Саморазвитие педагога как важный фактор его личностного роста и профессиональной востребованности

 
 

Кобзий Альбина Александровна,

педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Саморазвитие педагога как важный фактор его личностного роста и профессиональной востребованности

Меняются векторы развития нашего образования, внедряются инновационные технологии, дистанционное образование, но роль педагога в образовательном процессе остается неоспоримой. Именно личность педагога, его профессиональная, общекультурная, коммуникативная компетентность, его потребность в постоянном развитии и самосовершенствовании, готовность отвечать на новые запросы общества является одним из ресурсов развития образования. Задача педагога не только учить, но и постоянно учиться самому. Только благодаря этому учитель в современном мире остается востребованным профессионалом, интересным и нужным своим ученикам. Имея 37-летний стаж педагогической деятельности, хочется поделиться своими размышлениями на эту тему на основе собственного опыта педагога дополнительного образования.

После окончания Барнаульского музыкального училища по специальности «фортепиано» я более 10-ти лет проработала преподавателем в музыкальных школах Алтайского края и города Новосибирска. Этап профессионального становления требовал непрерывного развития полученных базовых компетенций. Обучение в музыкальных школах в то время велось по единой государственной программе, имело академическую направленность и, несмотря на индивидуальный характер обучения, предъявляло ко всем ученикам достаточно высокие требования. Много сил и умений необходимо было приложить педагогу, чтобы учащиеся с разными музыкальными данными могли качественно освоить программу обучения. Самостоятельное изучение методической литературы, курсы повышения квалификации и индивидуальная стажировка на базе музыкального колледжа, участие в работе школьных и городских методических секций – все это способствовало повышению качества педагогической деятельности.

Важной вехой на этом этапе я считаю знакомство с практическим опытом работы ведущих педагогов – музыкантов города. По совету коллеги я посещала в первую очередь не открытые, а обычные рядовые занятия, причем на протяжении длительного времени и с одним и тем же учащимся. Только так можно было увидеть систему и результативность педагогической  работы, проследить реальный «рост» ученика, почерпнуть методические приемы и находки, обменяться мнениями по интересующим вопросам. Считаю, что такой метод передачи педагогического опыта более эффективен, чем посещение открытых, зачастую «отрепетированных» занятий, и актуален и в настоящее время. С огромной благодарностью вспоминаю педагога, с которым удалось осуществить это сотрудничество благодаря развитой в те времена системе наставничества.

Работая в музыкальной школе, повышая свою узкопрофессиональную компетентность, я постоянно чувствовала необходимость приобретения более широких знаний культурологической направленности. Знакомство с литературой по истории искусства, посещение выставок и музеев, общение с супружеской парой алтайских художников, произошедшее еще в годы учебы – все это подспудно подготовило следующий этап профессионального и личностного развития: получение высшего педагогического образования по специальности  «история мировой культуры». Вероятно, ничего случайного не происходит, и как раз в это время жизненные обстоятельства побудили сменить место работы и продолжить педагогическую деятельность в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Наряду с обычными школьными дисциплинами все учащиеся изучали сольфеджио, музыкальную литературу, обязательными были уроки хора и хореографии, а более половины обучающихся детей постигали основы игры на музыкальных инструментах. Приобретенная квалификация, полученные знания, оказались очень востребованными в новой для меня ситуации, и способствовали выходу на качественно иной  уровень профессионального и личностного развития.

Одним из приоритетов образования в 90-е годы был интеграционный подход, о специфике которого я многое узнала на очередных курсах повышения квалификации, которые в этот раз  проходила при НИПКиПРО как учитель образовательной области «Искусство». Педагогический коллектив нашей школы много лет успешно работал в этом направлении. Мне, как педагогу музыкального инструмента, пришлось тесно взаимодействовать не только с преподавателями других музыкальных дисциплин, но и с учителями общеобразовательного цикла. С большой теплотой вспоминаю наших ведущих педагогов, которые с уважением относились к труду коллег-музыкантов, не считая его «второстепенным». Сложился подлинный коллектив единомышленников, который сообща стремился сделать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективным и интересным для детей.

Большинство открытых занятий, проводимых учителями в школе, были интегрированными, в подготовке которых принимали участие и преподаватели  музыкальных дисциплин. При этом находили родственные темы и связи не только с гуманитарными предметами, такими, как литература и история. Помню, как на уроке математики по теме «Золотое сечение» учащиеся исполняли музыкальные произведения, анализировали их форму и находили, что кульминация произведения является «точкой золотого сечения». Все школьные внеурочные мероприятия, работа «Школьной филармонии» проводились на основе взаимосвязи разных областей знаний и разных видов искусства. Интеграционный принцип организации урочной и внеурочной деятельности способствовал формированию у детей представления о целостности развития мира, науки, искусства и человека; а также повышению интереса и мотивации к работе, как учащихся, так и учителей.

Новый жизненный виток привел к необходимости смены места работы и адаптации к новой специфике педагогической  деятельности. В настоящее время я являюсь педагогом дополнительного образования «Центра внешкольной работы «Пашинский». Основное направление моей профессиональной деятельности осталось прежним – обучение игре на музыкальном инструменте. Но новый этап развития образования и общества, повсеместное внедрение информационных технологий, смена вектора интересов подрастающего поколения потребовали от меня, как педагога, быстрого переориентирования и овладения новыми профессиональными компетенциями. Посещение специальных семинаров, самостоятельное изучение учебно-методической литературы, общение с коллегами – все это помогло в короткий срок овладеть методикой обучения игре на электронном клавишном инструменте – синтезаторе. Благодаря этому моя педагогическая деятельность в современных условиях остается востребованной и отвечает интересам и запросам обучающихся детей и их родителей.

Направленность педагога на постоянное саморазвитие способствует тому, что подчас даже простые жизненные события и впечатления дают неожиданный резонанс и становятся ресурсом его профессиональной деятельности. Три года назад мне удалось совершить туристическую поездку по центральной Европе. Заранее планировала  побывать в городах и местах, связанных с деятельностью великих композиторов: Прага, Лейпциг, Зальцбург, Вена… Фотографии, впечатления, факты  и сведения, услышанные от гидов (некоторые из них оказались к тому же профессиональными музыкантами) – всем этим я делюсь со своими учениками. А посещение фестиваля оперных мультфильмов в Вене дало толчок и непосредственный материал для поведения занятий и различных мероприятий. Вернувшись домой, стала искать в интернете анимационный фильм по опере В.А.Моцарта «Волшебная флейта». Вместе с ним нашла и одноименный сборник польских авторов, состоящий из 48-ми видеосюжетов, созданных к произведениям классической музыки. Этот материал, который я  теперь использую при проведении своих занятий и  лектория  «Музыкальной гостиной», с интересом воспринимают все юные слушатели. Остается только сожалеть, что не часто российские учителя могут позволить себе такие поездки, способствующие накоплению впечатлений и расширению их общекультурной компетентности. Ведь личностные ресурсы педагога, его потребность, как в профессиональном, так и в разностороннем развитии,  интерес к миру и к процессу познания являются вдохновляющим примером для детей и способствуют повышению их мотивации к обучению.

Количество просмотров: 10367  

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования
2. Вместе! Формирование профессиональной культуры педагогического коллектива
3. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
4. Саморазвитие педагога как важный фактор его личностного роста и профессиональной востребованности
5. Я учусь быть педагогом
6. Роль личности педагога дополнительного образования в приобщении дошкольников к русской национальной культуре
7. Социально-педагогическое проектирование как эффективная форма организация внеурочной работы в ДДТ им. А. И. Ефремова
8. Из опыта работы Образцового ансамбля танца «Зоренька»
9. Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности
10. Нетрадиционные формы проверки знаний учащихся на занятиях по вязанию
11. Активизация потребности детей в саморазвитии средствами арт-терапии
12. «Барабанное искусство» способно изменить мир к лучшему…
13. Юбилей школьного музея как событие
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы