Вместе! Формирование профессиональной культуры педагогического коллектива

 
 

Щедренко Ольга Станиславовна,

методист МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Вместе! Формирование профессиональной культуры педагогического коллектива

В педагогике и психологии много внимания уделяется формированию и развитию детского коллектива. А вот механизмы развития коллектива взрослых, самостоятельных и самодостаточных людей сегодня обсуждаются, в основном, по отношению к бизнесу. Мы слышим много слов о «корпоративной культуре», и лишь в последнее этот термин рассматривается применительно к педагогическому сообществу. На наш взгляд, сегодня нельзя говорить о развитии детей, не говоря о профессиональном и личностном развитии педагога. Актуальность этой проблемы находит свое отражение и в главных документах современного образования, а в частности в настоящее время утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не отразиться на выборе пути развития нашего коллектива. Жизнь ставит перед педагогами новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Конечно, мы сталкиваемся с настороженностью и недоверчивым отношением ко всему новому педагогов старшего поколения, воспитанных на иных ценностях, более дорожащих стабильностью, крайне недоверчиво относящихся ко всяким инновациям. Хотим мы того или нет, но за стенами наших образовательных организаций идет процесс становления рынка и рыночных отношений. Сегодня понятия «социальный заказ», «образовательные услуги» и т.п. уже прочно вошли в наш обиход, как бы мы к этому не относились. Новое время ставит перед нами задачу быть конкурентоспособными на этом современном «рынке образовательных услуг». Это предполагает переоценку педагогов своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности.

Рассматривая деятельность руководителя структурного подразделения, мы непременно сталкиваемся с необходимостью решения вопросов, касающихся развития профессиональной компетентности педагогов в изменяющихся условиях современного образования. Мы не можем говорить о повышении качества образовательных услуг, эффективности образовательного процесса, воспитании личности ребенка не ставя во главу угла личность и профессионализм педагогов. Мое глубокое убеждение, как руководителя, состоит в том, что процесс профессионального роста педагогических работников будет максимально эффективным в том случае, если этот процесс происходит в творческом коллективе единомышленников, работающих в режиме устойчивого развития.

Социально-педагогическое структурное подразделение, которым я руковожу, создано сравнительно недавно, всего год назад. Реструктуризация образовательной деятельности в нашем учреждении создала условия для объединение в одно структурное подразделение педагогов, реализующих ряд образовательных программ, направленных, в первую очередь, на социализацию детей подросткового возраста. Располагаясь на разных учебных базах Дзержинского района, педагоги имеют сравнительно немного возможностей для прямого профессионального общения. Выстраивая собственную систему управления, я, в первую очередь, решаю задачи максимального информирования коллектива, привлечения к участию в разнообразных формах повышения квалификации и образовательной деятельности в целом. Это педагогические советы, методические объединения, школа профессионального роста, социальные и творческие проекты, семинары, мастер-классы и многое другое. Использование медиа-пространства позволило мне начать внедрение проекта «Сетевое взаимодействие педагогов структурного подразделения», благодаря которому сбор, обработка и анализ информации происходят значительно быстрее и очень положительно сказываются на работе с документацией. А для педагогов – это формирование культуры современного мобильного обмена информацией.

Я уверена, что профессиональную компетентность каждого педагога дополнительного образования составляет совокупность профессиональных педагогических и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому разрабатывая стратегию создания коллектива, я стремлюсь уделить максимум внимания механизмам налаживания внутриколлективного профессионального общения, обмена опытом педагогической деятельности, поиску новых форм взаимодействия и творческого сотрудничества. В этом нам очень помогают реализуемые в ЦВР «Галактика» ряд социальных и творческих проектов: «Мастерство и Творчество», «Знакомьтесь! Это – Мы!», «Галактический вестник», фестиваль конкурс профессионального мастерства «Звездные россыпи». Благодаря этому педагоги не только могут заявить о своей педагогической деятельности через организацию выставок и мастер-классов, через публикацию статей, но и в формате конкурса педагогического мастерства получить новый опыт профессионального общения. Все мероприятия, направленные на развитие профессионализма педагогов, создают в коллективе дух здорового соперничества, что не может не сказываться самым благоприятным образом на качестве образовательного процесса.

Все этапы профессионального и личностного роста педагога находят свое отражение через реализацию «Индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности педагогического работника», который был создан научно-методической службой Центра внешкольной работы «Галактика» в 2014 году, и сегодня активно внедряется в нашем коллективе. Это позволяет педагогу системно подходить к вопросам собственного профессионального роста, организации своей педагогической деятельности, видеть не только ближайшие задачи, но и отдаленную перспективу.

Специфика деятельности нашего подразделения в том, что она направлена на социализацию детей подросткового возраста. Мы стараемся максимально учитывать интересы именно современного подростка, вовлекая их в активную досуговую деятельность, что в свою очередь, является альтернативой неорганизованного досуга детей, создающего риск появления социально-педагогических проблем. Дети имеют возможность заниматься театральной деятельностью, журналистикой, рекламным и вожатским делом, углубиться в историю Земли и проявить креативное мышление на интеллектуальных играх, научиться быть стройными и красивыми на занятиях модельной студии и развить свои физические способности на занятиях военно-патриотического клуба.

Педагоги социально-педагогического структурного подразделения помогают учащимся в формировании активной гражданской позиции, чувства социальной ответственности, стимулируют интерес молодого поколения к решению важных общественных проблем, развивают социальную инициативу. В понятие «социальная инициатива» включаются такие ценности, как коллективизм и взаимная требовательность, взаимовыручка и милосердие, доброта и ответственность, доверие и активность. Именно в данном педагогическом аспекте среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшими являются личностные компетенции педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность!

Успешной педагогической деятельности способствуют следующие профессионально-значимые качества личности, такие как: доброжелательность, оптимизм, искренность, чуткость, требовательность, чувство такта, эмоциональная уравновешенность, инициативность, ответственность, справедливость, уверенность в себе, самокритичность, рефлексия, порядочность, чувство юмора.

Профессионализм и мастерство наших педагогов дают возможность ребятам увлечься интересным делом, и развить в себе лучшие черты характера: смелость, дисциплинированность, целеустремленность, ответственность за свои поступки, которые в дальнейшем пригодятся в жизни. Их трудолюбие, творческий поиск, постоянное стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство делают насыщенными и интересными занятия, на которых царит неиссякаемая радость познания. Самые разные мотивы ведут педагогов по пути профессионального становления. Необходимо помнить, что любой человек желает проявить себя лучшим образом, а подчас и превзойти себя. Мой долг помогать педагогам, создавая ситуацию успеха, атмосферу, стимулирующую педагогов на самообразование и самосовершенствование.

Мои коллеги – люди, непохожие друг на друга, но всех их объединяет безграничная преданность своей профессии, своим детям. Мы сегодня находимся на этапе становления нашего педагогического коллектива, учимся взаимодействию, сохраняем добрые традиции нашей организации и внедряем современные технологии обучения и воспитания. Я уверена, ВМЕСТЕ мы справимся с любыми задачами.

Количество просмотров: 9255  

Добавить комментарий

Target Image
1. Личностно-профессиональное развитие педагога дополнительного образования – ключевой ресурс повышения качества дополнительного образования
2. Вместе! Формирование профессиональной культуры педагогического коллектива
3. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
4. Саморазвитие педагога как важный фактор его личностного роста и профессиональной востребованности
5. Я учусь быть педагогом
6. Роль личности педагога дополнительного образования в приобщении дошкольников к русской национальной культуре
7. Социально-педагогическое проектирование как эффективная форма организация внеурочной работы в ДДТ им. А. И. Ефремова
8. Из опыта работы Образцового ансамбля танца «Зоренька»
9. Общение ребенка с природой – важнейшее средство воспитания личности
10. Нетрадиционные формы проверки знаний учащихся на занятиях по вязанию
11. Активизация потребности детей в саморазвитии средствами арт-терапии
12. «Барабанное искусство» способно изменить мир к лучшему…
13. Юбилей школьного музея как событие
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы