Великий источник добродетели и силы

 
 

Воронина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

заместитель директора МБОУ СОШ № 96

с углублённым изучением английского языка г. Новосибирска,

руководитель ГМО ответственных за формирование культуры здорового питания,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «НГПУ»,

Почетный работник общего образования Российской Федерации

 

Великий источник добродетели и силы

Учит православная культура

Дружбе, благодарности и честности,

Как добро творить, не видя в том заслуги,

Милосердию и трудолюбию, ответственности.

Как стать осторожным и благоразумным,

Терпеливым, стойким и выносливым,

Мужественным и дисциплинированным, мудрым,

Волевым, ответственным, настойчивым.

Как не помнить зла; людей, весь мир любить,

Приходить на помощь, патриотом быть,

Прошлое семьи и родины хранить,

Как по нравственным законам жить.

О.В. Воронина

Уверена, что курс «Основы православной культуры» и внеклассное занятие по изучению жизни и духовного подвига Серафима Саровского заложит в моих учащихся определенные жизненные принципы, без которых человек не может состояться как личность.

Цель занятия: соединение идей светского образования с традициями воспитания православного патриотизма и добродетели на примере жития Серафима Саровского.

Задачи занятия: познакомить детей с жизнью и духовными подвигами Серафима Саровского; акцентировать внимание на добро, на силу воли, на духовную чистоту преподобного Серафима Саровского; воспитывать у детей любовь к родной земле, к её истории, чувство гордости за свою Отчизну.

Оборудование: учебное пособие «Основы православной культуры. 4 класс»; презентация «Радостный старец Серафим Саровский»; мультимедиапроектор; выход в интернет для использования заданий, созданных учителем в интерактивном сервисе http://learningapps.org; С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» (М., 2001).

Ход занятия

Учитель: Многих достойных людей взрастила матушка Россия. Одним из самых любимых и почитаемых наших святых является человек, о котором мы будем говорить на сегодняшнем занятии. Для того, чтобы узнать о каком святом мы будем сегодня беседовать, нужно составить слово из слогов в интерактивном сервисе.

(ответы учащихся)

Учитель: Правильно, сегодня мы поговорим с вами о преподобном Серафиме Саровском.

В середине 18 века, 19 июля (1 августа по новому стилю) 1759 года (по другим данным в 1754 году), в городе Курске в семье Мошниных родился мальчик, которого назвали Прохором. Его родители – Исидор Иванович и Агафия Фотиевна – принадлежали к именитому и богатому курскому купечеству.

Серафим Саровский Прохором был от рожденья наречён.

К православной вере с детства приучён.

Мошнины детей воспитывали в благочестии и чистоте,

Помогали всем сиротам, бедноте.

О.В. Воронина

Отец у Прохора рано умер. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. Агафия Мошнина продолжала дела мужа по постройке Сергиево-Казанского собора в Курске, взяла однажды туда семилетнего Прохора, который оступился и упал с колокольни. Мать побежала вниз, она уже не чаяла увидеть сына живым, но нашла его целым и невредимым. Не только она, но и все окружающие не могли не сознавать, что это чудесное спасение не могло быть без явной помощи Божией Матери.

Через три года ещё одно событие показало покровительство Божие над ним. Мальчик тяжело заболел. Почти не было надежды на то, что ребенок выживет. И вот, Прохору во сне явилась Божия Матерь и обещала его посетить и исцелить. Через некоторое время по улице, на которой стоял дом Мошниных, несли с крестным ходом чудотворную Курскую икону Знамения Божией Матери. Неожиданно начался ливень, и крестный ход, намереваясь перейти на другую улицу, для сокращения пути вошёл во двор Мошниных, который был проходным. Агафья Фотиевна вынесла больного сына из дома, мальчик приложился к святыне, и с этого момента началось его выздоровление.

Юный Прохор с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития Святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Ещё в юности у Прохора созрело решение посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому.

Мать детей своих в любви растила

И на иноческий подвиг Прохора благословила.

Материнское благословление свято он хранил –

Литой медный крест поверх одежды он всю жизнь носил.

О.В. Воронина

Прохор Мошнин с паломниками отправился пешком в Киев на поклонение Печёрским угодникам, где старец Досифей благословил его идти в Саровскую пустынь. 20 ноября 1778 года Прохор пришёл в Саров, где ему назначили в духовники старца Иосифа.

Как вы думаете, чем отличается монашеская жизнь от жизни обычных людей? Зачем человек добровольно отказывается от привычной жизни?

(ответы учащихся)

Учитель: Монашеская жизнь особая, тяжёлая. Монах все действия совершает во имя любви к людям, к Богу и исправление мира начинает с исправления себя. Жизнь монаха проходит в молитве и ежедневном духовном и физическом труде на благо монастыря или ради других людей, которые нуждаются в помощи. В монастырях кормят, дают ночлег странникам, содержат дома престарелых и детские приюты.  Сразу ли человек становится монахом?

(ответы учащихся)

Учитель: Верно, не сразу. Человек, который хочет изменить свою жизнь, сначала испытывает свои силы, становится послушником, живет в монастыре и выполняет самую тяжелую работу. Если он понимает, что сделал правильный выбор, происходит пострижение в монахи. Монах дает обещание посвятить жизнь Богу и начинает новую жизнь: отказывается от своего имущества, не имеет своего дома (живет в монастыре), у него нет семьи, он много молится и трудится. При постриге человек получает новое имя. Это знак того, что его жизнь изменилась.

Прохор Мошнин ревностно проходил послушания в монастыре: был келейником старца Иосифа, трудился в хлебне (хлебопекарне), просфорне, сплавлял лес, заготавливал дрова, был искусным столяром (первое время его даже звали в обители «Прохор-столяр»). Затем был назначен «будильщиком» - в обязанности входило подниматься раньше всех и будить братию к ранним службам.

Распорядок дня послушника Прохора можно узнать из его наставлений, которые он на склоне лет давал одному иноку: «За обедом ешь довольно, а за ужином повоздержись. В среду и пяток, аще можешь, вкушай по однажды».

Сам Прохор в среду и пятницу не ел никакой пищи, а в другие дни недели – только один раз. «Каждый день непременно в нощи спи три часа: десятый, одиннадцатый и двенадцатый час до полуночи. Аще изнеможешь, можно вдобавок днём спать. Сие держи несумненно до кончины жизни: ибо оно нужно для успокоения головы твоей».

Позже батюшка на основании собственного опыта советовал спать шесть часов в сутки. Для чего нужен был такой строгий режим жизни?

(ответы учащихся)

Учитель: Не всем сегодня может быть понятен монашеский подвиг. В словаре С.И. Ожегова слово «подвиг» расшифровывается как «Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях». Можно считать жизнь монаха подвигом?

(ответы учащихся)

Учитель: Через два года после поступления в монастырь Прохор сильно заболел: всё его тело распухло и нестерпимо болело. Больному становилось всё хуже. В келье Прохор исповедался и причастился, и с этого момента, к удивлению окружающих, быстро пошёл на поправку. Позже он рассказал, что в момент Причастия ему в несказанном свете явилась Пресвятая Богородица с апостолами Иоанном и Петром. Указывая на Прохора сказала: «Сей – от рода Нашего», потом возложила правую руку ему на голову, жезлом коснулась бедра, и тотчас в правом боку открылась рана, из которой вытекла жидкость, причинявшая ему столько страданий.

В ранней юности в видении Богородица ему явилась,

«Сей от рода Нашего», - сказала

И 12 раз по жизни это повторилось.

Богородица его и наставляла, опекала.

Завещала обучать людей,

Радоваться жизни, быть добрей.

Он любовью к Господу и человеку был не повторим,

Означает «пламенный» ведь имя Серафим.

О.В. Воронина

Заветное желание Прохора – стать монахом – сбылось через восемь лет после поступления в монастырь. 13 августа 1786 года послушник Прохор был пострижен настоятелем обители в монашеский чин с новым именем Серафим.

В шестнадцатую годовщину своего прихода в Саровскую обитель, 20 ноября 1794 года, тридцатипятилетний иеромонах Серафим взял благословение уйти из монастыря и поселиться в лесу. Целых пятнадцать лет своей жизни провел преподобный Серафим в уединенном месте на правом берегу реки Саровки, там он обустроил избушку-келью.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Со Святым Евангелием не расставался, выучил наизусть много церковных песнопений. Около кельи развёл огород и устроил пчельник. Сам себе добывал пропитание, держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу не ел совсем. Около трёх лет преподобный питался одной травой снитью, которая росла вокруг кельи, а в зиму сушил её же.  Эта съедобная трава, когда её сварят, имеет тонкий кисловатый вкус. Батюшка заливал её небольшим количеством воды и ставил в печку. «Славное выходило кушанье», – говорил он.

К нему всё чаще стали приходить люди – за советом и благословением. Это нарушало его уединение и он, спросив благословление настоятеля, преградил путь к себе, взяв обет безмолвия. Теперь только птицы и дикие звери посещали его. Святой Серафим Саровский полюбил лесных жителей, которые обитали рядом с кельей отшельника. 

Батюшка Серафим является примером для нас всего.

Даже звери лесные любили его:

Медведя хлебом из рук кормил

И тот его слушал, по слову в лес уходил.

О.В. Воронина

Выходя из кельи, он надевал заплечный мешок, набитый песком и камнями. На вопрос, зачем он носит камни, преподобный отвечал: «Томлю томящего меня». «Ради умерщвления страстей» он спал, сидя на полу, прислонившись спиной к стене либо положив под голову камень или полено, и даже в сильные морозы не топил печь.

В келье он любил молиться перед иконой Божией Матери «Умиление», которую называл «Всех Радостей Радость». Вскоре преподобный решился на ещё более суровый молитвенный подвиг – столпничество.

Ночь. Как безмолвные зрители
Звёздочки смотрят с небес;
Тихо вокруг: от обители
Тянется Саровский лес.

Келия там одинокая:
В ней Серафим обитал.
Знала пустыня широкая,
Подвиг как он совершал.

Там при дорожке под соснами
Камень тяжелый лежал.
 

Старец ночами бессонными
Там на коленях стоял.

Лето и зиму холодную
Он, не смыкая очей,
Выстоял волей свободною
Тысячу дней и ночей.

Весь безучастный ко внешнему
В сердце молитву слагал:
«Боже, будь милостив мне грешному», -
Часто так старец взывал.

Леонид Денисов, 1903 год

Днём Серафим молился в келье, также на камне, который принёс из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления скудной пищей.

Однажды на него напали грабители и стали требовать денег. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силён и мог обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут». Святой опустил топор на землю и сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали его бить, обухом проломили несколько рёбер, потом связав его, хотели бросить в реку. Сокрушив всё в келье и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они ушли.

Серафим Саровский, придя в сознание и с трудом освободившись от верёвок, превозмогая страшную боль, добрёл до обители. Братия отнесла его в больничный корпус; медики удивлялись, как он ещё остался жив! Преподобный не от врачей получил спасение: Божья Матерь явилась к нему и даровала исцеление. После этого, проведя пять месяцев в обители, он опять ушёл в свою пустынную келью. Оставшись навсегда сгорбленным, преподобный теперь ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.

Послушайте следующее стихотворение и скажите, какие монашеские обеты ещё принимал преподобный Серафим.

Христианские монашеские подвиги все в жизни Серафим вместил -

На пустынножительство и столпничество ведь хватило сил.

Ни жара, ни дождь и ни мороз,

Ни лесные тучи насекомых, комаров

Тысячу ночей и дней не помешали простоять на камне

И неистово молиться выдержит лишь человек, как пламень!

Пламенный наш батюшка, наш Серафим,

В нападении разбойников остался невредим.

Выдержал обед молчания, затвора,

И никто не слышал от него укора.

С ликом светлым и приветливым он был всегда,

Слышали все только: «Чадо!», «Радость ты моя!».

Чистоту души стяжал он необыкновенную,

Получил от Господа дар прозорливости, чудотворения.

Новый подвиг старчества – духовного руководителя людьми

Он за веру, любовь к людям получил.

О.В. Воронина

(ответы учащихся)

Учитель: Обет молчания он принял после смерти своего духовного отца Исаии. «Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом», - говорил впоследствии преподобный. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии он провёл около трёх лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

После пятнадцати лет пустынножительства отец Серафим вернулся в Саровскую обитель. Он поселился в своей келье и начал ещё более трудный подвиг – затвор: он никуда не выходил, никого у себя не принимал и не говорил ни с кем ни слова. Дверь в его келью отворялась, лишь когда ему приносили пищу, так продолжалось около пяти лет. Однажды в сонном видении старцу явилась Матерь Божия и повелела ему не скрывать себя от людей. Благословила его на служение людям в самом высшем монашеском подвиге – старчестве. Отец Серафим ослабил затвор и стал принимать посетителей.

Преподобный Серафим приобрёл дары: прозорливости, пророчества и чудотворения.

Он предвидел прошлое и будущее и давал советы,

Оставался ласковым, терпимым он при этом.

От болезней и недугов исцелял.

Он любого принимал и видел всё глазами,

Грешники при нём раскаивались сами.

О.В. Воронина

Однажды к преподобному пытался протиснуться сквозь толпу крестьянин, но какая-то сила как бы отталкивала его. Старец обратился к нему: «А ты куда лезешь?». Капли крупного пота выступили на лице крестьянина, и он в присутствии всех начал вслух раскаиваться в своих грехах и особенно в недавно совершённой им краже, и тут же принял решение к исправлению своей жизни.

Учитель: Всем он давал совет, наставление, помогал выбрать верную дорогу в жизни.

В чём смысл жизни? Для чего мы родились?

Отвечал он: «Радости, незлобию учись!»

Годы жизни быстро пронесутся.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся!»

«Радость моя!», - говорил он приходящим за советом,

И лицо его светилось радостью при этом.

Человек с другими только тем делиться сможет,

Что имеет сам, и мир его душе поможет.

О.В. Воронина

Учитель: История сохранила несколько удивительных историй, вот несколько из них:

Однажды к Серафиму Саровскому приехал генерал Л. Весь в орденах, генерал смело зашел в келью. Вскоре дверь отворилась, и отец Серафим вывел плачущего генерала в сени, а затем вынес его ордена и фуражку. Ордена эти сами свалились с груди генерала, причём преподобный на это заметил: "Это потому что ты получил их незаслуженно".

Нижегородский помещик Михаил Васильевич Мантуров тяжело заболел и уже не мог ходить. Врачи были бессильны. Его принесли к святому Серафиму. Батюшка трижды спросил его, верует ли он в бога? Получив искренние заверения о его вере в Бога, старец сказал: «Радость моя! Если ты так веруешь, то верь же и в то, что верующему всё возможно от бога. А я, убогий Серафим, помолюсь».

Преподобный намазал ноги помещика святым елеем из лампады, велел обуться и встать. Михаил Васильевич встал и, никем не поддерживаемый, твёрдо пошёл, не чувствуя боли и слабости в ногах. Мантуров стал преданным учеником и помощником старца, который поручал ему важные дела на благо людей.

Никогда не позволял старец ничего говорить детям против родителей, даже если те имели явные пороки. Один мужчина привёл к старцу свою мать, которая страдала пороком пьянства. Как только человек стал жаловаться на неё, старец зажал ему рот рукой и не дал произнести ни слова. Потом велел матери открыть рот. Кода та выполнила просьбу, он трижды дунул на неё. Батюшка также велел не иметь в доме вина и даже винной посуды.

- Отныне не потерпишь боле вина, - сказал он женщине.

И действительно она больше не пила и прожила до старости в трезвости, уважаемая детьми и внуками.

На многие письма преподобный отвечал, даже не вскрывая конверт: он заранее знал содержание. После его смерти в келье найдены были нераспечатанные письма, хотя их отправители уже получили ответ от батюшки.

В последние годы жизни преподобный Серафим особенно заботился о своём любимом детище – Дивеевской женской обители, куда могли поступать девушки-сироты, у которых не было ни крова, ни защиты. Преподобный даже сам заготавливал лес для нового строительства. Он определил для новой девичей общины более лёгкие правила, чтобы не навести на девушек уныния. Вокруг общины велел сделать Канавку, а вынутую землю бросать в сторону обители, чтобы образовался вал. По Канавке – дорожке, по которой, по словам преподобного Серафима Саровского, прошла Божия Матерь, и сейчас проходят с молитвой все верующие, посещающие монастырь.

Послушайте стихотворение и скажите, что завещал нам батюшка Серафим?

Устрой мир душевный –

                                    он не повторим,

Чтобы не огорчаться и не огорчать,

Учись благодать Святого Духа

                                                стяжать.

Мир сохраняй, ни на кого не злобься,

Избегай осуждения других,

                        излишне не беспокойся.

Хорошо, если заповедь не забудете:

Не судите – не судимы будете.

Следи за собой, природу и жизнь

                                                     любя,

Совершенствовать мир начинай с себя.

Богатых и бедных батюшка

                                         не различал,

«Мы все равны перед богом»,

                                       - так отмечал.

Всех сам принимал, утешал,

                                        благословляя,

С любовью и радостью к добру

                                            направляя.

Счастлив лишь тот, кто сам в мире

                                                       живёт

И других к добру и благу ведёт.

Других легко учить,

«Как с нашего собора на землю

                                 камешки бросать»,

А делом, чему учишь проходить,

Что самому наверх собора камешки

                                                     таскать.

Так значит, прежде чем учить

                              учиться надо самому,

Чтобы не навредить нигде и никому.

Не осуждай родителей своих,

Ведь ты же продолженье рода их.

И бережно к ним относись, люби,

И уважение к семье храни.

О.В. Воронина

(ответы учащихся)

Учитель: За год и десять месяцев до смерти преподобного Серафима ещё раз посетила Матерь Божья. Она долго беседовала с преподобным. Закончив беседу, Она сказала: «Скоро, любимче Мой, будешь с нами».

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его кельи и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его. В келье святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

2 января 1833 года келейник преподобного, отец Павел, почувствовал запах гари, исходивший из кельи святого. Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

Старец прожил 74 года. Над его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому, прося благословения на труды, подвиги и терпение. Сейчас память преподобного Серафима Саровского отмечается 15 января и 1 августа.

Учитель: Что особенного было в жизни преподобного Серафима Саровского? Как вы думаете, почему Православная Церковь стала почитать батюшку Серафима как святого? (ответы учащихся)

Учитель: Восстановите и объясните высказывания святого Серафима Саровского и расшифруйте их.

Ответ: «Мир сохраняй, ни на кого не злобься»

Ответ: «Чадо! Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Ответ: «Мы все равны пред богом»

Учитель: На доске вы видите слова, которые имеют какое-то отношение к святому Серафиму Саровскому, объясните, как это слово связано со святым.  (Слова: монах, Дивеево, отшельник, разбойники.) (ответы учащихся)

Учитель: Посмотрите на фото и определите, что на них изображено и как это место связано с жизнью преподобного Серафима. (Фотографии: город Курск, где родился преподобный Серафим; Сергиевский собор в Курске, который строили его родители; Киево-Печерская Лавра, куда ходил святой за благословением; Серафимо-Дивеевский монастырь.) (ответы учащихся)

Учитель: Расшифруйте христианские добродетели и скажите, как они воплотилась в жизни преподобного Серафима Саровского (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь).

Ответы учащихся

Воздержание. Преподобный Серафим вкушал пишу только один раз в день, и то кроме среды и пятницы. Пища его состояла из овощей и хлеба. Часто, углубившись в молитву, он забывал о еде на несколько дней. Почти три года он питался одной только травой.

Целомудрие. С детства преподобный Серафим не любил мирских забав, он старался больше молиться, чаще ходить в церковь, чтобы избежать искушений.

Нестяжание. У преподобного Серафима было очень мало вещей. Когда разбойники ворвались в его келию, то нашли там только икону и несколько картофелин. Носил преподобный Серафим всегда одну и ту же одежду: на голове - поношенную камилавку, на теле - балахон из белого полотна, руки - в кожаных рукавицах, на ногах - кожаные бахилы вроде чулок, поверх которых старец надевал лапти.

Кротость. Однажды в лесу к преподобному Серафиму подошли три человека и стали требовать у него денег. Святой им сказал: "У меня нет никаких денег, я ни у кого ничего не беру". Тогда разбойники кинулись и избили его. Серафим обладал большой силой и был вооружен топором. Он смог бы отбиться. Но святой спокойно преклонил колена, опустил на землю топор, скрестил на груди руки и сказал злодеям: "Делайте, что вам надобно".

Блаженный плач. Тысячу дней и ночей провел святой Серафим в молитве на камне. С воздетыми к небу руками повторял он молитву: "Боже, милостив буди ко мне, грешнику."

Трезвение. В детстве преподобный Серафим почти каждый день бывал в церкви, а когда он стал помогать брату, то вставал пораньше, чтобы побывать хотя бы на заутрене.

Смирение. Святой Серафим был очень смиренным. Он скрывал свои подвиги и просил других людей не раскрывать их. Когда святой Серафим Саровский рассказывал перед смертью о своем молитвенном стоянии, один ученик воскликнул, что это выше человеческих сил. Святой с улыбкой заметил: "Симеон Столпник сорок семь лет провел в этом подвиге, разве мои труды похожи хоть отчасти на его?".

Любовь. Святой Серафим любил всех людей, ласково с ними общался. При встрече преподобный Серафим кланялся пришедшему в ноги и говорил: "Радость моя, Христос воскресе!"

Учитель: Правильно разгадав кроссворд, в выделенных по горизонтали клетках, получите имя святого после принятия пострига.

1. Город, в котором родился святой. (Курск)

2. Что вручила сыну при прощании матушка? (крест)

3. Название города, в котором был мужской монастырь, куда с благословления старца Досифея пришёл Прохор Мошнин. (Саров)

4. Помещение, в котором совершается церковная служба. (Храм)

5. Имя матери святого. (Агафия)

6. Имя отца святого. (Исидор)

7. Как называлась чудотворная икона Божией Матери в которой приложился Прохор во время своей тяжёлой болезни в детстве. (Знамение)

Учитель: Разгадав кроссворд, в выделенных по горизонтали клетках, получите название женского монастыря, основанного Серафимом Саровским.

1. Кто 12 раз являлся Серафиму Саровскому в видениях? (Богородица)

2. Один из монашеских подвигов Серафима: непрерывная молитва на камне. (столпничество)

3. Один из монашеских подвигов Серафима: уединение, отказ от общения с людьми. (затвор)

4. Один из монашеских подвигов Серафима: духовное руководительство. (старчество)

5. Комната, в которой живёт монах. (келья)

6. Видение святому человеку. (явление)

7. Фамилия Серафима в детстве. (Мошнин)

Учитель: Порассуждайте о христианском подвижничестве святого Серафима Саровского, запишите свои мысли.

(Учащиеся записывают свои размышления, которые далее по желанию зачитываются. Учитель подводит итог занятия.)

Учитель: Домашнее задание: в сервисе WikiWall создать газету про жизнь и деятельность святого Серафима Саровского.

 

Список использованной литературы и источников:

Акафист и житие преподобного и Богоносного Серафима, Саровского чудотворца. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998. – 64 с.

Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия радонежского, 2012. - 228 с.

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. – М.: ООО «Даниловский благовестник», М.: ЗАО ИД «Комсомольская правда», 2013 – 176 с.

http://www.serafim100.ru/

http://www.diveevo.ru/

http://wikiwall.ru/wall/47326f2390ef9d957b93d70d3271b182/42d1790fbd628cfd2b0da1229b819c52#

Количество просмотров: 8065  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы