств» и др. Дети счастливы, когда в группе появляются игры и пособия, сделанные руками их родителей.

 

В марте 2015 года в рамках Международной образовательной выставки Учсиб-2015 на базе нашего детского сада прошел семинар «Организация работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», на котором были представлены работы наших педагогов, воспитанников и их родителей.

Таким образом, именно правильно организованная и планомерно действующая система работы, которая выстроена в нашем дошкольном учреждении, способна решить задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом.

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2014.

2. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013.

3. Серебрякова Т.А. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте. – М., НЦ Академия, 2010.

4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М., 2015.

5. Тимофеева Н.Ф. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. – Волгоград: Учитель, 2013.

Количество просмотров: 20392  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы