Роль личности педагога дополнительного образования в приобщении дошкольников к русской национальной культуре

 
 

Стафеева Надежда Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

 

Роль личности педагога дополнительного образования в приобщении дошкольников к русской национальной культуре

Образование – это воспитание для добродетелей.

В.А. Жуковский

МБУДО «Центр внешкольной работы «Пашинский» – это многопрофильное учреждение, где детям предоставляется возможность для разностороннего развития, укрепления здоровья и самоопределения. Помочь ребенку найти любимое дело – вот одна из задач педагогов дополнительного образования, которые передают свои знания и умения детям, развивают их индивидуальные творческие способности и возможности. Для этого самому педагогу необходимо стать личностью, способной вести за собой и побуждать детей к творчеству и самосовершенствованию.

Успех в выполнении образовательных и воспитательных задач педагога зависит от наличия у него глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных достижениях, а также от его творческой активности и инициативы, увлеченностью своей профессией. Профессиональная компетентность педагога включает также изучение и применение современных методик и технологий в обучении, развитии и воспитании детей, повышение собственной грамотности.

Первостепенное значение для эффективной работы по обучению, развитию и воспитанию детей имеет личность педагога, которая характеризуется следующими основными качествами:

– любовь и доброжелательное отношение к личности ребенка;

– доверие к воспитаннику, вера в его способности;

– педагог должен быть предельно честным перед собой и ребенком, требователен к себе и окружающим, отличаться выдержкой и самокритичностью;

– отличаться искренностью, скромностью, ответственностью, твердостью и последовательностью в словах и действиях;

– развивать наблюдательность у детей и формировать творчески активную личность; интерес к тому, что ребенок узнает на занятиях; формирует сознательную дисциплину;

– педагогическая мудрость и высокое мастерство педагога, проявляющаяся в умении найти правильное методическое решение в образовании и воспитании детей;

– умелое использование союза – долга родителей и профессионализма педагога, это – залог успеха индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

– занятия, проводимые в игровой форме, где логика рассуждений подкрепляется эмоционально-впечатляющими словами, иллюстрациями, западающими в душу детей и формирующими в их сознании представления о том, как стать достойным человеком, исполненного высокого человеческого смысла.

В объединении «Речевичок» структурного подразделения «Парус» «ЦВР Пашинский» осуществляется педагогическая деятельность по речевому развитию детей дошкольного возраста. Главным является стремление педагога помочь ребенку через общение с взрослым, через общение детей друг с другом овладеть родным языком, развить языковые способности, которые помогут стать ему полноценной личностью ребенка – дошкольника, представляющие большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического, нравственного и патриотического воспитания.

При планировании образовательной и воспитательной работы педагоги опираются на поставленные цели и задачи как основной образовательной программы дошкольного образования, так и программы, разработанной педагогом с учетом интересов и потребностей учащихся и родителей. Содержание программы предполагает и решение таких важных воспитывающих задач: воспитание любви к семье, родному дому, природе, Родине, уважение к Российской Армии.

Вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания особенно актуальны в наше время. Поэтому очень важно, чтобы педагог смог в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение, которое связано с личностью педагога. Духовный творческий патриотизм ребенка надо развивать с раннего детства, когда он только постигает азы культуры своей семьи, своей Родины, постигает ее нормы, учится ощущать, радоваться и сопереживать.

Знакомя детей с устным народным творчеством, где сохранились особые черты русского характера: преставление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, патриотизме педагог тем самым приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям, к русскому культурному наследию, которые передаются из поколения в поколение, обогащая мир ребенка.

В объединении «Речевичок» для развития речи детей педагогом широко используются различные виды фольклора: песенки, потешки, прибаутки, заклички, небылицы, чистоговорки, сказки, хороводные игры, русские народные игры. В русском фольклоре сочетаются воедино слово, музыкальный ритм, напевность, которые, попадая в душу ребенка, раскрывают радостный, яркий, наполненный неповторимой красотой мир. В этом мире ребенок приобщается к народной культуре, воспитывается уважение к прошлому своего народа, развивается интерес к родному языку, овладевает речью, как средством общения и культуры.

Воздействие словом чрезвычайно важно для педагога, ребенок должен ощутить красоту родного языка, постичь ее с помощью устного народного творчества, с помощью русских писателей и поэтов (К.Д.Ушинский, А.С.Пушкин, С.А. Есенин и др.) и с помощью педагога, который использует произведение, как материал для работы. Он должен работать со словом как человек понимающий и чувствующий.

Все занятия в объединении «Речевичок» проходят интересно и эмоционально, сочетая игровые и здоровье-сберегающие технологии, учитывая индивидуальные и возрастные возможности детей. Большое внимание уделяется детям в отгадывании и составлении загадок. Дети упражняются в собственных рассуждениях о знакомых предметах и явлениях. Кроме того, загадки активизируют словарь детей, закрепляют умение выделять существенные признаки. В результате этого в детях развивается наблюдательность, логическое мышление и умение, верно, выражать свои мысли.

Использование русских пословиц и поговорок на занятиях имеют большое значение для детей. Это животрепещущие проявления родного слова, источника вечно развивающейся души народа. В них, как в зеркале отразилась русская народная жизнь со всеми живописными источниками. Пословицы и поговорки воспитывают любовь к семье, к родной земле, к Родине. Они формируют отношение к труду, осуждают лень и воспитывают трудолюбие, скромность, закрепляют определенные нравственные ценности у детей. Используя их, педагог упражняет детей в логике, которые решаются по действиям, по вопросам. Важно добиваться от них, чтобы ответы были полными и четко сформулированы. Умение задавать вопросы детям и постепенно усложнять их – главный педагогический навык. Необходимо так вести беседу, чтобы ребенок мог осознать каждую мысль и каждое выражение. К.Д. Ушинский писал: «Правильно понятый вопрос – половина ответа».

Например, пословица: «Не мучь мухи: и ей больно».

Вопросы к детям: «Кто такая муха?», «Какого размера муха?»,

«Может она и боли не чувствует, раз такая маленькая?».

Дети: «Нет, ей больно, ее нельзя мучить».

На занятиях по развитию речи дети упражняются и в пересказе фольклорных произведений, «которые закладывают прочные пласты в детском сознании, являющихся эталонами, образцами, с которыми следует в дальнейшем сверять собственные мысли, фразы, слова» (К.Д. Ушинский). Сказки К.Д. Ушинский называет «сердечными верованиями народа; и в то же время это «блестящие попытки народной педагогики». Беспрестанно повторяя слова и обороты в сказке, ребенок запечатлевает в памяти народные выражения. Знакомя детей со сказкой, педагог должен задуматься: что же лежит в основе её содержания, какова цель? Должен понять, на какие  ценности ориентирована эта сказка, какой представляет интерес для современного ребенка, чтобы методически грамотно раскрыть детям богатство национальной культуры. Например: в сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» показывается образец взаимоотношений между людьми и предупреждает опасность превращения человека в козленка, потеря человеческого образа даже из-за небольшого ослушания. Сказка указывает выход: раскаявшийся козленок-Иванушка, претерпев угрызения совести, страдания, получает нравственный урок, обретает вновь утерянный человеческий образ и верное направление души. Некоторые русские народные сказки переименованы в пословицы. Мораль сказки «Лиса и журавль» переименована «Как аукнется, так и откликнется».

Знакомя детей с лексической темой «Дом», рассматривали части дома и закрепляли их названия: фундамент, стены, крыша, окна и двери, порог, ступени. Главным началом семьи является Дом. Дом – это место, где разворачивается телесная, душевная и духовная жизнь семьи. Всякий дом имеет типичные и в культуре множество раз опоэтизированные атрибуты. Крыша означает в культуре как кров, покров. Есть пословица «Не как стройся, а как кройся». Кров как образ надежности, душевной простаты и крепости. Стены – это образ, некой ограды и опоры, некой крепости. «Мой дом – моя крепость». Именно стены несут на себе функции семейного эстетического чувства, родовой памяти. Это выражается в картинах, фотографиях, предметах, что висит на стенах. В этом смысле – что на стенах, то и в душе. Окна и двери – это возможность сообщения с миром. Возникает множество ассоциаций: «Окно в мир», «Двери моего дома всегда открыты для вас». Особое чувство и любовь к дому выражается словом – Уют. Уют означает гармонию, и структурированность души (все на своих местах). Уют связан с чувством покоя. Уютно – значит еще любовно и заботливо. В каком-то смысле уют – это и есть дом. Воспитать у детей любовь к дому, к семье, к Родине – одна из главных задач родителей и педагогов. «Семья в куче – не страшна туча». «При солнышке тепло – при матери добро».

Во время проведения занятий, с целью укрепления здоровья детей, снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, стараемся использовать с детьми кроме физкультминуток, хороводы, народные игры. «На горе-то, калина», «Весна, весна, красная», «Ходит Ваня» и др. В этих сюжетах воспевается красота родной природы, народный быт людей. «Трава шелковая», «робкая осина», «цветущая калина», «с великой милостью». С одной стороны – это обогащает и активизирует словарь детей, а с другой – помогает детям совершенствовать общую и пальчиковую моторику, вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, способствует развитию плавности и напевности речи, темпа и ритма речи. Благодаря использованию в педагогической деятельности народного фольклора, у детей развивается связная грамматически правильная речь, ребенок обогащается, как личность, развивается эмоционально, активизируется познавательная деятельность.

Большое значение в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Они вобрали все представления и нравственные ориентиры народа. Сам праздник неотделим от жизни народа, он дает человеку силы для дальнейшей трудовой деятельности. В основе быта, традиций, праздников русского народа стремление к духовности, к воспитанию доброты, щедрости, милосердия. При проведении в объединении «Речевичок» праздника «Масленица годовая – она гостьюшка дорогая», знакомили детей с традициями русской культуры. Познакомились с атрибутами одежды на Руси: кушак, косоворотка, сарафан, кокошник, лапти, приветствовали гостей в традициях народной культуры – поклонам.  Отмечали, что русский праздник – это праздник гостеприимства, которым славен русский народ, узнавали традиции русского стола. Всем детям полюбились блины, пироги, понравилось пить чай из самовара. Заучивали с детьми пословицы: «Чем богаты – тем и рады», «Не красна изба углами – красна пирогами».

В традиции объединения «Речевичок» осуществляется совместная театрализованная деятельность педагога и детей по русским народным сказкам, где развиваются творческие способности детей в различных видах деятельности литературе, музыке, театральном искусств, развивается память, внимание, воображение, мышление и другие психические процессы. При подготовке к  кукольному театру по русской народной сказке «Заюшкина избушка», проводили беседу о русской народной игрушке и о народных промыслах, которая очень эффективна при составлении описательных рассказов. Большое воспитательное значение имела беседа с подробным обсуждением сказки, чтобы донести до детей суть содержания, не забывая, о возможности привить ребенку уважение к нравственным поступкам героев сказки. Для ребенка свободной самостоятельной деятельностью является игра, в которой формируются все стороны: ум, чувства, воля.

А.С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Следовательно, от ребенка, требуются волевые усилия, преодоления себя, которые развивают и укрепляют волю, характер. Основой становления характера является практическая деятельность, где формируется воля. От природы ребенок не имеет душевной лени и хочет все делать сам. Вот почему нельзя подавлять его стремление к самостоятельности. Педагогу необходимо дать ребенку правильную деятельность и обогатить ее средствами.

Роль педагога в обучении и воспитании детей имеет большое значение. Хорошо продуманное и организованное занятие пробуждает в детях доброту, вызывает желание совершать хорошие поступки, воспитывает чувство прекрасного. А специально подобранная литература воспитывает любовь к художественному слову, к языковому богатству произведений русской литературы, к устному народному творчеству, способствующая художественно-речевому развитию детей. Приобщает детей к истокам русской народной культуры, на не иссекаемом языковом богатстве устного народного творчества дети учатся выражать свое отношение к миру, к людям, к Родине, развивая генетически заложенное стремление к прекрасному.

Педагогам важно помнить и о том, что современное образовательное пространство – это открытая социально-педагогическая система, предусматривающая взаимодействие педагогического, ученического коллектива и семьи, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.

 

Количество просмотров: 7849  

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования
2. Вместе! Формирование профессиональной культуры педагогического коллектива
3. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
4. Саморазвитие педагога как важный фактор его личностного роста и профессиональной востребованности
5. Я учусь быть педагогом
6. Роль личности педагога дополнительного образования в приобщении дошкольников к русской национальной культуре
7. Социально-педагогическое проектирование как эффективная форма организация внеурочной работы в ДДТ им. А. И. Ефремова
8. Из опыта работы Образцового ансамбля танца «Зоренька»
9. Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности
10. Нетрадиционные формы проверки знаний учащихся на занятиях по вязанию
11. Активизация потребности детей в саморазвитии средствами арт-терапии
12. «Барабанное искусство» способно изменить мир к лучшему…
13. Юбилей школьного музея как событие
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы