Работа музеев образовательных организаций в 2014/2015 учебном году

 
 

Букарева Наталья Николаевна,

начальник отдела по работе со школьными музеями
МБУДО «ГЦ «Виктория» г. Новосибирска

 

Работа музеев образовательных организаций в 2014/2015 учебном году

На сегодняшний день в образовательных организациях города Новосибирска продолжают работать 162 музея и один музейный уголок. И для ребят, и для педагогов отдел по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория» проводит достаточное количество мероприятий, где могли бы раскрыться таланты и тех, и других. В 2014/2015 учебном году отдел провел 6 городских массовых мероприятий: совещание для руководителей музеев образовательных учреждений; конкурсы «Экскурсовод школьного музея» и «Фотовзгляд»; 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся «НОУ «Сибирь»; Фестиваль музеев.

Курсы повышения квалификации для руководителей школьных музеев стали традиционным мероприятием в работе отдела.

Каждый год на педагогическом совете мы отмечаем самых активных руководителей школьных музеев и говорим им слова искренней благодарности за работу. Несколько лет подряд на педсовете мы отмечаем активно работающий музей школы № 57 (руководитель музея – Голованова Елена Николаевна). Также приятно отметить и новичков в этой категории, хотя они совсем не новички в музейной работе. Это школьные музеи: МБОУ Гимназии № 16 «Французская» (руководитель музея – Домбровская Наталья Юрьевна), МБОУ СОШ № 47 (руководитель музея – Буякова Наталья Ивановна), МБОУ СОШ № 87 (руководитель музея – Вовченко Марина Борисовна), МБОУ СОШ № 168 (руководитель музея – Сосновская Анна Николаевна). Руководители этих музеев получили Благодарственные письма от городского центра «Виктория». Ребята и руководители данных музеев были призерами, лауреатами и победителями наших конкурсов, попробовали себя в различных видах деятельности.

Далее я представляю Таблицу активности районов, цифры которой складываются из активности каждого образовательного учреждения и участия музеев каждого района в городских массовых делах патриотической направленности.

Таблица активности районов

№ п/п

Район

2012/2013

%

2013/2014

%

2014/2015

%

1.                 

Дзержинский

14,0

37,3

36,1

2.                 

Калининский

8,5

16,6

11,4

3.                 

Кировский

12,8

26,0

30,1

4.                 

Ленинский

23,6

33,3

33,3

5.                 

Октябрьский

13,1

32,3

30,5

6.                 

Первомайский

6,0

27,2

27,7

7.                 

Советский

6,0

25,0

25,6

8.                 

Центральный округ

16,0

18,7

21,0

Средний % по городу

36,0

27,4

29,8

 

Данные приводятся за последние три года. Информацию об участии каждого образовательного учреждения в этом году получили все специалисты районных отделов образования.

Результаты следующей таблицы основаны на результативности работы руководителей школьных музеев. Не все руководители школьных музеев участвуют во всех мероприятиях нашего отдела. Но в тех, в которых принимают участие – занимают призовые места. В качестве достижений также учитывалось участие в научно-практической конференции руководителей школьных музеев в форме статьи в сборник.

№ п/п

Район

Кол-во музеев в районе

2012/2013 уч. год

2013/2014 уч. год

2014/2015 уч. год

Количество призовых мест

Количество призовых мест

Количество призовых мест

1.                 

Дзержинский

17

7

4

1

2.                 

Калининский

16

5

7

2

3.                 

Кировский

25

7

4

4

4.                 

Ленинский

32

6

9

6

5.                 

Октябрьский

17

5

4

2

6.                 

Первомайский

11

1

8

2

7.                 

Советский

12

3

4

1

8.                 

Центральный округ

33

1

1

2

Ниже представлены номера образовательных учреждений, где руководители школьных музеев совместно с ребятами-активистами принимали участие в 4 или 5 мероприятиях городского отдела по работе со школьными музеями Городского центра «Виктория». Руководители музеев нижеперечисленных образовательных учреждений и повлияли на столь высокие результаты в двух предыдущих таблицах.

Дзержинский район: МБОУ Лицей № 113, МБОУ СОШ №№ 57, 71, 87, 96.

Калининский район: МАОУ Гимназия № 12.

Кировский район: МБОУ СОШ №№ 47, 134, 182, д/с № 425.

Ленинский район: МБОУ Гимназия № 16 «Французская», МБОУ СОШ № 40, 191.

Октябрьский район: МБОУ СОШ № 195.

Центральный округ: МБОУ СОШ № 168.

В этих музеях ребята всегда находят себе дело по душе и их способности востребованы. Здесь создаются интересные проекты, приобретается опыт публичных выступлений, формируются различные умения, используются новые формы работы. О некоторых таких интересных формах работы читатели сегодня прочитают в нашей рубрике.

Немного о грустном. Ниже представлен список номеров образовательных учреждений, чьи музеи не принимали участие ни в одном городском мероприятии нашего отдела.

Калининский район: МБОУ СОШ № 83, 158 (оба музея), 207.

Кировский район: МБОУ СОШ № 64, 135 (оба музея), Лицей информационных технологий, д/с № 436, 461.

Ленинский район: МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия», МБОУ СОШ № 66 (оба музея), 72, 210.

Первомайский район: МБОУ СОШ № 147.

Советский: МАОУ Гимназия № 5.

Центральный округ: МБОУ Гимназия № 1, 9, МБОУ СОШ №№ 1, 29, 43, 51, 120, 180, Экономический лицей, Сибирский кадетский корпус, д/с № 420.

Количество таких музеев, по сравнению с прошлым учебным годом, немного уменьшилось: с 27 до 25. Причин здесь много. Заместители директоров по ВР не умеют или не хотят использовать руководителей школьных музеев в деле патриотического воспитания. Пассивность или низкая квалификация самих руководителей школьных музеев. И не менее важная причина: в некоторых музеях должность руководителя музея на сегодняшний день вакантна. Очень жаль, что в педагогических коллективах не находится человека, который смог бы поднять такой большой и интересный пласт работы.

Курсы повышения квалификации

Сегодня усложняются и растут требования к профессионалам в любой области. В том числе и в такой специфичной области, как музейное дело. Музейная педагогика развивается активно, появляются новые формы деятельности. Стали внедряться новые направления: проектная деятельность, франдрайзинг (сбор денежных средств и иных материальных ресурсов, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом).

Руководители школьных музеев – это люди большого энтузиазма, преданные своему делу и занимающиеся самообразованием. Четыре года назад остро встал вопрос об обучении руководителей школьных музеев. За решение этого актуального вопроса и взялся наш отдел. Курсы «Содержание и методика краеведения в современной школе» проходят на базе ГЦРО, имеют объем 72 часа, слушатели курсов получают Удостоверения государственного образца. Курсы проходят в течение 2-х недель с отрывом от производства во время весенних каникул и первой учебной недели 4-ой четверти. Ежегодно набирается группа в 30 человек. При проведении курсов чередуются практические и теоретические занятия. Были организованы мастер-классы, круглые столы, обучающие семинары, практикумы, экскурсии, представлен опыт работы музеев образовательных учреждений МБОУ СОШ № 94, АКЛ.

Хочу поблагодарить руководителей музеев данных образовательных учреждений Костину Ольгу Константиновну, в то время занимающую должность руководителя музея, а сегодня заместителя директора по ВР МБОУ СОШ № 94, Сунцову Наталью Витальевну и Ефанову Ольгу Валентиновну, руководителей музея АКЛ, Мжельскую Татьяну Владимировну, доцента Новосибирского государственного педагогического университета, Костину Ольгу Витальевну, начальника информационно-издательского отдела МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».

На базе данных образовательных учреждений проходили обучающие семинары для слушателей курсов.

Тематика обучающих семинаров была довольна разнообразна: «Современные проблемы музейной педагогики», «Современные технологии в школьном музее», «Муниципальный грант», «Мониторинг работы музея образовательного учреждения», «Экскурсионная деятельность – одна из основной формы работы музея», «Интерактивная экскурсия», «Информационные технологии в работе школьного музея» и другие.

Городская школа «Юный экскурсовод»

В последнее десятилетие возрос интерес к истории родного края. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно знакомить ребят с историей своей малой Родины, активизировать их работу по изучению родного края средствами музееведения.

В сентябре традиционно начинает работу городская школа «Юный экскурсовод», которая проходит на базе различных образовательных учреждений. Занятия в группах ведут педагоги нашего отдела Благодарова Светлана Анатольевна, Тарасова Анастасия Николаевна, Саванчук Людмила Ефимовна, Гачко Марина Васильевна.

В 2014/2015 учебном году в «Школе…» обучалось 765 ребят в 51 группе. Данный курс создан с целью обеспечения духовно-нравственного становления подрастающего поколения, ознакомления детей с музейным пространством, формирования любви к школе, родному краю, к Родине. Занятия проходят один раз в неделю, где основной акцент делается на активные формы работы с максимальной ориентацией на самостоятельную творческую работу. Ребята не только учатся проводить экскурсии, но и развивают творческие и коммуникативные навыки. Участие в НПК, конкурсах, акциях формируют гражданскую позицию юных жителей Новосибирска, помогают им преодолевать свои страхи и комплексы.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, литература, психология, музыка и другие. По окончании курса (2 года обучения) ребятам выдается свидетельство об окончании обучения и о получении квалификации «Экскурсовод школьного музея».

Конкурсы

Школьный музей дает большие возможности для сотворчества учащихся, учителей и родителей. Результаты этой деятельности хорошо видны, когда ребята и взрослые участвуют в конкурсах. Именно при подготовке к конкурсам и ребята, и педагоги лучше узнают историю района, города, выявляют ценные и уникальные документальные материалы, пополняют музейный фонд.

Городской конкурс «Экскурсовод школьного музея»

Четвертый раз в 2014/2015 учебном году прошел городской конкурс «Экскурсовод школьного музея» для активистов музеев ОУ. Поступило 50 заявок из 30 образовательных учреждений города.

Многие учащиеся участвуют в нашем конкурсе уже не первый год. 12 образовательных учреждений направили на конкурс более одного участника. В прошлом учебном году таких образовательных учреждений было 16. Принцип «Лучше меньше, да лучше» оправдал себя. Достаточное количество участников было подготовлено на высоком уровне.

Конкурс проходит в три этапа:

«Портфолио» – заочный этап;

«Мастер-класс» – очный этап;

Финал, куда выходят 8 участников: по 4 участника от каждой возрастной группы.

«Портфолио». Это заочный этап конкурса, где были представлены иллюстративные материалы, из которых можно было узнать об участнике, как о разносторонней личности. Большинство материалов имели логическую завершенность, были аккуратно и эстетично оформлены.

Помимо официальных материалов в «Портфолио» были представлены тексты интервью с тружениками тыла, работавшими в Новосибирске во время ВОВ и тексты виртуальных экскурсий о малой скульптуре нашего города, которая посвящена участию сибиряков в Великой Отечественной войне.

«Мастер-класс». Во второй этап всегда проходят все участники, кто представляет на конкурс свое Портфолио. Ниже вы видите состав нашего жюри, которое работало на этапе «Мастер-класс».

Состав жюри:

1. Шихваргер Григорий Авраамович, Заслуженный учитель РФ, заместитель директора по УВР городского центра физической культуры и спорта «Виктория».

2. Мжельская Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета.

3. Букарева Наталья Николаевна, начальник отдела по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория».

4. Благодарова Светлана Анатольевна, методист отдела по работе со школьными музеями ГЦФКиС «Виктория».

5. Костюркина Ирина Валерьевна, ведущий методист Городского Центра истории Новосибирской книги, директор экскурсионного центра «Созвездие близнецов».

6. Кузменкина Людмила Анатольевна, методист информационно-издательского отдела МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида».

На этом этапе участники конкурса представляли свое видение экскурсии по памятникам нашего города, посвященным участию сибиряков в Великой Отечественной войне. Присутствующие услышали интересные истории, посвященные персоналиям, памятным знакам и мемориальным ансамблям. Зрители и члены жюри узнали о восстановлении скульптуры «Алеша-сибиряк», об открытии мемориального ансамбля «Защитникам Отечества» и бюста А.И. Покрышкина и других памятниках, посвященных участию сибиряков в ВОВ.

Хочу отметить образовательные организации, участники которых очень грамотно подготовили как свое Порфолио, так и виртуальную экскурсию.

МАОУ Гимназия №№ 12, 16;

МБОУ СОШ №№ 34, 40, 49, 57, 80, 96, 129, 160, 168, 195.

Материалы конкурсантов из этих образовательных учреждений были основаны на поисковой деятельности, архивных данных, анализе литературы. Ребята и педагоги грамотно подошли к такому сложному процессу, как создание экскурсии: выбрали тему, соответствующую конкурсу, определили цели и задачи, согласно структуре экскурсии подобрали и построили материал. Да и на внешний вид экскурсовода было приятно посмотреть: очень скоромный макияж, аккуратная прическа, вторая обувь. И, конечно же, наличие указки у экскурсанта. Не допустимо на экспонаты показывать рукой или пальцем.

Финал. Финал проходил на базе ДДТ им. Ефремова 12 марта 2015 г. Традиционно финалисты готовили творческое домашнее задание (визитка) и участвовали в конкурсе-экспромте.

Во время конкурса-экспромта участники финала заочно прогулялись по Монументу Славы, который условно был разделен на 8 объектов и рассказали историю каждого объекта. Для подготовки к этому конкурсу была проведена консультация и экскурсия в музей «Пост № 1».

Места по окончании финала распределились следующим образом:

12-14 лет

1 место, приз зрительских симпатий – Заречный Егор, МБОУ СОШ № 49

2 место – Наркеева Нуриза, МБОУ СОШ № 129

3 место – Воевода Аурика, МАОУ Гимназия № 12

4 место – Прохоренкова Анастасия, МБОУ СОШ № 34

15-17 лет

1 место – Бондарчук Алина, МБОУ СОШ № 80

2 место – Яхонтова Анна, МБОУ СОШ № 40

3 место – Халбаева Джамиля, МБОУ СОШ № 86

4 место – Акулова Екатерина, МБОУ СОШ № 195

Для всех участников конкурса педагогами нашего отдела проводились консультации на всех этапах.

Городской конкурс «Фотовзгляд»

Я сказала о конкурсе для школьников, теперь о конкурсе для взрослых.

В марте 2015 года прошел городской конкурс «Фотовзгляд». Было подано 46 заявок от авторов и творческих коллективов. В данном конкурсе участвовали только педагоги, детские работы не принимались.

В Конкурсе участвовали руководители музеев образовательных учреждений, педагоги-предметники, педагоги-организаторы, зам. дир. по ВР. В Конкурсе принимали участие как отдельные авторы, так и авторские коллективы.

При анализе работ видно, что работа в музеях ведется систематически, творчески, музеи активизируются. Это о плюсах.

Но были и минусы: не все фотографии были достаточно высокого качества, что не соответствовало Положению, в некоторых работах отсутствовала логика изложения при описании фотографии. И еще раз хотелось бы сказать о том, что не допустимо на городской конкурс, да и на любой другой конкурс, приносить работы с орфографическими ошибками.

Все победители и участники конкурса «Фотовзглад» получили призы, Грамоты и Дипломы на нашем традиционном мероприятии – городском Фестивале школьных музеев.

Конференции

Научно-практические конференции – это метод самостоятельной работы как школьника, так и педагога. Это возможность проявить себя, контролировать степень своих знаний.

Такая работа развивает, позволяет подробнее разобраться в выбранном вопросе, научиться выбирать необходимую информацию из множества источников, правильно ее анализировать и подавать аудитории. Также участник конференций учится говорить на публику, совершенствует риторику.

Научно-практическая конференция руководителей школьных музеев

5 февраля 2015 г. на базе МКОУ ДОД ДТД УМ «Юниор» прошла 11-я научно-практическая конференция руководителей школьных музеев «Школьный музей – звено учебно-воспитательного процесса. Новые формы работы в школьном музее».

В рамках конференции был представлен опыт педагогов, развивающих музейное дело, а также мнение ученых в области педагогики. Сегодня музейная деятельность по праву рассматривается как важное звено образовательного пространства.

В конференции традиционно 2 формы участия: доклады на пленарном заседании (не более 10 мин.) и статьи для сборника.

Приятным моментом для участников конференций оказалось вручение авторам юбилейного четырехтомного сборника методических материалов «Школьный музей в воспитательной системе образовательного учреждения». В сборнике были собраны материалы конференций последних десяти лет.

Научно-практическая конференция школьников «НОУ «Сибирь»

12 февраля 2015 г. на базе Городского Центра Истории Новосибирской книги в рамках 34-й городской открытой научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь» прошло заседание секции «Музеология», на которой было представлено 10 работ из 8 образовательных учреждений города. МБОУ СОШ № 94 представила 2 участника. Впервые секция прошла не на базе НГПУ.

Общая тема докладов секции – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

По итогам отборочного тура для выступления на конференции были допущены восемь докладов.

Итоги работы конференции следующие:

«Золотая лига»

Кобзарь Андрей, Макаров Тимур, 9 класс, МБОУ СОШ № 40 (руководитель – Черновина О. В.)

Лауреатами стали:

Голованова Дарья, 9 класс, МБОУ СОШ № 57 (руководитель – Голованова Е.Н.)

Власова Полина, 10 класс, МБОУ Гимназия № 16 «Французская» (руководитель – Домбровская Н.Ю.)

Сакина Татьяна, 10 класс, МБОУ СОШ № 196 (руководитель – Безменова Е.В.)

Крепких Кирилл, 10 класс, МБОУ СОШ № 47 (руководитель – Буякова Н.И.)

По окончании конференции для участников была проведена экскурсия по музею Центра.

Все участники конференции получили Удостоверения, а представитель «Золотой Лиги» – приглашение на церемонию награждения.

Городской Фестиваль школьных музеев

18 мая 2015 года прошел Городской Фестиваль музеев. Форма проведения Фестиваля в этом году была изменена. Фестиваль прошел в форме городского открытого урока «Дети войны».

В прошлом учебном году гостями Фестиваля помимо руководителей школьных музеев и учителей-предметников образовательных учреждений были труженики тыла – жители города Новосибирска, награжденные медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В рамках проведения Фестиваля планировалась еще и автобусная экскурсия по городу, которую готовы были провести экскурсоводы из числа активистов школьных музеев. Планировалось, что участники Фестиваля познакомятся со страницами истории нашего города времен Великой Отечественной войны, возложат цветы у памятника А.И. Покрышкину и у Вечного огня на Монументе Славы. По независящим от нас причинам, экскурсия не состоялась. Но, несмотря на это, мы благодарны и детям, и педагогам за помощь в подготовке городского Фестиваля. Номера образовательных учреждений и фамилии педагогов, подготовивших экскурсоводов, вы видите ниже.

МБОУ СОШ № 2 (руководитель – Саванчук Л.Е.), № 20 (руководитель – Попова В.М.), № 49 (руководитель – Орлова Л.А.), № 52 (руководитель – Калинина В.П.), № 92 (руководитель – Гуляев И.С.), № 129 (руководитель – Чадова Л.В.), № 167 (руководитель – Смирнова А.В.), Гачко М.В. и Благодарова С.А. – педагоги ГЦФКиС «Виктория».

И ребята, и педагоги получили Благодарственные письма. 

Также большую помощь в проведении Фестиваля оказали Аэрокосмический Лицей (руководители музея – Сунцова Наталья Витальевна, Ефанова Ольга Валентиновна) и МБОУ СОШ № 49 (руководитель музея – Орлова Л.А.).

Всем участникам Фестиваля была выдана сувенирная продукция.

Паспортизация музеев образовательных учреждений

В 2014-2015 учебном году у нас второй раз прошла перепаспортизация музеев ОУ. Документов для этого надо меньше, нежели на паспортизацию. На перепаспортизацию в этом году вышло 8 образовательных учреждений. На первичную паспортизацию подали документы 7 музеев образовательных учреждений.

Паспортизация проходила согласно утвержденного графика.

Вот так плодотворно прошел наш 2014/2015 учебный год. А в этом учебном году хочу еще раз пожелать всем удачи.

Презентация

Количество просмотров: 5794  

Добавить комментарий

Target Image
1. Мини-музеи как средство организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Вовлечение ресурсов школьного музея Бориса Богаткова в педагогическую практику учителя словесности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. Организация мини-музеев в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Экскурсия как средство патриотического воспитания ВЫПУСК №106, апрель 2023
5. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством мини-музея «Эвенская деревня» ВЫПУСК №106, апрель 2023
6. Мини-музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников ВЫПУСК №106, апрель 2023
7. Музейный урок как инструмент формирования социокультурного пространства обучающегося ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
8. Реализация программы воспитания в дошкольной образовательной организации посредством музейной педагогики ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
9. Музей вчера и сегодня: как менялись формы и методы организации работы ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
10. Сотрудничество с этноцентром в опыте руководителя школьного музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
11. Юбилейные даты истории страны в экспозициях лицейского музея ВЫПУСК №101, июнь 2022
12. Имя на карте города. Юрию Васильевичу Кондратюку посвящается ВЫПУСК №101, июнь 2022
13. Встреча, положившая начало крепкой дружбе Выпуск №100, Апрель 2022
14. Семь страниц из истории школы ВЫПУСК №99, февраль 2022
15. Приобщение обучающихся к культурным ценностям через музей русской народной культуры Выпуск №98, декабрь 2021
16. Новые возможности школьных музеев Выпуск №98, декабрь 2021
17. Музейная игра ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
18. Интерактивная игра «Левобережье» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
19. Игра-викторина «Предполетный экзамен» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
20. Формирование гражданской идентичности в рамках работы музея образовательного учреждения ВЫПУСК №96, Октябрь 2021

Страницы