Современная информационно-образовательная среда как условие работы по ФГОС ДО

 
 

Белякина Иулия Андреевна,

педагог-психолог

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 274 г. Новосибирска

 

Современная информационно-образовательная среда как условие работы по ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, с помощью которых достигаются следующие цели:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Одним из главных условий реализации ФГОС ДО выделяется информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда (ИОС) – это информационная среда, которая основана на использовании компьютерной техники, целенаправленно создающаяся для осуществления непрерывно образовательной деятельности. ИОС является не только необходимым для понимания и исследования сущности образовательной среды, но и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, методологии образования и реализации целей в современных условиях.

Средства и технологии воспитания связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), электронных образовательных ресурсов, цифрового интерактивного оборудования. Они помогают обеспечивать современному образованию: свободный доступ к различным информационным ресурсам; быстрый рост информационно-ресурсной базы; дистанционность (удаленность); мобильность; возможность создавать социальные образовательные сети и сообщества. Благодаря этим технологиям, у педагогов есть возможность воспользоваться такими инструментами, как: интерактив, мультимедиа (представление объектов множеством различных способов – фото, видео, анимация, звук), моделинг (дает возможность отобразить фрагмент материального мира в «виртуальной реальности»), коммуникативность и производительность для решения профессиональных задач, включая их в технологии воспитания.

Значимым в настоящее время является создание у детей коммуникативной культуры, что в свою очередь, помогает им общаться и реализовывать коллективную работу, устанавливать психологический контакт с другими детьми. Основой коммуникации являются общеустановленные нравственные запросы к общению: любезность, уважительность, корректность, тактичность, вежливость, скромность, точность, предупредительность, которые в особенности значимы для успеха общей деятельности. Совместно познавая трудовую деятельность, дети переходят на более глубокий уровень осмысления проблемы, постигают приемы рефлексии.

Также ИОС содержит в себе информационные ресурсы. Информационные ресурсы – это знания, накопленные людьми для общественного использования в социальной среде и зафиксированные на материальном носителе. И.И. Попов отмечает, что «информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач». В современном мире информационные ресурсы тесно связаны с техническими средствами, осуществляющими их воспроизведение. И в первую очередь, это компьютер. Если объединить два и более компьютера в сеть – можно свободно обмениваться всевозможной информацией. Физически она будет храниться в памяти компьютера и может быть направлена для визуализации, как на экран данного компьютера, так и на экран любого другого, подключенного к сети. Все вышесказанное подтверждает, что для информационного ресурса присуща открытость доступа. С помощью сетевого доступа появляется возможность к информационным ресурсам, общению, обменом опыта, формированию и размещению своей информации. Здесь могут выступать как локальные сети образовательного учреждения, так и различного вида глобальные сети. Локальная сеть разрешает сообща применить общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять достаточно быстрый обмен данными. Подсоединение к сети Интернет предполагает всем участникам образовательного процесса использовать услуги электронной почты, Всемирную паутину (WWW), производить скачивание файловых архивов, а также принимать участие в телеконференциях и вебинарах. Интерактивное общение в Интернете предполагает обмен текстовых, звуковых сообщений, видеоизображений в реальном режиме времени. Используя сетевые связи, формируются новые социальные объединения. Воспитатели создают сетевые сообщества, работающие над совместными проектами. На данный момент многим педагогам требуется пройти курсы по обучению ИКТ, так как новая среда, в основе которой лежит коллективная, познавательная, творческая и учебная деятельность, научает размышлять по-иному, воспитывает терпимость и критическое мышление.

ИОС содержит все необходимое информационное выражение социокультуры общества, что, в свою очередь, приводит к новым возможностям реализации воспитательных функций образования, развития личной социокультуры, мировоззрения детей. ИОС – это не просто информационная образовательная среда, а именно ее представление в виде образов, проекций в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в форме документов, методически приспособленных для образования.

Информатизированный процесс в дошкольных образовательных учреждениях определен общественной потребностью в увеличении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, запросами современного социума, которому необходимо, чтобы его члены были готовы к труду более продуктивному, созидательному, творческому. Такие технологии существенно расширяют потенциал как родителей, педагогов, так и специалистов в сфере раннего обучения, они способны увеличить результативность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании детей. Информатизация дошкольного образования – это всесторонний, разноплановый, ресурсоемкий процесс, где принимают участие дети, воспитатели, администрация ДОУ, создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, используются информационные технологии в непосредственно образовательной деятельности, разрабатываются интегрированные занятия, ведется проектная деятельность, активно используется сеть Интернет в образовании. Процесс информатизации дошкольного образования открывает педагогам прекрасные возможности для обширного введения в педагогическую практику новых методических наработок, устремленных на интенсификацию и осуществление инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Поэтому творческим педагогам, старающимся идти в ногу со временем, нужно осваивать и овладевать возможностями применения и внедрения новых ИКТ в свою педагогическую практику, быть для детей проводником в мир новых технологий, развивать основы информационной культуры его личности.

ИОС образовательного учреждения обязана обеспечивать возможность реализовывать в электронной форме следующие виды деятельности:

– планирование образовательного процесса;

– размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе – работ воспитанников и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

– регистрацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы образования;

– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

– взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Для информационной образовательной среды важно знать, что опыт человека, его знания, умения также представляются в виде информационного ресурса и материальным носителем данного информационного ресурса может выступать человек. Обращаться к данному источнику информации в современных условиях можно как непосредственно, так и опосредованно, с помощью компьютерных технологий. Работа педагога всегда осознанна, это определяется в способности компетентно и плодотворно действовать в всевозможных ситуациях на основании профессиональной осведомленности и комплекса умений, обратить свое незнание и неумение в источник профессионально-личностного развития. Выделяют внутренние условия работы педагога в позиции субъекта: заинтересованность к профессиональному поручению или вопросу, разрешение которого возможно при помощи ИКТ, высокий уровень мотивации использования ИКТ применительно к содержанию и процессу работы, не требующий подкрепления со стороны; осознанное отношение к своей деятельности; обладание нужными для работы в информационной образовательной среде предпосылочными профессионально-педагогическими знаниями, умениями, навыками; а также способность к волевым усилиям, ответственность, владение умениями и операциями работы с информацией, с использованием компьютера.

В нашем образовательном учреждении я применяю все доступные IT-технологии, так как это дает ряд неоспоримых преимуществ. Чаще всего используется интерактивная доска Interactive WhiteBoard, огромное преимущество которой состоит в том, что она полостью сенсорная и поэтому непосредственно образовательную деятельность я стараюсь построить так, чтобы дети смогли поучаствовать в процессе. Ведь данный способ предоставления материала очень для ребят увлекателен, особенно когда проводится занятие по формированию элементарных математических представлений, где дети сами на доске, развивая мелкую моторику, рисуют пальчиками разные по форме, величине и цвету фигуры! Мультимедиа – это также неотъемлемая часть образовательной деятельности, с помощью которой мы с ребятами можем разбирать смоделированные на интерактивную доску различные ситуации и сюжеты; просматривать мультимедийные презентации, которые сопровождаются в большинстве случаев аудио-, видео- и анимационными эффектами. Используя информационные ресурсы в своей практике, можно опираться на опыт, как других регионов, так и создавать свой собственный творческий подход в создании чего-то более уникального, индивидуального, ведя при этом свой личный образовательный блог.

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить насколько колоссальна роль в современном обществе информационно-образовательной среды в работе по ФГОС и поэтому хочется с уверенностью сказать, что в дошкольном учреждении необходимо использовать весь процесс информатизации, информационные ресурсы, ИКТ, так как они позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, результативность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей!

Количество просмотров: 16411  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы