Урок в 10 классе по теме «Вне свободы нравственной нет истинной свободы» (по материалам XIX века)

 
 

Козочкина Елена Викторовна,

учитель истории МБОУ Гимназия № 3 г. Новосибирска

 

Урок в 10 классе по теме «Вне свободы нравственной нет истинной свободы» (по материалам XIX века)

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» воспитательная задача урока определяется как приоритетная: «Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество…». Поэтому очень важно учителю определить, какое нравственное начало заложено в содержании учебного материала. Русский историк В.О. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: "Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями".

Историческое наследие России богато разнообразными событиями. Я попыталась выделить некоторые нравственные аспекты по курсу истории XIX века. На мой взгляд, целесообразно перед изучением любого раздела поставить перед учащимися личностно значимую проблему. Познакомившись с содержанием, учащиеся должны сделать собственные выводы. Создание на уроках игровых ситуаций позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, с которыми связано то или иное историческое событие. Это должно порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы. Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний. Яркий стиль изложения материала вызывает дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждает к эмоциональному восприятию знаний. Формулой учителя становятся слова В.В. Шогана: «Я создаю тебе атмосферу, представляю светлый коридор твоего саморазвития и, наконец, открываю тебе просторную залу свободного переживания судьбы. Это и есть личностный смысл жизни. Тема, которую ты изучаешь, – лишь путь, пройденный когда-то людьми, бери его как опыт для собственных открытий».

Вводное слово учителя. Сегодня, как и в XIX веке актуальны слова о необходимости нравственного отношения человека и целого народа к своему прошлому, близкому и далёкому. Говоря словами Чаадаева Петра Яковлевича: «Народы – существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей – годы». Какие они, нравственные силы русского народа? «Это бесспорно его толк, удаль, понятливость, терпение, покорность», – считает Погодин Михаил Петрович (историк, писатель, журналист), – «Поставят этого солдата под ядра – он станет и не шевельнётся, пошлют на смерть – пойдёт не задумается, вытерпит всё что угодно; в знойную пору наденет овчинный тулуп, а в трескучий мороз пойдёт босиком, сухарём пробьётся неделю, а форсируемыми своими маршрутами не уступит доброй лошади, – и Карл 12, Фридрих Великий, Наполеон, судьи не пристрастные, отдают ему преимущества перед всеми солдатами в мире». О загадке русской души говорит стихотворение Григория Калюжного «Человек».

Вот человек! Не веря ни в кого,

Он полон суеты и безразличья.

Но, морщась от ничтожества его,

Я задыхаюсь от его величья.

 

И так всегда, пророк ли я времен,

В цари ли возведен иль в прах низложен,

Лечу ли на коне иль под конем –

Я весь в долгах. И целый мир мне должен.

 

Во все века, на грани разрушенья,

Борясь с непониманием столиким,

Не над людьми ищу я возвышенья -

Я быть хочу себе равновеликим.

Как обозначить предмет нашего разговора? Может быть «этика истории»? Или лучше пока не стеснять раздумья, не придавать столь живой проблеме чётких терминологических очертаний? Потому что, болеть ею, судя по всему, для мыслящих жителей России сегодня так же естественно, как и думать. Сегодня с нами будет говорить история XIX века и поколение XXI века. Будут ли общие точки соприкосновения? Увидим ли, почувствуем?

Общество снисходительно смотрело на русский народ, как послушное и годное тесто, из которого легко вылепить потребную на всякое время фигуру. Но порой формы были не по народу, все лопались и разбивались. Дорога к истине, как показало время, оказалась длинной и не лёгкой. Какие только обвинения пришлось выслушать «многострадальному народу». Народу предлагают уложиться в форму голландскую, завтра шведскую, стать совершенным немцем, а завтра еще более совершенным французом.

Он не стал ни тем, ни другим, он сохранил свою русскую душу, не польстился ни на какие блага, не изменил своей русской природе, и покрытый лохмотьями иноземных одежд, утомленный борьбою, но не уступивший в борьбе, предстоит перед нами в своем многовещем, громадном, величавом безобразии!

Послушаем, что по этому поводу писал поэт, журналист, издатель и общественный деятель Аксаков Иван Сергеевич в своей статье «Народный отпор чужестранным учреждениям»:

Разыгрывается диалог двух учеников (один задаёт вопросы, другой от имени Руси отвечает):

– Отчего ты так безобразна, наша святая, великая Русь? От чего все, что ни посеешь в тебе доброго, всходит негодной травой, вырастает бурьяном да репейником? Отчего в тебе, как лицо красавицы в кривом зеркале, всякая несомненная, прекрасная истина отражается кривым, косым, неслыханно уродливым дивом?.. Тебя ли не наряжали, не румянили, не белили? За тобой ли не было уходу и призору? Тысячу прислужников холят тебя и денно и нощно, выписаны из-за моря дорогие учители; есть у тебя и немцы-дядьки, и французы-гувернеры, -- а все-таки не впрок идет тебе ученье, и смотришь ты неряхой, грязным неучем, вся в заплатах и пятнах, и, как дурень в сказке, ни шагу ступить, ни слова молвить кстати не умеешь!..

– Оттого я так безобразна, отвечает святая Русь, что набелили вы, нарумянили мою красу самородную, что связали вы по рукам и по ногам мою волю-волюшку, что стянули вы могучие плечи во немецкий тесный... кафтан!.. И связали, и стянули, да и нудите: ходить по полю да не по паханому, работать сохой неприлаженной, похмеляться во чужом пиру, жить чужим умом, чужим обычаем, чужой верою, чужой совестью! О, не хольте меня, вы отцы, вы благодетели! Не лелейте меня, вы незваные и непрошеные, вы дозорщики, вы надсмотрщики, попечители, строители да учители! Мне невмочь терпеть вашу выправку! Меня давит, томит ваш тесный кафтан, меня душат ваши путы чужеземные! Как не откормить коня сухопарного, не утешить дитя без матери, так не быть мне пригожей на заморской лад, не щеголять мне красою немецкою, не заслужить у Бога милости не своей душой!

Ведущий 1. И действительно, слова "безобразный" и "безобразие" часто слышатся теперь в нашем обществе, когда речь идет о России. Многие утешают себя соображениями о незрелости и невежестве народа, которому "стоит только просветиться, чтобы сделаться совершенно приличным народом, способным стать наравне с народами чужими":

Безобразие! Да знаем ли мы, в чем его смысл и сущность? Понимаем ли мы, как много обязаны мы этому спасительному безобразию? В нем, в этом безобразии выражается протест живой и живучей, непокорившейся силы народной; в нем отрицательный подвиг самобытного народного духа, еще хранящего веру в свое историческое призвание; в нем таится великая историческая заслуга, которую со временем оценят благородные потомки!

Ведущий 2. К нашему разговору присоединяется Валуев Пётр Александрович (граф, государственный деятель, министр иностранных дел 1861-68, председатель комитета министров 1877-1881) «Мы только проповедуем нравственные темы, которые считаем для себя полезными, но нисколько не стесняемся отступать от них на деле, коль скоро признаем это сколько-нибудь выгодным. Мы забираем храмы, конфискуем имущество, систематически разоряем то, что не конфискуем, ссылаем десятки тысяч людей, душим, вместо того, чтобы управлять, и, рядом с этим, создаём магистратуру, гласный суд, свободу или полусвободу печати. Мы – смесь Тохтамышей с герцогами Альба».

Ведущий 3. Катков Михаил Никифорович (журналист и публицист) продолжает сетовать: «В чём заключается наше зло? В нашей апатии. У нас образовалась привычка уничижать свой народ, и мы делаем это с какой-то странной похвальбою, мы делаем это с каким-то болезненным наслаждением. Мы восклицаем: «Как всё нас пустынно и мертво! Как мало в нашем народе инстинктов свободы и самостоятельной деятельности! Как мы скудны! Как мало у нас живых сил, энергичных действий, оригинальных характеров! Как поверхностно и ничтожно наше образование! Как шатки наши мнения!»

Ведущий 4. Какие же спасительные пути для нравственного благосостояния России и её самобытного движения вперёд предлагают наши классики?

Учащиеся от имени видных деятелей высказывают точки зрения.

*«Предстоит довольно скользкая средина: удержаться на ней составляет сущность мудрости», – видит выход Костомаров Николай Иванович (русский и украинский историк, этнограф и писатель).

*«Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше, но русский должен по крайней мере знать цену свою», – утверждает Карамзин Николай Михайлович.

*«Отсутствие общественного мнения делает народ бессильным и беззащитным, а государство несостоятельным», – предполагает Аксаков Иван Сергеевич.

*Ф.М. Достоевский отмечает в своём дневнике: «Да самонадеянность-то нам, может быть, и всего нужнее, а не самооплевание. Не беспокойтесь: застоя не будет. Но главное и самое спасительное обновление русского общества выпадет, бесспорно, на долю русской женщины. Русская женщина сама стала на подобающее ей место, сама перешагнула те ступени, где доселе ей полагался предел. Она доказала, какой высоты она может достигнуть и что может совершить. Самоуважение нам нужно, наконец, а не самооплевание. Не беспокойтесь: застоя не будет.

*«Нужна только европейская формула, и всё как раз спасено; приложить её, взять её из готового сундука, и тотчас же Россия станет Европой. Чего думать то голову ломать, ещё заболит, взять готовое у чужих – и тотчас музыка, согласный концерт – мы верно уж поладим, коль рядом сядем»

*«Да какая Европа! Просвещение надо поднимать. Мы должны ежегодно затрачивать по крайней мере столько же, как на войско!»

*«Да что вы говорите! Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель-штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Люди, люди самое главное. А их сейчас ни на каком рынке не купишь»

*«Да, народы-существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей-годы», – поддерживает Чаадаев Пётр Яковлевич, философ и литератор в своих «Философических письмах».

* К.П. Победоносцев в статье «Церковь» пишет: «Кто русский человек — душой и обычаем, тот понимает, что значит храм Божий, что значит церковь для русского человека. Мало самому быть благочестивым, чувствовать и уважать потребность религиозного чувства; — мало для того, чтобы уразуметь смысл церкви для русского народа и полюбить эту церковь как свою, родную. Надо жить народною жизнью, надо молиться заодно с народом, в одном церковном собрании, чувствовать одно с народом биение сердца, проникнутого единым торжеством, единым словом в пением.

В работе «Великая ложь нашего времени», он напишет «Верою наш народ держится посреди всех невзгод и бедствий. Христианство есть религия спасения. Главное её идея состоит в исцелении, примирении и внутреннем соединении. Это такое поле, на котором можно взрастить много добрых плодов, если работать вглубь, заботясь не столько об улучшении быта, сколько об улучшении духа».

Учитель. Сегодня мы живём в мире всё усложняющихся нравственных проблем. Кто-то может сказать, что это не актуально: в век рационализма нужны амбициозные, устремлённые к успеху профессионалы. И таких людей надо готовить. Однако есть и другое мнение: «Две вещи интересуют меня: звёздное небо надо мной и нравственный закон внутри меня» (Э.Кант). «Когда спрашивают о человеке: кто он? – обычно получают ответ: токарь, инженер, врач, учитель… Ответ не полный. У человека тысяча граней, каждая из них вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться умело и тонко к этой грани шлифовщику, воспитателю», – Сухомлинский В. А.

Сегодняшнее поколение не равнодушно к нравственным ценностям. Как вы в своих эссе размышляете по поводу значения нравственности в сегодняшнее время:

Тимофеенко Владимир (10 класс) «Дорогие сверстники из прошлого, к вам обращается представитель поколения, которое будет жить и творить в обществе в первой половине XXI века. Для меня очень важно ответить на вопросы о том, что есть свобода и социальная справедливость, можно ли создать общество социальной справедливости? И опять нет однозначных ответов на эти вопросы.

Резко изменилась система ценностей, среди которых вершинное положение сейчас занимают материальные ценности. Массовая культура занимает господствующее положение в духовной жизни. Свобода чаще всего связывается с количеством денег. Прогнозы на будущее среди интеллектуалов прямо противоположны: оптимисты говорят о роли российской цивилизации в спасении человечества, о том, что у России есть шанс лучше воспользоваться свободой, чем это удалось Европе, а пессимисты предсказывают «закат России».

Осмысливая своё место в обществе, я обратился к вам. Что я считаю важным для себя из вашего жизненного опыта, вашей гражданской позиции? Ваша нравственная позиция связана с вашим пониманием чести и товарищества. Это и есть самое главное для меня. Человек всегда должен иметь собственную позицию, уметь отстаивать её даже тогда, когда все думают и поступают иначе. Это, может быть, как никогда важно для молодого поколения  в современной России. Если человек оказывается способным преодолевать покорность, страх, то он обретает нравственную свободу». 

Разина Елизавета  (10 класс) «Оглянитесь вокруг, остановитесь, люди, и вы увидите  всю красоту, почувствуете единение с природой, с человечеством. Вы не одни в этом мире! Прислушайтесь к своему сердцу, к своей душе. Дайте им покой и радость и спойте им Гимн Жизни. Жизнь – это все, что я вижу и ощущаю. Цвет неба, трава, запахи костра. Жизнь – это люди, которые меня окружают. Далекие и близкие. Мои родители и друзья, одноклассники и просто люди, которые встречаются на улице. Жизнь – это времена года. Когда жаркое солнце превращается в холодный красный диск, а зелёные кроны деревьев вдруг становятся голыми и беспомощными. Пальцы зябнут, и хочется, чтобы скорей наступила весна. Жизнь – это когда бьётся моё сердце. Жизнь – такое коротенькое, но такое ёмкое слово. О ней не думаешь, пока сама жизнь не заставит.

Жизнь! Она такая разная и непохожая. И каждый день, как маленькая жизнь. Цени её, береги и заботься о ней».

Трубицына Лукерья (10 класс) «Нравственность – глубоко человеческое качество. Оно свойственно человеку, оно всегда в нём есть – на первом ли месте (надежное и стабильное), или испуганное, забившиеся в самый дальний угол души, куда человек и не заглядывает, но есть! Слушайте себя, совесть не зря называли Божьим гласом – плохого не посоветует.

Быть нравственным, по-моему, значит делать то, что велит сердце, не идти  вразрез с внутренним голосом. Не бывает изначально плохих людей, не рождаются злыми, жестокими. И если с самого детства не переступать через этот Божий глас и детей своих и внуков тому же учить-жить станет куда легче. Конечно, не  всё будет гладко, по-всякому судьба поворачивается, когда и не повезёт. Но если хоть чуточку больше людей по правде жить будут – лучше станет мир. Так что слушайте, люди, совесть свою, не перечьте ей, не переступайте через неё!»

Хасина Евгения (10 класс) «Всю свою жизнь каждый из нас стремится к идеалу. Это стремление является основой всех наших начинаний. Мы всё бежим, бежим за ним, глядя вдаль. Но, может быть, не надо его искать далеко, зачем далеко ходить? Может быть, оно совсем близко? Только оглянись назад и увидишь, что всё, что нужно знать человеку, нам передали наши предки через наших родителей. И это и есть правда, та правда, которая прошла сквозь века и сохранилась до наших дней: добро, забота, честь, справедливость, вера.  Как прожить жизнь? Прежде всего, не совершать никаких поступков, которые бы роняли человеческое достоинство».

Смаль Катя (10 класс) «Люди любят часто и много говорить о нравственности. И, так уж повелось, именно о нравственности молодого поколения. Ведь почему-то оно всегда представляется куда более испорченным, безнравственным, чем старшие поколения. Но сейчас я не хочу обсуждать проблемы молодежи, а хочу сказать  о том, из чего складывается такое понятие, как нравственность. По большому счёту, оно отвечает на два главных вопроса: что делать можно и что нельзя. Нравственность всегда даёт однозначные ответы: нельзя лгать, надо быть вежливыми, уступать место старшим. Представления о плохом и хорошем, о добре и зле закладывается у человека именно в детстве. Потом они могут видоизменяться, но платформа остаётся  неизменной. Что бы ни случилось, главное – всегда поступать так, как считаешь правильным, и никогда не пытаться показать себя другим, нежели ты есть».

Бородина Ульяна (10класс) «В моём понимании, показателями нравственности являются вера в бога, любовь к искусству, науке, работе и, в большей степени, к природе. Всё больше и больше леса губят из-за мелочных потребностей человечества. Всё больше и больше исчерпаемых ресурсов изымается из недр Земли. Этого не происходило бы, если бы большинство людей имели высокую степень нравственности. Брошенная на землю бумажка является красноречивым показателем безнравственности. Ведь кому-то её придётся убирать. Каждый день люди загрязняют воздух выхлопными газами автомобилей, чтобы быстрее добраться до какого-либо места. Отношение к экологической проблеме тоже определяет степень нравственности».

Горбунов Дмитрий (10 класс)

«1. Жизнь одна. Живи так, чтобы не жалеть о несделанном.

2. Не оставляй не законченных дел. Оборванное, не законченное дело – это не гармонично.

3. Не ставь благо выше себя. Кусок хлеба нужен, но идея должна быть выше него.

4. Не теряй веры в себя. Если ты не можешь сделать что-то напрямую – ищи обходные пути. Они всегда есть.

5. Не преклоняйся перед другими и не давай им преклоняться перед тобой. Преклоняющийся не может подняться выше.

6. Не мешай подниматься другому. Возможно, в нём ты увидишь путь наверх.

7. Не желай излишек. Они ведут к заблуждению.

8. Думай, прежде чем поверить. Не соглашайтесь с тем, что не понял. Не верь тому, что не понял. Не спорь с тем, что не понял.

9. Живи, чтобы подняться выше. Стань лучше, чем ты есть».

Бакурова А. (10 класс). «Нравственность – глубоко человеческое качество. Оно свойственно человеку, оно всегда в нём есть – на первом ли месте (надёжное и стабильное), или испуганное, забившиеся в самый дальний угол души, куда человек и не заглядывает, но есть»

Соседкин П. «Основное значение имеет память о предках, своеобразный фундамент народной нравственности. Без этой памяти народа нет как такового. Это просто толпы людей «без роду и племени», «Иваны, не помнящие родства».

Ведущий 3. В книге «Грядущая Россия» И.А. Ильин призывал «научиться духовному патриотизму, научиться обретению Родины и передать это умение всем другим, кто соблазнился о своей Родине и пошатнулся в сторону интернационализма. Мы должны понять, что люди связуются в единую Родину силою веры, любви, внутренней свободы, совести и семейного духа, силою духовного творчества во всех его видах; и, увидев это, мы должны утвердить наше священное право быть единой духовно великой нацией» В. О. Ключевский писал: «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в своё общество. С этими памятниками срастается нравственное чувство народа; они – его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга».

Используемая литература.

1. «Преподавание истории в школе» №7, 2010, ст. Т.В.Шармановой «Духовно-нравственное воспитание на уроках истории».

2. Шоган В.В. «Новые технологии в историческом образовании», Ростов-на- Дону «Феникс», 2005г.

3. Аксаков Иван Сергеевич в статье «Народный отпор чужестранным учреждениям»: http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_1861_otpor.shtml

4. Оболонский А.В. «Этика публичной сферы» http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795176/Obolonski.pdf

5. Катков «Идеология Охранительства» http://www.rusinst.ru/docs/books/Katkov_Ideologiya_Ohranitelstva.pdf

6. Костомаров Н.М. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел http://romanbook.ru/book/4705201/?page=60

7. Карамзин Николай Михайлович» О любви к отечеству и народной гордости» http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0330.shtml

8. Достоевский Федор Михайлович «Дневник писателя. Сентябрь - декабрь 1877 года». http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0500.shtml

9. Чаадаев П.Я. «ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА* http://az.lib.ru/c/chaadaew_p_j/text_0010.shtml

10. Победоносцев К. П. «Церковь и Государство» http://www.sedmitza.ru/lib/text/439873/

11. К.П. Победоносцев « Великая ложь нашего времени». http://dugward.ru/library/alexandr3/pobedonoscev_vel_log.html

Количество просмотров: 7055  

Добавить комментарий

Target Image
1. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Организация внеклассного мероприятия «И победили человек и город!» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Классный час «Жизнь в блокадном Ленинграде» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Воспитание патриотических чувств: из опыта работы по теме «Блокада Ленинграда» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Классный час «Ленинград – Новосибирск: 900 дней братства» ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Результаты работы лагеря «Бригантина» при МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
17. Счастливое детство, или История о том, как формируется сплочённый коллектив ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Классные семейные традиции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Всё невозможное – возможно! ВЫПУСК №106, апрель 2023
20. Сказочный фонтан в мифическом парке ВЫПУСК №106, апрель 2023

Страницы