Музыкально-дидактические игры как средство диагностики социальной готовности к школьному обучению

 
 

Рубцова Ксения Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Музыкально-дидактические игры как средство диагностики социальной готовности к школьному обучению

В современном мире компьютерных технологий все большую значимость приобретает проблема плохой социальной адаптации детей. Современные дети очень быстро и легко осваивают новые технологии, и почти все свое свободное время проводят в одиночестве, играя в компьютерные игры различной сложности. Такая изолированность детей привела к тому, что сегодня современные дети разучились общаться и взаимодействовать друг с другом. Они не играют вместе и даже не знают самых простых коллективных игр.

Проблема плохой социализации детей проявляется особенно ярко при подготовке поступлению в общеобразовательную школу. Очень часто как среди родителей, так и среди педагогов, существует мнение, что подготовить ребенка к обучению в школе – это научить его читать, писать и считать. Акцентируя свое внимание только на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социальную готовность, включающие в себя учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Первый год в школе для любого ребенка – это сложный и переходный момент в жизни. Меняется не только его распорядок дня, уклад жизни, но растет и психологическая и эмоциональная нагрузка. Современная школа предъявляет жесткие и строгие требования к ребенку-первокласснику. При поступлении ребенка в первый класс сейчас учитывается не только умение ребенка писать, читать и считать, но и его социальная, психологическая и коммуникативная готовность к учебному заведению. Первый год обучения требует от ребенка напряженного умственного труда, он сталкивается с новыми детьми и взрослыми. Ему необходимо установить контакты с одноклассниками и учителем. Круг общения ребенка тоже расширяется: новые одноклассники, сверстники, старшеклассники, учителя и другие школьные работники. От отношений в этом сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт. Дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться. Опыт показывает, к этому готовы не все дети. Для многих первоклассников трудна именно социальная адаптация, поскольку ребенок вначале не может сразу привыкнуть к школьному режиму, школьным нормам поведения и брать на себя школьные обязанности.

Социальная готовность к школьному обучению – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

Социальная готовность к школе включает в себя:

– умение слушать других;

– чувствовать себя членом группы;

– понимать значение правил и умение соблюдать их;

– конструктивно решать конфликтные ситуации.

Музыка является одним из направлений, реализуемых в детских садах и студиях раннего развития. На первый взгляд, может показаться, что музыкальные занятия носят развлекательный и необязательный характер, и никак не связаны с подготовкой старших дошкольников к обучению в школе.

Много лет я занимаюсь музыкальным воспитанием дошкольников в студии раннего развития «Солнечный город» на базе Центра внешкольной работы «Галактика». Ежегодно я осуществляю диагностику музыкальных способностей учащихся в начале и в конце учебного года. Педагоги, занимающиеся развитием речи, обучением грамоте и счету проводят диагностику готовности к школьному обучению (в том числе, социальную готовность). Многолетнее тесное профессиональное общение с коллегами по студии раннего развития заставило меня задуматься, а возможно ли на музыкальных занятиях также способствовать формированию социальной готовности к школьному обучению старших дошкольников?

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Таким образом, детская музыкальная деятельность становится средством и условием вхождения ребёнка в мир социальных отношений.

Образовательная программа по музыкальному воспитанию дошкольников включает в себя разнообразные виды деятельности:

– пение,

– слушание музыки,

– игра на музыкальных инструментах и другие.

Одними из самых эффективных средств развития личности ребенка через музыкальную деятельность являются музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры – это музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Музыкально-дидактическим материалом игр являются:

– песни, инструментальные произведения;

– набор музыкальных инструментов;

– наборы музыкальных игрушек.

В Программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр.

Особенностью музыкально-дидактических игр является то, что это коллективный вид деятельности. Одной же из важнейших задач современного образования является развитие у детей творчески работать в коллективе.

Существуют различные музыкально-дидактические игры на формирование и развитие у детей звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха детей. Они общеизвестны педагогам-музыкантам, много лет успешно ими используются. Казалось бы, что можно придумать нового? Как, решая чисто музыкальные задачи, можно способствовать формированию и развитию социальной готовности детей к школьному обучению?

Всем известно, что индивидуальным учебно-воспитательный процесс делает методика подачи учебного материала. Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что для развития социальной готовности к школе средствами музыкально-дидактических игр наиболее эффективно использовать формы работы, способствующие формированию и развитию у детей навыка взаимодействия и социальной адаптации. Одной из таких форм работы, по моему мнению, является работа в паре. Поскольку социальная готовность к школе – понятие психологическое, очень важным я считаю, научить дошкольников различным моделям поведения. Иными словами, средствами музыкально-дидактических игр можно научить детей выполнять различные социальные роли (учитель-ученик, ведущий-ведомый).

Приведу пример. Работая над развитием тембрового слуха детей, можно организовать в ходе музыкально-дидактической игры детский оркестр с дирижером-ребенком. Опыт работы показывает, что, предлагая учащемуся исполнить определенную социальную роль (в данном случае, роль дирижера), педагог должен учитывать особенности темперамента и характера ребенка. Однако, желательно, чтобы один ребенок научился выполнять разные социальные роли. Например, ребенку с ярко выраженными лидерскими качествами важно проявить их, выступив роль «дирижера оркестра», а затем, вступить в роли участника оркестра, для развития у него умения слушать другого.

Еще один пример. При работе над развитием звуковысотного слуха средствами музыкально-дидактической игры, очень эффективной является такая форма, как работа в паре. Оба участника пары должны помочь друг другу выполнить задание, которое требуется в данной музыкально-дидактической игре (например, верно исполнить мелодию короткой песенки-попевки). Условием «победы» в этой игре пары участников является качество их взаимодействия и взаимопомощи. Опираясь на личный опыт, можно порекомендовать ставить в пару учащегося с высоким и слабым развитием звуковысотного слуха. Таким образом, в ходе решения задачи, которая ставится в этой музыкально-дидактической игре, учащийся со слабым развитием звуковысотного слуха будет (при соответствующем настрое педагога) стараться не подвести более сильного участника пары, а сильный – помочь более слабому партнеру. Регулярно используя данный прием в музыкально-дидактических играх подобного типа, я убедилась в эффективности его использования. Учащимся удается не только быстро развить звуковысотный слух, но и, что очень важно, научиться взаимодействовать друг с другом, что положительно сказывается на развитии социальной готовности к школе.

Результатом такого планомерного и целенаправленного формирования социальной готовности к школьному обучению старших дошкольников (средствами музыкально-дидактических игр) стали стабильно высокие показатели диагностики готовности к школе учащихся студии раннего развития, проводимых педагогами в конце каждого учебного года. Кроме того, уже много лет студия раннего развития «Солнечный город» неизменно пользуется спросом у родителей.

Таким образом, построение музыкальных занятий с дошкольниками, как комплексного учебно-воспитательного процесса способствует не только музыкальному, но личностному и социальному развитию детей.

Количество просмотров: 7855  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы