Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема

 
 

Приходько Юлия Иогановна,

воспитатель высшей квалификационной категории
МБС(К)ОУ города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 39 III-IV вида»

 

Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема

Умей чувствовать рядом с собой человека,

умей понимать его душу, видеть в его глазах

сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье.

Думай и чувствуй, как твои поступки могут

отразиться на душевном состоянии другого человека

В. А. Сухомлинский

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого человека таких личностных качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы воспитанники обладали не только определенными знаниями, умениями и навыками, но были и людьми, усвоившими толерантность как основу своей жизненной позиции, уважали не только себя, но и тех, кто рядом.

В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, поэтому необходимо изменение общественного мнения у детей, родителей и педагогов, по отношению к детям с ограниченными возможностями. Результаты опроса населения подтвердили, что основными чувствами, которые россияне испытывают по отношению к инвалидам, являются жалость, сочувствие и сострадание. Вследствие чего общество, с одной стороны, пытается максимально ограничить взаимодействие с ними, с другой – появляется желание им помочь, чаще всего – материально. О жалости, как о лидирующем чувстве, в современном российском обществе говорят и эксперты, работающие с детьми-инвалидами. Причем, с их слов, жалость по отношению к таким детям является недопустимой, она «унижает личность этих детей», препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах и, как следствие, способствует тому, что «инвалиды сами себя уже не могут воспринимать как самостоятельных, полноценных членов общества».

Наша школа-интернат коррекционная для слабовидящих детей. В ней обучаются и воспитываются совместно ученики с ограниченными возможностями и не имеющими инвалидность. Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране. Это, прежде всего, возможность чувствовать себя равноправным, равным в обществе. Быть уверенным в реализации своих возможностей. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Дети с ограниченными возможностями здоровья должны знать, что у них есть возможность добиться собственных целей, есть специалисты, к которым можно всегда обратиться, есть средства помощи, а главное, – они доступны. Поэтому только от личных качеств и большого желания, а главное, большого усердия и труда зависит реализация их возможностей.

      

Городской конкурс «Мы – талантливы»

Городской конкурс «А ну-ка, девочки»

Городской конкурс «Большие гонки»

 

Городской конкурс «Новогодней игрушки»

Воспитательную работу в своей группе строю на целенаправленной планомерной ориентации школьников на толерантные отношения друг к другу, что дает возможность каждому, кто приходит в школу, почувствовать, увидеть, понять свою уникальность и ценность и уникальность и ценность другого человека.

Одна из самых острых в школе проблем, да и в обществе в целом – культура общения. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению – способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него, способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Не один год в нашей группе существует клуб «Здоровых привычек», в работу которого входят:

– часы общения «Конвенция прав детей», «13 ноября – международный день слепых», «Воспитание толерантности», «Конфликт. Разрешение конфликта», «Доброта творит чудеса», «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности», «Словарный запас», «О духовной безопасности подростков», «Жизнь дана на добрые дела»;

– диспуты «Ценность человеческой жизни», «Молодежные движения в современной России», «Сделай свой выбор», «Экстремизм среди подростков»;

– игровые тренинги «Воспитай в себе человека», «Чувство взрослости. Что это такое?»;

– психологические практикумы «Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций», «Чувства, мысли, поступки: умеем ли мы их различать?», «Учись понимать себя», «Учись понимать других».

Высокую степень сплочения коллектива, а значит, воспитание толерантности дает работа в группе, а именно коллективное творчество детей. Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и полноценно развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. Обычные слова «создавать коллектив» означают следующее: учить детей совместному творчеству, так как, когда они думают, изобретают и работают вместе, только тогда они объединяются, учатся ценить друг друга, а значит, проявляют толерантность.

Технология КТД предполагает, что все равны, но не одинаковы, потому что каждый ребенок – личность. Здесь есть дело каждому.

Для того чтобы работа с детьми с ОВЗ по воспитанию толерантности была плодотворной, они задействованы в различных видах мероприятий: экскурсии, выставки, мастер-классы, спортивные соревнования.

 

 

  

Особенно хочется отметить театрализованную деятельность, которая помогает ребёнку в отношениях с другими людьми, помогает не принимать вражду и конфронтацию за естественный способ существования. Понимать того, кто не похож на тебя. Быть терпимым даже тогда, когда поведение другого человека тебя раздражает. Не стесняться проявлять внимание и уважение к людям с ограниченными возможностями. Проявлять внимание к старикам, больным, инвалидам, к детям, лишённым нормального детства, сочувствие нищим и бедным, к тем, с кем случилось несчастье. Театрализация смещает акцент с нотации на изображение, с предписанных правил поведения на игровые ситуации.

 

 

 

Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество воспитателя и родителей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями:

– совместные праздники «Моя бабушка и дедушка», «Мамин день», «А ну-ка, парни»;

– индивидуальные беседы «Шутки или хулиганство», «Искусство каждодневного общения», «Отношения с одноклассниками», «Опасные привычки», «Самоконтроль и требовательность к себе», «Чувство собственного достоинства»;

– выставки рисунков.

Такая согласованность в работе школы и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения. Хочется донести до воспитанников, что толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Количество просмотров: 11867  

Добавить комментарий

Target Image
1. Воспитание толерантности как социальная и педагогическая проблема
2. Проектная деятельность на уроках английского языка как один из инструментов воспитания социальной толерантности
3. Воспитание толерантности у подростков
4. Воспитание толерантности на уроках внеклассного чтения
5. Воспитание толерантности у детей с нарушенным слухом через творческую деятельность
6. Формирование толерантного отношения у слышащих родителей к своим детям с нарушениями слуха как условие успешной социализации детей
7. Воспитание толерантности у старшеклассников с нарушением слуха как социальная и педагогическая проблема
8. Воспитание толерантности подростков к детям-инвалидам в условиях школьного образовательного пространства
9. Воспитание толерантности в условиях коррекционной школы
10. Мой необычный педагогический опыт
11. Формы организации взаимодействия в разновозрастной группе воспитанников школы-интерната
12. Активные формы обучения на уроке экономики
13. Правовое воспитание учащихся на уроке и во внеурочное время в условиях МБОУ «Экономический лицей»
14. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций на уроках биологии
15. Использование интерактивных методов обучения на уроках
16. Школа юного патриота как средство формирования активной жизненной позиции несовершеннолетних
17. Воспитание толерантности через взаимодействие педагогов и родителей
18. Патриотическое воспитание: традиции и инновации
19. Каллиграмма как элемент диалога культур в обучении литературе
20. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся при обучении иностранному языку

Страницы

1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы