Активные формы обучения на уроке экономики

 
 

Плотникова Елена Николаевна,

учитель экономики

МАОУ Информационно-экономического лицея г. Новосибирска

 

Активные формы обучения на уроке экономики

Система образования в данное время намного расширилась. Изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах, формах, способах, приёмах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать важные решения в трудных ситуациях, обладали сформированными навыками общения, необходимо повышение интереса к обучению на уроке. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму в образовательном процессе [1].

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [2]. В качестве плюсов выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность, умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Таким образом, деятельность педагога направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности учащихся.

Активные формы обучения могут использоваться на традиционном уроке, но чаще их применяют на семинарах, практикумах, факультативах, внеаудиторных и других формах организации обучения.

К активным формам обучения относятся:

1. Мозговой штурм. Мозговой штурм – это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы [3].

Для проведения мозгового штурма класс делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Как правило, данная игра в классе проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты.

2. Деловая игра. Целью деловой игры является процесс моделирования определенных управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций и формирования умений анализировать их и принимать оптимальные решения. Разработка деловой игры представлена на рисунке 1.

Также игровая модель включает в себя технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания. Анализ игры в конце урока несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку [3].

3. Круглый стол. «Круглый стол» – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

4. Анализ конкретных ситуаций. Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

5. Проблемное обучение. Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача учителя – не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

6. И другие формы обучения.

Использование активных форм на уроке укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. О результативности и преимуществах использования активных форм можно судить по развитию у обучаемых [1]:

– метапредметных умений, таких как работа в коллективе;

– мотивацию к обучению;

– самооценки;

– осознание своей роли.

Результатами реализации системы использования активных форм обучения, можно считать следующее:

– систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

– целостная взаимосвязанная система упражнений форм, приемов.

Таким образом, можно сказать, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.

Список использованных источников

1. Активные формы обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://engschool16.ru/view_publication.php&id=53

2. Активные формы обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kotrpo.ucoz.ru/publ/aktivnye_formy_obuchenija/1-1-0-6

3. Плотникова Е.Н. Педагогические технологии в процессе обучения предмету «Экономика»: актуальные вопросы образования. современные тенденции повышения качества непрерывного образования [Текст]: сб. материалов Международной научно-методической конференции, 1–5 февраля 2016 г., Новосибирск. В 3 ч. Ч. 3. – Новосибирск: СГУГиТ, 2016. – 280 с.

Количество просмотров: 26429  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы