Конкурсное движение как одно из условий повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов образовательных учреждений Центрального округа

 
 

Кравец Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска,

Отличник народного просвещения

 
 
 

Королькова Ольга Олеговна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 4» г. Новосибирска

 

Конкурсное движение как одно из условий повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов образовательных учреждений Центрального округа

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей.

М. Барбер

«Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества» [3]. Следовательно, основным направлением работы в современной школе становится развитие профессиональной компетентности учителя, который способен эффективно организовать деятельность учеников, а также передать обучающимся определенную сумму знаний для овладения детьми способностью к активному действию.

В современной педагогике существует несколько подходов к определению профессиональной компетентности. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста [2]. По мнению В.Н. Введенского, профессиональная компетентность педагога «не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике» [3]. Б.С. Гершунский понимает профессиональную компетентность как «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [3]. В статьях И.В. Куренковой и В.В. Талышева под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности [1, 6].

Несмотря на неоднозначность представленных подходов, профессионально компетентным можно считать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся [1, 6].

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. развития его профессиональной компетентности, под которым понимается «развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде» [3, 6].

Исходя из современных требований, можно выделить следующие основные направления развития профессиональной компетентности педагога:

– работа в методических объединениях, творческих группах;

– исследовательская деятельность;

– инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

– различные формы педагогической поддержки;

– активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

– трансляция собственного педагогического опыта;

– использование ИКТ и др. [1, 6].

В своей статье мы подробно рассмотрим значение конкурсного движения для повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов.

Мы разделяем точку зрения С.В. Разносчиковой, которая считает, что участие в различных конкурсах позволяет педагогам проявить себя, развить свои таланты, а также получить определенные преимущества в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности [4]. Необходимость участия педагогов в профессиональных конкурсах является одним из критериев процедуры аттестации работников образования, а успешность участия учителя и обучающихся в различных конкурсах – критериями оценки эффективности деятельности педагогов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

По мнению С.В. Разносчиковой, профессиональный конкурс призван способствовать совершенствованию оценки и стимулирования труда педагогических работников, выявлению передового педагогического опыта, обновлению содержания школьного образования [5]. Мы согласны с С.Ю. Стекленевой, которая считает, что «конкурсы профессионального мастерства пропагандируют передовой педагогический опыт, развивают готовность педагогов к реализации индивидуального подхода в педагогической деятельности, а главное – поощряют профессиональную активность и педагогическое творчество» [5].

В работах Е.И. Огарёва, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и др. известных ученых говорится о том, что творческая самореализация педагогов – процесс непрерывный и потенциально бесконечный, а главное – это всегда сотворчество с учениками. По мнению В.А. Кан-Калика и Н.В. Никандрова, в конкурсных материалах могут быть отражены различные варианты сотворчества учителя с учащимися: учитель не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя (педагог–«премьер»); учитель соотносит свой творческий процесс с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог–«дирижёр»); учитель учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся (педагог–«зеркало»); учитель создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальное самовыражение и творческое сотрудничество (педагог–«режиссёр»). Несомненно, «личностно-ориентированный подход соответствует последнему варианту сотворчества, на который равняется современное образование. Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности» [5].

По мнению С.В. Разносчиковой, участников конкурсов можно условно разделить на три группы: «Первая – это «звезды», самодостаточные состоявшиеся педагогические личности, которые самостоятельно готовы к участию в конкурсах и требуют минимальных усилий со стороны администрации и коллектива. Вторая – опытные педагоги, владеющие уникальными методическими приемами и профессиональными качествами, но не считающие участие в конкурсах по разным причинам для себя важным. Третья группа – достаточно молодые, но уже неординарные, творческие учителя, в которых нужно вселить уверенность в свои силы» [3].

Учителей начальных классов Центрального округа г. Новосибирска можно с уверенностью отнести к первой группе конкурсантов: опытные, творческие, щедрые педагоги, активно участвующие в конкурсах сами, а также активно вовлекающие в конкурсное движение своих воспитанников. Этот вывод мы смогли сделать на основании двухлетней работы ОМО учителей ОРКСЭ ЦАО г. Новосибирска. За это время нами была разработана и апробирована система профессиональных конкурсов, а также система предметных конкурсов по ОРКСЭ для обучающихся 1-4 классов.

Так, уже традиционным стали конкурсы презентаций к родительскому собранию и к урокам ОРКСЭ, которые проводятся в течение двух лет.

Конкурс «Лучшая презентация для родителей по курсу ОРКСЭ»

ОУ

2013-2014 уч.г.

2014-2015 уч.г.

МБОУ СОШ № 4

Иващук Тамара Анатольевна (победитель)

 

МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ

Соловьева Светлана Сергеевна (победитель)

Воробьева Ирина Владимировна (1 место)

МБОУ СОШ № 24

Безуглова Юлия Сергеевна (победитель)

 

МБОУ ООШ №84

Абросимова Кира Владимировна (лауреат)

 

МБОУ СОШ № 77

 

Галкина Ирина Анатольевна и

Ершова Оксана Григорьевна (2 место)

Конкурс «Лучшая презентация к уроку ОРКСЭ»

ОУ

2013-2014 уч.г.

2014-2015 уч.г.

МБОУ СОШ № 99 с УИП ХЭЦ

Титарева Татьяна Николаевна (лауреат)

 

МБОУ «Гимназия №13»

Родионова Юлия Владимировна и Котева Марина Алексеевна (лауреат)

Важенина Ольга Викторовна (поощрительный приз)

Литасова Лилия Юрьевна (победитель)

Жильцова Людмила Станиславовна (поощрительный приз)

Бобинова Светлана Вячеславовна (победитель)

Родионова Юлия Владимировна (2 место)

МБОУ СОШ № 77

Никифорчук Наталья Васильевна и

Ершова Оксана Григорьевна (поощрительный приз)

 

МБОУ СОШ № 4

Никитенко Ольга Владимировна (победитель)

 

МБОУ «Лицей №22 «Надежда Сибири»

Матвеева Юлия Евгеньевна (победитель)

 

МБОУ СОШ №17

Масальская Оксана Владимировна (победитель)

 

МБОУ СОШ №168

С УИП ХЭЦ

Крапивина Ольга Анатольевна (поощрительный приз)

 

МАОУ Гимназия №10

Коробова Ольга Николаевна (лауреат)

 

МБОУ СОШ № 29 с углублённым изучением истории и обществознания

Калинина Наталья Владимировна (поощрительный приз)

 

МБОУ СОШ № 159 с углублённым изучением математики, физики

Банникова Наталья Анатольевна (лауреат)

 

МАОУ «Гимназия №10»

 

Зайцева Татьяна Анатольевна (1 место)

МБОУ СОШ №17

 

Кравчук Ольга Александровна (3 место)

МБОУ СОШ № 12

 

Ковалькова Марина Ивановна (2 место)

МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ

 

Соловьева Светлана Сергеевна (3 место)

МАОУ СОШ «Диалог»

 

Чагина Татьяна Евгеньевна (2 место)

По итогам конкурсов созданы диски с работами участников.

В 2014-2015 уч.г. были проведены литературный конкурс «Доброслов» для обучающихся 4 классов и конкурс ДПИ «Храмы и соборы» для обучающихся 1-3 классов.

Литературный конкурс «Доброслов» (22 работы)

ОУ

Ф.И.О. педагога

Результаты участия

МБОУ СОШ № 17           (5 работ)

Кравчук Ольга Александровна

4 участника, лауреат

МБОУ СОШ № 77           (5 работ)

 

Ершова Оксана Григорьевна;

Ершова Оксана Григорьевна и Галкина Ирина Анатольевна

лауреат; дипломант          2 степени

Никифорчук

Наталья Васильевна

дипломант 1 степени,           2 дипломанта 2 степени

МБОУ "Лицей № 22"            (11 работ) 

Исакова Наталья Александровна 

2 лауреата, 3 дипломанта 3 степени, дипломант            2 степени

Матвеева Юлия Евгеньевна 

дипломант 3 степени,            2 дипломанта 2 степени, дипломант 1 степени

Асеева Валентина Ивановна 
 

дипломант 2 степени

МБОУ гимназия №13            (1 работа)

Авдеева Виктория Викторовна

 участник

Наибольшее количество работ представил МБОУ «Лицей № 22» (11 работ), из учителей – Кравчук Ольга Александровна МБОУ СОШ № 17 (5 работ).

Конкурс ДПИ «Храмы и соборы»

1 класс (40 работ)

ОУ

Ф.И.О. педагога

Результаты участия

МБОУ СОШ № 77            (15 работ)

Ершова Оксана Григорьевна

4 участника,                        3 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, 3 дипломанта 1 степени

Никифорчук Наталья Васильевна

Участник, дипломант             2 степени, дипломант 1 степени

МБОУ «Лицей №22»

(3 работы)

Вальшевская Ольга Владимировна

дипломант 1 степени

Олексюк Виктория Михайловна

дипломант 1 степени

Микина Анна Михайловна

дипломант 2 степени

МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ (1 работа)

Миняйленко Оксана Геннадьевна

дипломант 1 степени

МБОУ СОШ №159

(1 работа)

Зорина Жанна Григорьевна

дипломант 3 степени

МБОУ СОШ № 17

(2 работы)

Гуляшова Н.Л

участник, дипломант           3 степени

МБОУ СОШ №51

(1 работа)

Кудряшова Любовь Витиславна

дипломант 2 степени

МБОУ СОШ № 4

(16 работ)

Иващук Тамара Анатольевна

6 участников,                            3 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, 5 дипломантов 1 степени

2 класс (22 работы)

ОУ

Ф.И.О. педагога

Результаты участия

МБОУ СОШ № 77           (7 работ)

Валова Надежда Александровна

Дипломант 1 степени

ХолматоваГульнара

Даранбековна

Участник, 2 дипломанта 3 степени, дипломант             2 степени, 2 дипломанта 1 степени

МБОУ гимназия № 13             (3 работы)

Важенина Ольга Викторовна

3 дипломанта 3 степени

МАОУ СОШ «Диалог» (2 работы)

Чагина Татьяна Евгеньевна

дипломант 3 степени, дипломант 1 степени

МБОУ «Лицей №22»          (1 работа)

Кулакова Елена Александровна

дипломант 1 степени

МБОУ СОШ №156

(7 работ)

Соловьева Светлана Сергеевна

дипломант 2 степени,            3 дипломанта 1 степени

Гейде Лидия Николаевна

2 дипломанта 3 степени, дипломант 2 степени

МБОУ СОШ № 17

(2 работы)

Васильева Наталья Александровна

дипломант 1 степени

Шалимова Лариса Викторовна

дипломант 1 степени

3 класс (55 работ)

ОУ

Ф.И.О. педагога

Результаты участия

МБОУ СОШ № 77

(8 работ)

Павленко Наталья Юрьевна

4 участника,                             2 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 1 степени

МБОУКШИ «Сибирский кадетский корпус»

(3 работы)

Гусева Светлана Валерьевна

участник, 2 дипломанта  3 степени

МАОУ СОШ «Диалог»

(2 работы)

Чагина Татьяна Евгеньевна

Участник, дипломант          2 степени

МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ (1 работа)

Миняйленко Оксана Геннадьевна

дипломант 2 степени

МБОУ СОШ № 137

(1 работа)

Кокорина Софья Михайловна

дипломант 3 степени

МБОУ «Лицей №22»

(2 работы)

Кулакова Елена Александровна

дипломант 1 степени

Филюшова Оксана Александровна

дипломант 1 степени

МБОУ ООШ №84

(1 работа)

Котельникова Татьяна Анатольевна

дипломант 2 степени

МБОУ СОШ №159

(8 работ)

Зверева Виктория Васильевна

3 дипломанта 3 степени, 2 дипломанта 2 степени, дипломант 1 степени

Павлова Ирина Николаевна

2 дипломанта 2 степени

МБОУ гимназия № 13

(7 работ)

Афонасова Ольга Владимировна

5 дипломантов                     3 степени, 2 дипломанта          2 степени

МБОУ СОШ № 17

(8 работ)

Семина Татьяна Владимировна

2 участника,

5 дипломантов 3 степени

Киреева Анастасия Владимировна

дипломант 3 степени

МБОУ СОШ № 12

(1 работа)

Шебалина Юлия Борисовна

дипломант 3 степени

МБОУ СОШ №51

(4 работы)

Чудакова Любовь Николаевна

3 участника, дипломант

3 степени

МБОУ СОШ № 4

(7 работ)

Иващук Галина Алексеевна

6 участников, дипломант

3 степени

  

  

Самыми активными оказались учителя и обучающиеся МБОУ СОШ № 77 (30 работ) и МБОУ СОШ № 4 (23 работы), из учителей – Иващук Тамара Анатольевна (МБОУ СОШ № 4), представившая 16 работ своих первоклассников.

Анализ результатов двухлетней работы показал, что учителя начальных классов Центрального округа активно участвуют в конкурсах по ОРКСЭ сами и не менее активно привлекают к участию в них своих учеников. Особую благодарность хотелось бы выразить коллективам МБОУ СОШ № 77, МБОУ СОШ № 17, МБОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ, МБОУ СОШ № 4, МБОУ «Гимназия № 13», С.С. Соловьевой (МБОУ СОШ № 156 с УИП ХЭЦ), Т.А. Иващук (МБОУ СОШ № 4) и Ю.Е. Матвеевой (МБОУ «Лицей №22»).

Итоги конкурсов позволяют сделать вывод об их востребованности и значимости для повышения профессиональной компетентности и развития творческого потенциала учителей начальных классов образовательных учреждений Центрального округа.

Мы планируем продолжить работу по развитию конкурсного движения в ЦАО: реализовать идею создания библиотеки методических материалов к урокам ОРКСЭ, разработанных учителями начальных классов Центрального округа, провести окружную НПК младших школьников по ОРКСЭ.

Литература

1. Куренкова И.В. Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС в основной школе: http://easyen.ru/load/metodika/stati

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

3. Приданникова О.Г. Развитие профессиональной компетентности учителя:

http://festival.1september.ru.

4. Разносчикова С.В. Конкурсное движение педагогов – школа профессионального мастерства и лаборатория педагогического опыта http://rop-sch.lmn.lokos.net

5. Стекленева С. Ю. Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие творческого потенциала личности учителя географии [Текст] / С. Ю. Стекленева // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 136-138.

6. Талышев В. В. Профессиональная компетентность учителя: http://festival.1september.ru

Количество просмотров: 9052  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы